Печать

«Двенадцать стульев» и изобретатель электросигнализации для снегоочистителя

. Публикация Апрель 2021

011Сокуцкий Александр Трофимович - дорожный мастер Мурманской железной дороги, изобретатель. Должность и специфика его работы, казалось бы, подразумевает, что его фамилия не станет известна широкому кругу лиц, лишь только представителям железнодорожных профессий.

Однако, уже с 1928 года, каждый читатель произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вместе с обитателями дома № 2 Старсобеса узнает из сообщения по радио о новом изобретении Сокуцкого: «Дорожный мастер Мурманской железной дороги товарищ Сокуцкий, – Самара, Орел, Клеопатра, Устинья, Царицын, Клементий, Ифигения, Йорк, – Со-куц-кий… Труба с хрипом втянула в себя воздух и насморочным голосом возобновила передачу: – …изобрел световую сигнализацию на снегоочистителях. Изобретение одобрено Доризулом, – Дарья, Онега, Раймонд…» (Доризул - Дорожное бюро изобретений и улучшений).

Интересно, что И. Ильф и Е. Петров использовали в своем произведении фамилию действительного жившего в это время человека. Из личного дела А. Т. Сокуцкого, 022находящегося на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, можно узнать о деятельности дорожного мастера, приходящийся как раз на время написания «Двенадцати стульев». Так, А. Т. Сокуцкий был автором нескольких изобретений - «прибора для клеймения шпал», «электросигнализации для связи снегоочистителя с паровозом», «прибора для измерения ширины железнодорожного пути».

Александр Трофимович Сокуцкий родился 8 ноября 1915 г. в Тульчине Подольской губернии в семье железнодорожного рабочего. В графе социальное положение он пишет - «техник-пролетарий». Сама его карьера железнодорожника также очень интересна — он сменил много мест работы по всей стране, как сам пишет в своем заявлении о поступлении на работу был «с малолетства привязан к железным дорогам». Окончил Одесское техническое железнодорожное училище, работал на Юго-Западной железной дороге, участвовал в постройке Бухарской железной дороги, Донской железнодорожной линии общества Владикавказских железных дорог. Участвовал в Первой Мировой войне, по окончании Ташкентского военного училища был произведен в прапорщики, служил в железнодорожных войсках. В Красной Армии служил помощником командира 20-го отдельного железнодорожного батальона. В 1921 г. был командиром восстановительного батальона железнодорожного полка на станции Сорокской, восстанавливал инфраструктуру Мурманской железной дороги после боевых действий. Был производителем работ по постройке моста через реку Онда, начальником 1-го участка службы пути постройки Тунгудской железнодорожной ветки, занимался разработкой трассы узкоколейной железной дороги паровой тяги от разъезда Сосновец до Медного Рудника. С 1924 г. стал помощником начальника Кронштадтской крепостной железной дороги, после поступил дорожным мастером 8-го участка службы пути Мурманской ж. д. В 1922 г. был награжден жетоном «Честному воину Карельского фронта» за участие в борьбе с белофиннами.

033В 1927 г. А. Т. Сокуцкий окончил свою службу на Мурманской ж. д. Дальнейшая его судьба, по-видимому была также связана с железной дорогой — так, в трудах по истории железнодорожных войск России он упоминается как один из руководителей строительства ряда железных дорог, в т. ч. Кангауз — Сучан.

Иллюстрации
1. Анкета А. Т. Сокуцкого. 1924 г.
2. Послужной список А. Т. Сокуцкого. 1924 г.
3. Регистрационная карточка по учету технических сил СССР на А. Т. Сокуцкого. 1927 г.

Top.Mail.Ru