190 лет со дня первого издания «Калевалы»
В 1835 г. в свет вышло первое издание эпической поэмы Э. Лённрота «Калевала», в предисловии к которому автор поставил дату 28 февраля, ставшую впоследствии днем «Калевалы». Изданию предшествовала большая работа по собиранию народных песен, подготовка их публикации как отдельных произведений («Собрание песен о Вяйнямёйнене» или так называемая «Перво-Калевала»). На создание полного текста поэмы из 50 рун, вышедшего в 1849 г., повлияла знаменитая встреча исследователя с Архиппой Перттуненым. Для многих знакомство с сюжетами карельских эпических песен начинается именно с этого произведения.
Долгое время поэма воспринималась как истинно народный карело-финский эпос, хотя целый ряд исследователей обращали внимание на элементы текста, позволяющие утверждать об авторстве Э. Лённрота. В первую очередь, это касалось его подхода к использованию исходных песен, записанных от различных исполнителей: автор «Калевалы» свободно объединял фрагменты из разных рун, включая в итоговый текст от одной до
нескольких строк.
В свою очередь «Калевала» оказала сильное влияние на культуру нашей республики. На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находятся фонды многих деятелей искусства, чья жизнь так или иначе была связана с «Калевалой». На протяжении почти двух веков многие авторы обращались к темам поэмы. В 1940-е гг. на подмостках Финского театра режиссер Т.С. Хайми поставил пьесу Ю. Эркко «Куллерво», написанную финским драматургом еще в XIX в. На основе поэмы карельский композитор Г.-Р. Н. Синисало и московский хореограф И.В. Смирнов создали балет «Сампо», премьера которого состоялась 27 марта 1959 г. В центре сюжета оказалась история чудесной мельницы — одного из ключевых эпизодов произведения Э. Лённрота. К образам поэмы и других произведений Э. Лённрота в своем творчестве обращались художники Н.И. Брюханов и В.М. Агапов, композиторы К.Э. Раутио, Э.Н. Патлаенко, Г.А. Вавилов, хореограф В.Г. Мальми и многие другие. Каждый из них по-своему представлял волшебный мир, представленный Э. Лённоротом в поэме «Калевала» и в сборнике песен «Кантелетар».
Современные авторы черпают вдохновение не только в сюжетах «Калевалы», но и в образах карельских эпических песен. Возможно, их документы и материалы также окажутся в составе фондов Национального архива Республики Карелия и станут частью исторического наследия нашего региона.
Иллюстрации:
1. Сцена из балета Г.-Р.Н. Синисало «Сампо» Музыкально-драматического театра КАССР. г. Петрозаводск. 1959 г. Автор съемки Савин
2. Набросок живописной работы Н.И. Брюханова «Куллерво» на сюжет карело-финской эпической поэмы «Калевала». [Первая половина 1980-х гг.].



В Национальном архиве Республики Карелия закончен прием на государственное хранение документов личного происхождения Владимира Петровича Крылова (1922-2019), участника Великой Отечественной войны, филолога, педагога, литературоведа, доктора филологических наук (1977), профессора Карельского государственного педагогического института (1982), одного из ведущих советских и российских исследователей творчества писателя Леонида Леонова.
На заседании была согласована и рекомендована к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия опись № 1 дел постоянного хранения за 1921-1931 гг. фонда № Р-648 «Центральная швейно-сапожная мастерская Народного комиссариата просвещения Автономной Карельской ССР». В 2025 г. была проведена переработка описи. В старом экземпляре описи был нарушен валовый порядок нумерации. После переработки опись имеет сквозную нумерацию. Старый шифр указан в описи в графе «Примечания». Также был произведен компьютерный набор описи с уточнением заголовков, хронологических рамок и количества листов в делах, подготовлена историческая справка об учреждении.
24 февраля отмечает юбилей замечательная артистка, балерина, хореограф, педагог, необычайно творческий человек, красивая, удивительно обаятельная женщина Елена Юрьевна Сидорова.
В секции «Архивы, библиотеки, музеи: хранители наследия» главный архивист отдела научно-справочного аппарата А. С. Соколов представил доклад «Знаки оплаты проезда как источник по истории транспорта Карелии (по документам Национального архива Республики Карелия)». Выступление было посвящено транспортным билетам, квитанциям, жетонам, талонам, абонементным карточкам, встречающимся в фондах архива.