Традиционный уклад жизни карелов способствовал сохранению календарных и семейных обрядов, основанных на синтезе языческих верований в силы природы, существование «хозяев» леса, поля, реки, которым поклонялись и просили помощи, и христианства. Вплоть до начала XX в. традиционная обрядность сочетала в себе обращение к Богу в форме молитв и применение языческих заклинаний, оберегов.
Народный календарь карелов делился на лунный (использовался охотниками и рыболовами) и солнечный (предназначался для ведения сельского хозяйства). Это своеобразное объединение земледельческого, скотоводческого и промыслового календарей.
В календарной обрядности выделяются праздники, в которых тесно переплелись древние языческие традиции с христианскими значениями: Рождество (Syndy, Synnynmuanaigu), Крещение (Vieresty), «поворотный» промежуток между Ивановым и Петровым днями (7-12 июля) — Viändöi, осенний праздник Kegri и другие.
В каждой карельской деревне отмечали свой храмовый праздник, посвящённый святому, имя которого дало название сельской церкви или часовне. Храмовые праздники всегда проходили шумно, а игры, ярмарки и представления считались их неотъемлемыми атрибутами.
Семейные обряды — родильный, свадебный, похоронный — сопровождались религиозно-магическими действиями, причитаниями, заклинаниями, запретами и заговорами.
Жизнь карельского народа нашла отражение в публицистических заметках и очерках исследователей М.А. Круковского, К.К. Случевского, К.Ф. Бергштрессера, В.А. Дашкова, финского публициста и фотографа И.К. Инха, журналистов и краеведов А.И. Иванова, К. Петрова, П. Минорского, Н.Ф. Лескова, Н. Камкина, А.Я. Ефименко, И.В. Оленева и др. Интересны фотографии И.А. Никольского 1900-х гг., на которых изображена повседневная жизнь карелов.