Печать

Национальный архив Республики Карелия принял участие в международной научно-практической конференции

. Публикация Октябрь 2020

5678909 октября 2020 года Национальный архив Республики Карелия принял участие в международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Петрозаводского автотранспортного техникума «История техникума в истории республики: 90 лет вместе».

На пленарном заседании главным архивистом Александром Сергеевичем Соколовым был представлен доклад «Развитие дорожно-транспортной отрасли в Республике Карелия (по документам ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия»)».

В докладе кратко были представлены этапы развития транспорта и дорожной отрасли Карелии с начала XVIII по конец XIX века — от повозок, управляемых лошадьми, до автомобилей и тракторов.

Особое внимание было уделено началу автомобилизации, а также работе автотранспорта в годы Великой Отечественной войны. В 1910 г. в нашем крае появляется первый автомобиль — вуатюрьетка, т. е. небольшой автомобиль с двигателем под одним из сидений, производства De Dion-Bouton. Он принадлежал повенецким купцам Захарьевым, которые ездили на нем из Повенца до местечка Ладожский Скит в Повенецком уезде. А 3 октября 1915 г. произошло одно из первых дорожно-транспортных происшествий в г. Петрозаводске. В результате быстрой езды автомобиль задел и опрокинул пролетку, в которой ехали жена и дочь генерала Красногорского. В результате ДТП никто не пострадал. В 1920-1930-е годы транспорт Карелии активно развивался, появились  грузовики, трактора и автобусы.

В годы Великой Отечественной войны ходовой автопарк Наркомата автотранспорта был передан в спецподразделения — автобатальоны и автороты, перевозившие людей и грузы на нужды обороны. К 1942 г. в распоряжении наркомата имелись 4 автобазы — Пудожская, Кемская, Медвежьегорская и Парандовская. Первые три занимались трактовыми перевозками по Кемскому, Пудожскому и Медвежьегорскому районам, последняя обеспечивала нужды г. Беломорска, ставшего военной столицей республики. За январь-август 1942 г. автобазы сделали свыше 6500 рейсов по перевозке раненых и больных, более 7500 машинорейсов по перевозке грузов на нужды обороны.

Многие работники автобаз были награждены за самоотверженный труд правительственными наградами. Так, в характеристике шофера Пудожской автобазы Михаила Дмитриевича Дмитриева, награжденного Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР 17 июня 1942 г. указано: «При перевозке эвакуированных и зерна из Пудожа работал, не считаясь со временем, машину не оставлял до тех пор, пока задание не выполнит. Во время работы на бензовозе по перевозке бензина из Няндомы в Пудож, работа проходила в тяжелых условиях при морозе 35 градусов, но т. Дмитриев, не считаясь с этим, все же работу выполнил раньше срока, бензин был перевезен. Несмотря на то, что себе Дмитриев отморозил руки и ноги, он помнил, что может из-за отсутствия бензина встать ходовой парк, что грозит срыву перевозок срочного груза».

В заключении выступления был дан краткий обзор фондов Национального архива Республики Карелия, в которых содержатся документы организаций и учреждений автотранспортного комплекса Карелии.

Top.Mail.Ru