Печать

Фотоархив Михаила Ивановича Федорова

. Публикация Декабрь 2022

12034В Национальном архиве Республики Карелия хранится около 120 тыс. единиц фотодокументов, поступивших от редакций  республиканских и районных газет, предприятий и учреждений. Имена авторов можно перечислять долго: Е.Блейхман, Б.Бойцов, К.А.Бек, Г.Волков, В.Вассель, В.Гуляев, Л.Глинка, М.Галагуцкий, Б.Герчин, И.Георгиевский, О.Георгиевский, В.Григорьев, В.Голубев, О.Доильницын, Н.Корпусенко, В.Ларионов, И.Ларионова, С.Майстерман, В.Найденов, М.Олыкайнен, К.Перфильев, А.Перепелкин, С.Пивоев, В.Д.Петухов, В.А.Петухов, С.Раскин, Я.Роскин, М.Роскин, Г.Санько, О.Семененко, В.Семин, Б.Семенов, В.Соснин, М.Филатов, В.Хаскин, Е.Щеглов и многие другие. У каждого из фотографов был свой подход к съемке, свой взгляд на мир, но всех их объединяют такие качества, как увлеченность, внимание к объекту съемки и, конечно, любовь к своему делу.

В последние десятилетия фотохранилище Национального архива РК пополняется значительными по объему фотоархивами, передаваемыми самими фотографами, либо их наследниками. Это архивы П.В.Беззубенко, В.В.Трошева, 234506В.А.Юфа, В.Н.Подойникова, Г.А.Анкудинова и З.М.Ивановой, В.В.Ермолина, В.Г.Макарова и др. Фотодокументы поступают и из личных архивов людей, не являющихся фотографами: писателя Я.В.Ругоева, художника А.И.Авдышева, журналиста А.А.Гордиенко и др. Традиционные бумажные документы как исторические источники дополняются аудиовизуальными документами, в первую очередь фотографиями, главная особенность которых документальность, достоверность, зримость.

Решение о приеме еще одного интереснейшего комплекса фотографий было принято на заседании ЭПК Министерства культуры Республики Карелия 21 декабря 2022 года. Это фотоархив старейшего фотографа  республики Михаила Ивановича Федорова, представляющий собой свыше 2200 черно-белых негативов “0”и “I” размеров, созданных в 1950-2000-х гг.

Михаил Федоров родился 4 ноября 1931 г. в д. Николаевской 345067Осьминского района Ленинградской области. В 1937 г. переехал в г. Кингисепп Ленинградской области. С началом Великой Отечественной войны с матерью был эвакуирован в с. Николо-Березовка Башкирской АССР, где они прожили до окончания военных действий. Вернувшись в г. Кингисепп, Михаил Иванович окончил школу и поступил в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). На выбор учебного заведения повлиял подарок дяди Николая Савельевича Потапова - фотоаппарат “Фотокор” Дядя работал в фотоателье Петрозаводска, которое находилось на пр. К.Маркса.

В 1954 г. после окончания института Михаил Иванович по распределению был направлен в Петрозаводск, три года работал киномехаником Петрозаводской киноремонтной мастерской. В дальнейшем работал инженером-электронщиком, начальником смены вычислительной лаборатории Петрозаводского госуниверситета им. О.В. Куусинена, специалистом по автоматизации отдела математических методов автоматизации научных исследований и проектирования Карельского филиала АН СССР. В 1993-2004 гг. М.И.Федоров сотрудничал с Республиканским эколого-биологическим центром им. Кима Андреева в должности инженера по технике и фотографа.

Сам себя Михаил Иванович позиционирует как фотограф – профессиональный любитель, фотограф – корреспондент, фотограф – бытовик. Всё свое свободное время он  посвящал фотографии, сотрудничал с газетами “Ленинская правда”, “Комсомолец”, “ТВР-панорама”, журналами “Север” и “Пуналиппу”, являясь внештатным фотографом. Состоял в секции фотолюбителей Дома профсоюзов, где познакомился с известными карельскими фотографами Б.П.Бойцовым, П.В.Беззубенко, фото- и кинолюбителем, врачом-рентгенологом Республиканской больницы Марком Берманом, дружбу с которым сохранил на долгие годы. Вместе с Марком Берманом участвовал во всесоюзных и республиканских фотовыставках. За фильм “Свет в окне” получил диплом первой степени в г. Москве. В 1970-х гг. по просьбе председателя Союза художников КАССР Фолке Ниеминена  фотографировал карельских художников, их работы, мастерские, вернисажи, выставки, пленэры. Результатом их совместной работы стал справочник по художникам Карелии. Учеными-болотоведами Карельского филиала АН СССР в качестве фотографа привлекался для сопровождения их в экспедициях по районам Карелии, делал снимки болотных ландшафтов, растений,  животных, мест сейсмотектонических процессов в Заонежье (д. Пегрема) и др. География этих экспедиционных поездок по Карелии  - от Белого моря и  Паанаярви до Кижей и Валаама. Во время работы в эколого-биологическом центре Михаил Иванович фотографировал деятельность центра, экспедиции, практику обучающихся  и повседневную жизнь. Совместно с Кимом Андреевым публиковался в газете “Ленинская правда”, позже печатался как самостоятельный автор в рубрике о природе Карелии. Его фотографии опубликованы в книге “Заповедник Кивач” (1969 г.), “Фотоальбом. Онего” (1980 г.), “Этот мир – зеленый, синий” (2020 г.)

В 2013 г.  в Городском выставочном зале Петрозаводска была проведена персональная выставка фоторабот М. И. Фёдорова «Художник. Время. Художественная жизнь Петрозаводска в фотографиях Михаила Фёдорова», где было представлено более 100 фотографий.

Специалистов архива поразила организованность и упорядоченность фотообрания Михаила Ивановича (к переданым негативам прилагается 5 тетрадей с авторскими пометками и заголовками к каждому кадру, на все негативы имеются контрольные фотоотпечатки с указанием даты и места съемки), высочайшее качество съемки, точное композиционное построение кадра. В его фотографиях соединились документальность и художественность. Известный французский фотограф Анри Картье-Брессон говорил: «Это иллюзия, что снимки сделаны при помощи фотоаппарата. Они созданы при помощи глаз, руки и сердца». Эти слова в полной мере можно отнести к страстному увлечению фотографией М.И.Федорова.

Благодарим фотографа  Виталия Витальевича Голубева за содействие в установлении отношений и передаче фотодокументов М.И.Федорова на государственное хранение.


Фото:  
1. Главный архивист Е.А.Галиновская в гостях у М.И.Федорова. Фото В.Голубева.
2, 3. Домашнее фотохранилище М.И.Федорова. Фото В.Голубева.

Top.Mail.Ru