Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

Стр. 1
Прошение о разрешении бить в доску для сбора на моление в Лексинском селении. 1843 г.

Стр. 2

Стр. 3

Стр. 4

Стр. 5

ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ

После произошедшего в 1656 г. раскола русской православной церкви на официальную и старообрядческую, спасаясь от гонений, большое количество последователей старой веры бежало на окраинные земли, где они были менее досягаемы для властей. Переселялись в одиночку и с семействами. Постепенно здесь складывались старообрядческие общежительства: скиты, пустыни. Так на территории Олонецкой губернии возникли поселения старообрядцев.

Самым знаменитым из них была Выговская (или Выгорецкая) пустынь, основанная на реке Выг в 1694 г. Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым. Состояла она из двух обителей: мужской - в Даниловском скиту и женской - на реке Лексе. Живущие здесь старообрядцы занимались земледелием, ремеслами, торговлей, рыбным промыслом. Благодаря стараниям братьев Денисовых, Андрея и Симеона, в Выгорецком общежительстве была собрана большая библиотека из древних рукописей и старопечатных книг, заведены школы для обучения детей грамоте, учреждены больницы.

Официальная церковь и правительство подвергали староверов разного рода притеснениям и гонениям. Иногда эти гонения принимали достаточно жесткие формы. В результате этого Выгорецкая обитель пришла в упадок и к 1854 г. прекратила свое существование. Но и после этого последователи старой веры не исчезли и остаются по сей день. В Карелии существует община Древлеправославной (старообрядческой) Поморской церкви "Выгорецкая обитель", которую возглавляет Ануков М.А.

В результате официального неприятия старообрядческих обрядов, закрытия монастырей и церквей до нашего времени практически не дошли документы и книги последователей этого вероучения. Изучение этой темы в Национальном архиве РК возможно по опосредованным источникам.

Благодаря исследованиям разных авторов, имевших возможность непосредственно изучать духовную и житейскую жизнь последователей расколоучения, и издавших свои наблюдения, сегодняшний исследователь этой темы может увидеть жизнь и обяды по книгам священника Д.Островского, историка В.Г.Дружинина и других.

Отдельная книга посвящена жизни и деятельности Выгостровской обители. Она была издана в 1862 г. по рукописи Ивана Филиппова, настоятеля этого общежительства в 1741-1744 гг.

По сборнику, составленному А.Л.Шестоперовым, прослеживается отношение официальной церкви и государства к раскольникам. (Полный сборник законоположений о расколе, разъясненных решениями Правительствующего Сената, с приложениями. Издание 1902 г.)

Для знакомства с вероучением последователей старой веры большой интерес представляет книга "Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола", изданная в 1861 г.

Все эти книги имеются в научно-справочной библиотеке НА РК.

Документальные источники по истории старообрядчества представлены, в основном, в фонде Олонецкой духовной консистории. Это отчеты миссионеров, статистические данные из официальных источников, списки местностей, в которых проживали старообрядцы, с указанием последователями какого толка они являются; описания часовень с находящимся в них имуществом.


  1. Вид документа
  2. Язык документа
    • не заполнено
  3. Персоналии события
    • не заполнено
  4. Автор документа
    • не заполнено
  5. Место события
    • не заполнено
  6. Место создания документа
    • не заполнено
  7. Способ воспроизведения
    • не заполнено
  8. Копия/оригинал:
    • не заполнено

Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

UNESCO Archives Portal