Дедушка «Ласточки». 55 лет назад из Петрозаводска в Ленинград состоялся первый рейс скоростного поезда
22 апреля 1964 г. газета «Ленинская правда» писала:«Вчера из Петрозаводска в первый рейс вышел поезд №47. Этот скоростной экспресс в скором времени начнет курсировать между Петрозаводском и Ленинградом. Путешествие займет всего 5 часов 20 минут. Раньше на это расстояние приходилось затрачивать 9 часов 30 минут. В вагонах нового экспресса пассажиров ждет множество удобств. Салон вагона напоминает салон реактивного самолета».
Поезд был новинкой для жителей города. В связи с тем, что для его обслуживания были выделены тепловозы ТЭП 10, имевшие название «Стрела», журналисты, а затем и пассажиры окрестили его «Карельской стрелой». Через некоторое время поезду присвоили официальное фирменное название «Карелия». Вагоны поезда получили вишневый окрас с красочной надписью на нижней панели. Проводницы вагонов имели свою, оригинальную форму одежды, внутри поезда были мягкие сиденья. Пассажиры обслуживались по высокому классу.
Поезд уходил из Петрозаводска в 6.36, приходил в Ленинград в 11.59, уходя обратно в 18.30, и прибывая в Петрозаводск в 23.59. Он имел только три остановки: в Погре (Подпорожье), Лодейном Поле и Волховстрое.
Из Петрозаводска в Ленинград ходил и ночной поезд, однако он был гораздо медленнее. В 1973 году пассажиры писали о нем так: «С 15 июня между Петрозаводском и Ленинградом начал курсировать поезд № 55/56. По нумерации он относится к скорым, а по скорости движения он самый медленный из всех пассажирских на этом участке. До Ленинграда он добирается за 11 часов, а обратно он следует за 9 часов 49 минут, другие пассажирские поезда проходят это расстояние за 7 часов».
Дневной скоростной поезд был задействован недолго. В 1970 году, в расписании поездов он уже не значится, хотя несколько лет он еще назначался в качестве дополнительного на майские и ноябрьские праздники, но уходил он уже позднее и шел дольше. Потом и он исчез из расписания.
Но идея скоростных дневных поездов между Петрозаводском и Санкт-Петербургом не была забыта - в 2011 году появился похожий вечерний поезд № 5, преодолевавший расстояние между двумя городами за 4 часа 55 минут. А пять лет назад, в мае 2014 г. вместо «пятерочки» был пущен новый скоростной электропоезд «Ласточка».