Песни карельских сосен
Karjalan pedäjien pajot

Традиционная культура карелов сохранялась до последней трети ХХ в. как жанрово синкретическая эпическая музыкально-поэтическая культура, музыкально-инструментальная, хореографическая.

Среди многообразия этнических музыкальных инструментов: трубы, пастушьи рога, лиру, разнообразные по функциям в культуре и конструкции свистки, в т.ч. манки на птиц и животных. История струнных музыкальных инструментов - кантеле (kantele) и йоухикко (jouhikko) переплелась с историей карельского народа.

Рунические песнопения карелов представляют 75 эпических сюжетов в композиционном мотивном и жанровом разнообразии: собственно руны, заговоры, обрядовые свадебные песни рунической традиции. С ними тесно связаны сложные развернутые причитания (свадебные, похоронные) и музыкально-поэтическими импровизации беломорских карелов - ёйки (joikku). В ХХ в. широкое распространение получили короткие песенки и частушки, истоками которых является эпическая музыкально-поэтическая традиция.

Карелы сумели сохранить традиционную хореографию, истоки которой в архаичных импровизационных подражаниях в пляске поведению священных в верованиях карелов животных (гуси, лебеди, тетерева, змеи, медведь) и др. Северные карелы не имеют в хореографии индивидуальных плясовых форм. В прошлом в Карелии бытовало несколько сот игр-танцев (ристукондра, кадриль, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикиса и др.).

Пласт современного музыкального творчества карелов представлен множеством коллективов. Начало было положено в 1930-е гг., когда появились колхозные хоры: Олонецкий (1935 г.), Сегозерский (1935 г., Паданы), Петровский (1936 г., Спасская Губа), Ведлозерский (1938 г.).

В 1932 г. В.П. Гудков создал в Петрозаводске группу кантелистов, из которой в 1936 г. вырос ансамбль «Кантеле», ставший неотъемлемой частью музыкальной жизни Карелии.

Современные карельские хоровые коллективы пользуются большой любовью на родине. Среди них карельский народный хор «Oma pajo», Олонецкий народный хор «Karjalan koivu», мужской хор «Terveh, briha!» (Олонец), ансамбль авторской песни «Meijän pajo» (Пряжа), ансамбль карельской песни «Aldoine» (Эссойла) и многие другие.

Кантелисты-колхозники колхоза «Светлый луч» С.А. Семенов и И.И. Романов (справа). Пряжинский район, 1938 г. Автор съёмки В. Котов
Карел-пастух с дудкой из бересты. Повенецкий уезд, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский
Кантелисты. 1-й справа — Гудков Виктор Пантелеймонович (1899-1942) — фольклорист, музыковед, организатор и первый художественный руководитель ансамбля «Кантеле». г. Петрозаводск, [1936 г.]. Автор съёмки Г.А. Анкудинов
Кантелисты на берегу Ладожского озера. 1-й справа — М. Гаврилов. Сортавальский район, 1960-е гг. Автор съёмки П.В. Беззубенко
Олонецкий народный хор с руководителем хора И.И. Лёвкиным. г. Олонец, 1953 г.
Текст и ноты песни И.И. Лёвкина «Астуй Настой» («Шла Настасья»)
Участники Петровского народного хора. с. Ведлозеро, 1963 г. Автор съёмки Е. Щеглов
Руководитель Сегозерского народного хора Г. Савицкий (слева) на репетиции хора. с. Паданы, 1951 г. Автор съёмки П.В. Беззубенко
На 25-летии ансамбля «Karjala» три поколения танцоров с основателем ансамбля Х.И. Мальми. г. Петрозаводск, 1986 г.
Фольклорный праздник в Олонце. Выступление детской фольклорной группы «Зоряйне», руководитель З.Д. Аутио. г. Олонец, 1989 г.
Пряжинская кадриль. Исполняет ансамбль авторской песни «Meijän pajo» под руководством В.Я. Ивановой. с. Святозеро, 1996 г.
Выступление хора «Oma pajo». г. Петрозаводск, 1992 г. Автор съёмки К. Стасюк
Участник фольклорного ансамбля Петрозаводского государственного университета Л. Севец играет на йоухикко. г. Петрозаводск, 1985 г.