Печать

Национальный архив Карелии принял участие в конференции к 100-летию архивной службы Мурманской области

. Публикация Март 2022

120011 марта 2022 г. Национальный архив Республики Карелия в дистанционном формате принял участие в научно-практической конференции «Архивы. Документы. Люди» (к 100-летию Архивной службы Мурманской области). Ведущий архивист отдела использования и публикации документов М.А. Докторова представила доклад «Из истории строительства Мурманской железной дороги (по документам Национального архива Республики Карелия)».

Вопрос о создании линии, которая бы соединяла железнодорожную сеть России с незамерзающим портом на берегу Северного Ледовитого океана, остро встал в начале Первой мировой войны. Для ускорения темпов работ строительство железной дороги велось одновременно на нескольких участках (Петрозаводск-Сорока и Кандалакша-Мурман), которые затем соединялись друг с другом.

К работе были привлечены российские рабочие, иностранные вольнонаемные рабочие и военнопленные. В ходе строительства сложности создавали условия военного времени, малонаселенность края, тяжелые климатические 2300условия, большое количество болот и водных преград, массовые заболевания среди рабочих (цинга, дизентерия, брюшной и сыпной тиф, оспа и холера), высокая смертность.

3 ноября 1916 г. состоялось торжественное открытие построенной линии. После завершения достроечных работ стратегически важная железная дорога до незамерзающего порта Мурманска полностью перешла в эксплуатацию. Доклад М.А. Докторовой сопровождался выдержками из документов фонда Управления по строительству железной дороги о ходе строительных работ, методах укладки железнодорожного пути, об условиях жизни и труда рабочих.

Главный архивист отдела НСА М.Р. Каюмова представила доклад по теме «Деятельность беломорских таможен в 1917-1921 гг. по документам Национального архива Республики Карелия». В докладе отражены основные вехи 3400истории таможенного дела на Севере России, раскрыты основные направления деятельности таможенных учреждений, располагавшихся по берегу Белого моря — Кемского, Сорокского, Керетского таможенных постов (застав). Кроме того большое внимание было уделено трудовым биографиям служащих таможенных учреждений.

В архивных документах — анкетах, автобиографиях, личных делах, делопроизводственных документах — отражено, как люди приспосабливались к меняющемуся миру, как ориентировались в происходящих событиях, как они исполняли свои служебные обязанности в ту непростую эпоху перемен. Активизировалась общественная жизнь, таможенные служащие стали принимать участие в своей судьбе, обсуждали вопросы профессиональной деятельности. После создания государственного треста «Северолес» в 1921 г. активизировался экспорт лесных материалов из Карелии водными путями в Англию, Норвегию через беломорские порты. На период 1921-1923 гг. приходилась наиболее интенсивная деятельность таможенных учреждений, связанная с таможенным обслуживанием экспорта древесины. В сложнейших политических, экономических и организационных условиях, при отсутствии целостной законодательной базы таможенного дела, военных угрозах, как с Севера так и с Запада, таможенные органы продолжали функционировать.

Доклады архивистов подготовлены на основе документов, находящихся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия.

 

 

Иллюстрации:
1. Выступление ведущего архивиста Национального архива Республики Карелия М.А. Докторовой.
2. Памятник железнодорожной смычке, состоявшейся 3 ноября 1916 г. 1916 г. Автор съемки [И.В. Костецкий] (иллюстрация к докладу М.А.Докторовой).
3. Cвидетельство, выданное полномочным представителем РСФСР в Великобритании капитану парохода «Нордсее» за подписью народного комиссара внешней торговли Льва Борисовича Красина. 20 июня 1923 г. (иллюстрация к докладу М.Р.Каюмовой).

Top.Mail.Ru