К 75-летию со дня рождения Натальи Ивановны Вавиловой
1 августа исполняется 75 лет со дня рождения Натальи Ивановны Вавиловой, директора Музея изобразительных искусств Республики Карелия, советника по культуре Главы Республики Карелия, члена Общественной палаты России от Республики Карелия.
Наталья Ивановна Вавилова (в дев. Романенко) родилась 1 августа 1946 года в г. Петрозаводске Карело-Финской ССР в семье военного.
В 1970 г. окончила Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, в 1983 г. — Ленинградскую высшую партийную школу, в 1989 г. — международные курсы Баренцрегиона «Культура и менеджмент».
С ранней юности Наталья Ивановна активно занималась общественной и комсомольской деятельностью, занимала ответственные должности: в 1964–1968 гг. — освобожденный секретарь комитета ВЛКСМ Дошкольного педагогического училища г. Петрозаводска, в 1968–1969 гг. — инструктор отдела пропаганды и культурно-массовой работы Карельского обкома ВЛКСМ, в 1972–1974 гг. — второй
секретарь Петрозаводского горкома ВЛКСМ. В 1974–1988 гг. Н.И. Вавилова была инструктором отдела культуры Карельского обкома КПСС, в 1988–1997 гг. — заместителем министра культуры Республики Карелия. С 1997 г. — по настоящее время Наталья Ивановна занимает пост директора Музея изобразительных искусств Республики Карелия.
За активную общественную работу и плодотворную деятельность по развитию культуры республики Н.И. Вавилова награждена медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», имеет почетные звания заслуженного работника культуры Республики Карелия и Российской Федерации и другие награды. В 2021 г. Наталье Ивановне присвоено звание «Почетный гражданин г. Петрозаводска».
Практически вся жизнь Натальи Ивановны Вавиловой
связана с её активной работой по развитию и дальнейшему совершенствованию культуры и искусства Республики Карелия.
Под руководством Н.И. Вавиловой ведущим в деятельности Музея изобразительных искусств Республики Карелия стал проектно-программный метод, что позволило значительно улучшить постоянную экспозицию музея, как за счет технического оснащения, так и за счет содержания представленной коллекции, проведена большая работа по совершенствованию его структуры и деятельности, определению приоритетных направлений, укреплений материально-технической базы. Успешно проводятся музейно-образовательные программы, реализуются социально значимые просветительские проекты различных благотворительных фондов. Выставки из ведущих федеральных музеев знакомят жителей Карелии с шедеврами мировой и отечественной живописи. С 2000 г. заработал авторский проект Вавиловой «Музейный перекресток». Музей изобразительных искусств Республики Карелия стал первым из провинциальных музеев, которые Государственная Третьяковская галерея пригласила к себе в рамках обширной программы «Золотая карта России». Музей является одним из учредителей «Национального фонда цифровых изображений музейных коллекций», созданного по инициативе Государственной Третьяковской галереи, а Н.И. Вавилова является членом его правления.
Наталья Ивановна - автор ряда статей, в том числе — вступительной статьи в каталоге выставки «Художественное наследие Карелии. Эпос. Иконопись. Народное искусство», постоянно выступает в средствах массовой информации, ведёт лектории и тематические вечера.
В 2014, 2018 г. в Национальный архив Республики Карелия Натальей Ивановной Вавиловой были переданы её личные документы и документы её мужа - известного композитора Геннадия Алексеевича Вавилова. После научного описания переданные документы и материалы образуют семейный фонд, который займет достойное место в ряду фондов личного происхождения выдающихся людей Республики Карелия.



Заседание было проведено в дистанционном режиме. Предоставление материалов членам комиссии и их обсуждение было организовано по внутрисетевому обмену.
В газете «Красная Карелия» от 27 июля 1936 г. приводятся слова начальника Северной экспедиции Краснознаменного ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) Н. Ф. Кравеца: «Подъем «Чернышевского» - сложная работа. Центр тяжести «Чернышевского» высоко, как ни на одном судне. Водолазы работали почти в абсолютной темноте. При дневном свете видимость на этой глубине была не более трех четвертей метра от водолаза в окружности. Весь состав экспедиции работал в условиях сплошного аврала, по 12 часов в сутки. Несмотря на семидневный шторм, доходящий до 9 баллов, пароход «Слон» ни разу не уходил в порт. «Чернышевский» постепенно был перебуксирован с 30-метровой глубины на 17-метровую, а после и на 6-метровую глубину. В час ночи на 23 июля из воды показалась корма землечерпалки. Через 2 часа 30 минут всплыл весь «Чернышевский».
Во время подъема на затонувшем судне были найдены тела 4 моряков, которые были захоронены в Сороке (50 погибших были похоронены ранее, в 1935 г. на кладбище в г. Архангельске). В память о трагедии «Чернышевского» в Сороке был открыт памятник.
16 июля 1956 г. Верховный совет СССР принял закон о преобразовании Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР и о ее включении в состав РСФСР.
17 июня 1934 г. приказом начальника Северного управления гражданского воздушного флота было создано отдельное авиазвено, работавшее на территории Карелии. В составе звена было 4 самолета-амфибии Ш-2 и пилоты — А. И. Жадейко, А. Я. Гаевой, С. Г. Качанов, А. А. Лазарев.
Эксплуатации гидроаэродрома в г. Петрозаводске мешали осенние штормы, особенно прошедшие в октябре 1969 г. и сентябре 1973 г., которые нанесли повреждения гидросамолетам. Наиболее серьезным испытанием оказался шторм силой в 8-9 баллов в ночь с 12 на 13 сентября 1977 г. Вследствие штормовой волны швартовочные узлы поплавков и якорных бочек на пяти самолетах Ан-2В были разрушены, самолеты сорваны с мест швартовки, два из них были выброшены стихией на берег. Решительными и своевременными действиями работников Петрозаводского объединенного авиапредприятия, высадившихся с катера на самолеты и запустивших их двигатели, удалось спасти еще 2 самолета, перерулив их в безопасное место за пирс, однако пятый самолет получил значительные повреждения и затонул. Неоднократные попытки аварийно-спасательной команды подойти к нему на катере, снять с якорной стоянки и отбуксировать на безопасное место из-за большой волны и сильного ветра были безуспешными.