У каждой птицы свои песни,
у каждого народа свои обычаи
Mi lindu, še i kieli, mi mua, še i viero

Традиционный уклад жизни карелов способствовал сохранению календарных и семейных обрядов, основанных на синтезе языческих верований в силы природы, существование «хозяев» леса, поля, реки, которым поклонялись и просили помощи, и христианства. Вплоть до начала XX в. традиционная обрядность сочетала в себе обращение к Богу в форме молитв и применение языческих заклинаний, оберегов.

Народный календарь карелов делился на лунный (использовался охотниками и рыболовами) и солнечный (предназначался для ведения сельского хозяйства). Это своеобразное объединение земледельческого, скотоводческого и промыслового календарей.

В календарной обрядности выделяются праздники, в которых тесно переплелись древние языческие традиции с христианскими значениями: Рождество (Syndy, Synnynmuanaigu), Крещение (Vieresty), «поворотный» промежуток между Ивановым и Петровым днями (7-12 июля) — Viändöi, осенний праздник Kegri и другие.

В каждой карельской деревне отмечали свой храмовый праздник, посвящённый святому, имя которого дало название сельской церкви или часовне. Храмовые праздники всегда проходили шумно, а игры, ярмарки и представления считались их неотъемлемыми атрибутами.

Семейные обряды — родильный, свадебный, похоронный — сопровождались религиозно-магическими действиями, причитаниями, заклинаниями, запретами и заговорами.

Жизнь карельского народа нашла отражение в публицистических заметках и очерках исследователей М.А. Круковского, К.К. Случевского, К.Ф. Бергштрессера, В.А. Дашкова, финского публициста и фотографа И.К. Инха, журналистов и краеведов А.И. Иванова, К. Петрова, П. Минорского, Н.Ф. Лескова, Н. Камкина, А.Я. Ефименко, И.В. Оленева и др. Интересны фотографии И.А. Никольского 1900-х гг., на которых изображена повседневная жизнь карелов.

Карел с деревянной люлькой на крыльце. Повенецкий уезд, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский
Из статьи в газете «Олонецкие губернские ведомости» «Повенецкие карелы. Их домашний и общественный быт, поверья и предания» — о родильной обрядности. 9 марта 1863 г.
Карельская девочка с ребенком. Повенецкий уезд, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский
Старинный обычай — невесту ведут в баню. Сегозерский район, 1931 г. Автор съёмки А.М. Линевский
Плач невесты. с. Сондалы, 1926 г. Автор съёмки А.М. Линевский
Свадебный обряд — встреча молодых ружейными выстрелами. д. Лазарево [Сегозерского района]. Автор съёмки А.М. Линевский, репродукция
Праздничный наряд (головной убор и серьги из местного жемчуга). Олонецкая губерния, 1903 г. Автор съёмки И.А. Никольский, репродукция
Кадриль в выходной день на улице карельской деревни. Сегозерская волость, 1926 г. Автор съёмки А.М. Линевский
Возвращающиеся с праздника в Костомукше. Кемский уезд, к. XIX в. Автор съёмки И.К. Инха, репродукция
Из статьи в газете «Олонецкие губернские ведомости» «Повенецкие карелы. Их домашний и общественный быт, поверья и предания» — о похоронной обрядности. 28 марта 1863 г.
Из книги И.В. Оленева «Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги» — о характере отношений в карельской семье
Кладбище в д. Лувозеро. Кемский уезд, к. XIX в. Автор съёмки И.К. Инха, репродукция
Курган на могиле Ивана Рокаччу. д. Тикша, 1926 г. Автор съёмки А.М. Линевский
Круковский М.А. «Олонецкий край. Путевые очерки». 1904 г.
Лесков Николай Феофилактович (1871-1915), преподаватель Петрозаводского духовного училища, с семьей (за публикацию серии очерков по этнографии карелов и вепсов награжден серебряной медалью Русского географического общества). 1906 г.