Печать

«Двенадцать стульев» и изобретатель электросигнализации для снегоочистителя

. Публикация Апрель 2021

011Сокуцкий Александр Трофимович - дорожный мастер Мурманской железной дороги, изобретатель. Должность и специфика его работы, казалось бы, подразумевает, что его фамилия не станет известна широкому кругу лиц, лишь только представителям железнодорожных профессий.

Однако, уже с 1928 года, каждый читатель произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вместе с обитателями дома № 2 Старсобеса узнает из сообщения по радио о новом изобретении Сокуцкого: «Дорожный мастер Мурманской железной дороги товарищ Сокуцкий, – Самара, Орел, Клеопатра, Устинья, Царицын, Клементий, Ифигения, Йорк, – Со-куц-кий… Труба с хрипом втянула в себя воздух и насморочным голосом возобновила передачу: – …изобрел световую сигнализацию на снегоочистителях. Изобретение одобрено Доризулом, – Дарья, Онега, Раймонд…» (Доризул - Дорожное бюро изобретений и улучшений).

Интересно, что И. Ильф и Е. Петров использовали в своем произведении фамилию действительного жившего в это время человека. Из личного дела А. Т. Сокуцкого, 022находящегося на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, можно узнать о деятельности дорожного мастера, приходящийся как раз на время написания «Двенадцати стульев». Так, А. Т. Сокуцкий был автором нескольких изобретений - «прибора для клеймения шпал», «электросигнализации для связи снегоочистителя с паровозом», «прибора для измерения ширины железнодорожного пути».

Александр Трофимович Сокуцкий родился 8 ноября 1915 г. в Тульчине Подольской губернии в семье железнодорожного рабочего. В графе социальное положение он пишет - «техник-пролетарий». Сама его карьера железнодорожника также очень интересна — он сменил много мест работы по всей стране, как сам пишет в своем заявлении о поступлении на работу был «с малолетства привязан к железным дорогам». Окончил Одесское техническое железнодорожное училище, работал на Юго-Западной железной дороге, участвовал в постройке Бухарской железной дороги, Донской железнодорожной линии общества Владикавказских железных дорог. Участвовал в Первой Мировой войне, по окончании Ташкентского военного училища был произведен в прапорщики, служил в железнодорожных войсках. В Красной Армии служил помощником командира 20-го отдельного железнодорожного батальона. В 1921 г. был командиром восстановительного батальона железнодорожного полка на станции Сорокской, восстанавливал инфраструктуру Мурманской железной дороги после боевых действий. Был производителем работ по постройке моста через реку Онда, начальником 1-го участка службы пути постройки Тунгудской железнодорожной ветки, занимался разработкой трассы узкоколейной железной дороги паровой тяги от разъезда Сосновец до Медного Рудника. С 1924 г. стал помощником начальника Кронштадтской крепостной железной дороги, после поступил дорожным мастером 8-го участка службы пути Мурманской ж. д. В 1922 г. был награжден жетоном «Честному воину Карельского фронта» за участие в борьбе с белофиннами.

033В 1927 г. А. Т. Сокуцкий окончил свою службу на Мурманской ж. д. Дальнейшая его судьба, по-видимому была также связана с железной дорогой — так, в трудах по истории железнодорожных войск России он упоминается как один из руководителей строительства ряда железных дорог, в т. ч. Кангауз — Сучан.

Иллюстрации
1. Анкета А. Т. Сокуцкого. 1924 г.
2. Послужной список А. Т. Сокуцкого. 1924 г.
3. Регистрационная карточка по учету технических сил СССР на А. Т. Сокуцкого. 1927 г.