Уездный доктор

В 2011 году исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося врача и известного общественного деятеля Василия Мариновича Касогледова. Болгарин по происхождению (родился 22 октября 1881 года в г. Рущук в Болгарии), участник русско-японской, балканской, первой мировой войн, он на долгие годы связал свою жизнь с Карелией.

Выбор Карелии для проживания был для него неслучайным. Еще во время обучения в Петербургской медико-хирургической академии Касогледов проживал в семье Алферовских, происходивших из крестьян Устьмошья Пудожского уезда Олонецкой губернии. Дочь Алферовских Анна часто спасала Касогледова от полиции во время его активного участия в революционных кружках. Позднее Анна стала женой Василия Мариновича и помогала ему во всех его начинаниях до самой своей смерти.

Первые два посещения Олонецкой губернии состоялись в 1904 и 1914 годах, когда Касогледов скрывался здесь от военно-полевых судов. В 1904 году во время службы в этапном лазарете Красного Креста в Манчжурии он нанес пощечину уполномоченному Красного Креста генералу Любимову за жестокое обращение с больными и ранеными солдатами, за что и был привлечен к суду. От суда Василий Маринович бежал в Пудожский уезд. Во второй раз Касогледов оказался в Устьмошье, когда после  балканской войны 1912 года пытался организовать революцию в Болгарии и после неудачи вынужден был скрываться в России от преследований.

На постоянное место жительства в Пудожский уезд Касогледов попал в январе 1918 года с Минского фронта (шла первая мировая война). В Устьмошье он работал фельдшером, врачом, учителем. В уезде свирепствовали эпидемии, медицинского персонала не хватало. Организация медицинской помощи населению была первостепенной задачей. В марте 1918 года Касогледов уехал восстанавливать больницу в Бережную Дубраву. В своих воспоминаниях он пишет: «Больницу я застал закрытой, лекарства перемерзли, перевязочного материала не было, застал всего двух сыпнотифозных больных, ютившихся вместе со сторожем и санитаром больницы Агапычем в его сторожке». Пришлось ездить по деревням, выступать на крестьянских сходах. Результатом стало открытие больницы и школы в Бережной Дубраве. Крестьяне доставили в больницу дрова, солому, хлеб, сущик. Немного позднее в больнице появился фельдшер. 

Совместными усилиями на самодельном гектографе стали выпускать санитарно-просветительские листовки, ездили по деревням с выступлениями. Эпидемии в ближайших деревнях стали постепенно утихать. «Я был единственным врачом на территории почти в 180 верст (в Кенозере и Каргополе врачей не было)», - вспоминал Касогледов. Больница обслуживала не только крестьянское население. Шла гражданская война, в больницу поступали раненые бойцы Красной Армии. Несколько месяцев на излечении в больнице находился белогвардейский полковник, в помощи не отказывали никому.

Несмотря на все трудности, Касогледов активно участвовал в общественной жизни. В «национализированном магазине» была открыта школа-театр «Народный дом». Организованные профсоюзы Бережной Дубравы «Всеведомлад» (затем местное отделение профсоюза «Медсантруд») и «Сорабпрос» (организовала его жена Анна, которая работала учителем) проводили вечера с политическими программами, ставили спектакли. Василий Маринович сам рисовал декорации, выступал артистом. Позже стали выезжать со спектаклями в соседние деревни.

В марте 1920 года он стал врачом Пудожской больницы, полгода возглавлял   уездный лечебный отдел. Большим достижением того времени было создание фельдшерских участков и санитарно-медицинской организации в Пудожском уезде.

Касогледов, несмотря на большую занятость, преподавал в школе-семилетке, активно участвовал в жизни города (состоял членом горсовета), печатал статьи в газете «Звезда Пудожа». По его инициативе и при его участии ставились спектакли. В Национальном архиве Республики Карелия сохранилась оригинальная программа вечера, проводимая пудожским отделением профсоюза «Всемедиксантруд» на 19 января 1922 года. Текст программы и рисунки исполнены В.М. Касогледовым. 

Программа вечера состояла из 3-х отделений:

«1-е отделение: «Два часа правды»- комедия в трех действиях Месницкого (в роли доктора Алпатова – В.М. Касогледов),

2-е отделение: Дивертисмент

3-е отделение: «Живые картины из медицинского быта»

-Тревога матери

-Эпидемия сыпняка в деревне

-Во время операции

(постановка В.М. Касогледова и И.К. Андреева)»

Заканчивается программа следующим: «Танцы до трех часов ночи. Буфет. Лотарея».

А в июле 1923 года Василий Маринович возглавил акушерско-гинекологическое отделение Центральной больницы АКССР и переехал с семьей в Петрозаводск. Кроме Центральной больницы Касогледов одновременно работал в железнодорожной больнице Мурманской дороги, был председателем врачебной секции, писал статьи по вопросам материнства и младенчества, участвовал в организации Совета здравоохранения в Карелии. За десять неполных лет пребывания в Пудожском уезде и в Петрозаводске (в январе 1927 года Касогледов уехал из Карелии на Украину по состоянию здоровья)  Василий Маринович внес неоценимый вклад в организацию медицинской помощи населению на территории Карелии. Читая письма-дневники врача, не перестаешь удивляться, где черпал силы этот человек, находя время на самореализацию не только в профессиональной сфере, но и во многих других областях, казалось, не имеющих к медицине никакого отношения.

В 1935 году по приглашению Наркомздрава В.М. Касогледов возвратился в Карелию. Но неожиданно 2 июля 1936 года Василий Маринович покончил жизнь самоубийством. В оставленном письме он сомневался в своих силах, необходимых для выполнения возложенных Наркомздравом задач, ссылаясь на болезнь и старость.

В 1978-1980 годы Совет Министров КАССР несколько раз обращался с ходатайством в Совет Министров РСФСР о присвоении Пудожской центральной районной больнице имени В.М. Касогледова. К сожалению, Совет Министров РСФСР не поддержал данное ходатайство.

Главный специалист Национального архива РК

О.И. Суржко

 

Опубликовано в газете "Пудожский вестник", 6 октября 2011 г.

Top.Mail.Ru