Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

Стр. 1
Софийский собор в г.Новгороде

Стр. 2
Сведения о крещении карел князем Ярославом Всеволодовичем (отцом Александра Невского) в 1227 г. из Летописи по Лаврентьевскому списку

Стр. 3
Перечень погостов Обонежской пятины

Стр. 4
Карта Обонежской пятины

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В КАРЕЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ И НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ ВЛАСТЬ

До образования самостоятельной Олонецкой епархии, в 1828 г., духовная власть для населения наших северных земель традиционно находилась в Новгороде.

Земли между Онежским и Ладожским озерами были крайними из тех, в которых утвердились новгородские славяне, колонизация их началась еще в XI в. Освоение карельских земель шло довольно медленно, но уже в первой половине XII в. новгородцы основали здесь целый ряд поселений, составивших "Обонежский ряд". Он состоял из четырнадцати населенных мест, Олонец среди них был самой северной окраиной.

Вместе с новгородскими поселенцами на эти земли впервые пришло православие.

1227 год в дореволюционной литературе считался годом принятия православия основной массой карельского населения, проживавшего на территориях, сопредельных с северными новгородскими владениями.

Православие проникало из Новгорода в земли подчиненных племен не сверху, путем насильственного насаждения мероприятиями государственной власти, а в результате миссионерской деятельности русского духовенства. Этим путем православие пришло в Карелию задолго до 1227 г., но им была охвачена лишь небольшая часть карельского населения.

Массовое крещение карельских жителей, имевших древние языческие верования, проведенное при поддержке княжеской дружины, православными священниками и монахами в 1227 г., по всей вероятности, не было для многих из вновь обращенных абсолютно добровольным актом, но впоследствии оно принесло свои положительные плоды.

Крещение карельского населения не вносило больших изменений в жизнь народа, оно не подавляло, не усиливало административной власти Новгорода. В основных районах Карелии оставалось свое внутреннее племенное управление.

Русская колонизация и введение православия имели большое значение для местного населения. Наряду с новыми методами земледелия, карелы заимствовали у русских приемы построения домов и разные предметы домашнего обихода, множество понятий и слов, а впоследствии просвещение и письменность.

В те далекие времена Новгород был республикой, все должностные лица выбирались, было выборным и место епископа. В старинных новгородских летописях и в более поздних источниках по краеведению сохранилось описание выборов новгородских епископов.

В древнем Новгороде Владыка Новгородский, кроме власти церковной, исключительно ему принадлежащей, пользовался также обширным влиянием на общественное управление. Ни одно важное дело не решалось без его участия и благословения. И поэтому избрание нового Владыки Новгородского, а вместе и нашей Карелии, считалось важным событием, в котором принимали участие все новгородские граждане. Жителями Новгорода назначались три инока, независимо от иерархии и звания. Они являлись кандидатами на выборах епископа. Записывались три жребия и возлагались на святой престол в храме Святой Софии Новгородской. Служилась Божественная Литургия. Затем два жребия выносили к народу и читали вслух имена - епископом выбирался тот, чей жребий оставался на престоле в храме. Первые сановники города с торжеством вводили вновь избранного в дом, занимаемый Новгородским Владыкой.

В 1415 г. епископом Новгородским избрали Сампсона, простого инока Хутынского монастыря, впоследствии при посвящении в сан Архипастыря получившего имя Симеон. Он первым из новгородских владык посетил Карелию в 1419 г.

Взаимоотношения карельской паствы с Новгородским епископом были весьма практическими, так, по мере освоения новых земель, возникала необходимость построения новых храмов, а для начала строительства нужно было получить у Владыки благословенную грамоту. Специальные грамоты выдавались также на освящение новой или отремонтированной церкви. Поэтому ходоки из карельских крестьян были у Новгородского Владыки нередкими гостями, а епископ знал обо всех вновь обустроенных храмах в северных новгородских землях.

В XIV-XVII вв. в малозаселенных карельских землях возникает целый ряд монастырей и пустыней, образованных подвижниками православной веры, некоторые из них пришли из новгородских монастырей в поисках уединения, другие - представители карельского населения - поселялись вместе с ними, становились учениками и продолжателями их духовного труда.

В 1478 г. карельские земли вместе с новгородскими вошли в состав Российского централизованного государства, и это еще более способствовало утверждению православия среди местного населения. В XVI-XVII вв. вера прочно вошла в жизнь крестьян, церковь максимально приблизилась к человеку.

Православие в Карелии носило более демократический характер, чем в центральных областях России, священник в наших погостах выбирался из крестьян всем обществом, и это, вероятно, объясняется теми республиканскими традициями Великого Новгорода, которые принесли в наши северные пределы новгородские поселенцы.

Так из Святой Софии Новгородской пришло в наши карельские земли православие.


  1. Вид документа
  2. Язык документа
    • не заполнено
  3. Персоналии события
    • не заполнено
  4. Автор документа
    • не заполнено
  5. Место события
    • не заполнено
  6. Место создания документа
    • не заполнено
  7. Способ воспроизведения
    • не заполнено
  8. Копия/оригинал:
    • не заполнено

Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

UNESCO Archives Portal