Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

Стр. 1
Письмо министра внутренних дел олонецкому губернатору о разрешении открыть в г.Петрозаводске еврейскую молельню, учредить при ней хозяйственное правление и избрать раввина. 1901 г.

Еврейская община города Петрозаводска

Первые евреи в Олонецкой губернии, в том числе и в г.Петрозаводске появились в середине 40-х годов XIX в. Имеются документальные свидетельства того, что уже в 1845-1846 гг. в г.Вытегре в расквартированном там 2-м округе путей сообщения среди нижних чинов "было довольно значительное число" евреев. Для этих солдат тогда же за городом "на бичевнике реки Вытегры" с разрешения начальника дистанции, в которой служили эти солдаты, была устроена для них молельня. В сохранившейся в архиве "ведомости об иноверцах в г.Петрозаводске" за 1844 г. указано, что в Петрозаводске числилось 14 евреев. В 1852 г. в городе среди 9130 жителей было 22 еврея: 18 мужчин и 4 женщины. Это были солдаты местного батальона и члены их семей. Поскольку в то время служба в русской армии продолжалась достаточно долго, наличие в воинских гарнизонах солдат с женами и даже с детьми было явлением обычным.

В разные годы число служивших в Петрозаводском батальоне солдат евреев было различным. В отдельные годы оно было достаточно большим. Так, по сведениям, опубликованным в "Памятной книжке Олонецкой губернии", в 1856 г. в Петрозаводске жило евреев 214 мужчин и 23 женщины. В 1859 г. командир батальона в рапорте губернатору писал: "В настоящее время во вверенном мне батальоне простирается военнослужащих евреев, кроме их жен и детей, сблизительно до 200 человек".

Как правило, это были не новобранцы. За плечами почти каждого - многие годы солдатской службы. В фондах Национального архива РК сохранились "Списки Петрозаводского губернского батальона нижним чинам еврейского закона", из которых следует, что к 1867 г., к тому времени, когда появился закон, разрешающий отставным и бессрочноотпускным солдатам евреям жить повсеместно в России, среди солдат батальона были такие, что прослужили в русской армии по 12, 15, 18 лет. Среди них немало удостоенных медали на Владимирской ленте за участие в войне 1853-1856 гг., то есть в Крымской войне. Некоторые имели нашивки за многолетнюю беспорочную службу. Почти все они вступили в службу из так называемых батальонов военных кантонистов, куда попадали еще в детском возрасте.

Реформы 60-х годов XIX в. коснулись и евреев. До этого времени в России существовала так называемая черта еврейской оседлости - евреям разрешалось жить лишь в 15 юго-западных губерниях. По закону 28 июня 1865 г. евреи ремесленники получили право проживать повсеместно в России. При себе им разрешалось иметь членов своих семейств, то есть жен, детей и несовершеннолетних братьев и сестер. Так в нашем городе в конце 60-х годов появились первые евреи ремесленники, приехавшие из Минской, Виленской, Полоцкой и других губерний юго-запада России. Число их было невелико, поскольку и сам Петрозаводск в то время был городом небольшим. Да и обустройство на новом месте выходцев из пределов черты оседлости сопровождалось целым рядом условий.

Ремесленники евреи получали право жить в городе по особым паспортам в качестве временно проживающих. А чтобы иметь такой паспорт, следовало представить в городскую думу свидетельство на звание мастера или подмастерья, выданное ремесленной управой с прежнего места жительства. Причем ничем иным, кроме обозначенной в цеховом свидетельстве профессии, этот ремесленник заниматься не мог. Нарушение этого правила заканчивалось, как правило, высылкой еврея со всем его семейством из города.

Среди поселившихся в городе ремесленников были портные, сапожник, слесарь, кузнецы, часовщики, шапочник, красильщик, колбасник и др. В последующие годы численность приехавших в город ремесленников увеличивалась. Не все, разумеется, остались навсегда в Петрозаводске. Но многие по-настоящему укоренились здесь, обзавелись большими семьями. Сыновья, как правило, наследовали занятия своих отцов либо обучались какому-то иному мастерству. К началу ХХ в. в Петрозаводске проживало по временным паспортам, то есть главным образом ремесленников и членов их семей, 114 человек. Они формально не числились приписанными к городским сословиям Петрозаводска, по-прежнему оставаясь минскими, полоцкими, виленскими и т.д. мещанами, но имели право жить в городе и заниматься своим ремеслом.

Еще большее значение для появления евреев в Петрозаводске имел закон от 25 июня 1867 г. об устройстве отставных и бессрочноотпускных нижних чинов. Этот закон давал право отслужившим в армии солдатам евреям не только жить там, где они пожелают, то есть и вне черты оседлости, но и право приписываться с женами и детьми повсеместно в число городских сословий - в мещанство и купечество. Право это распространялось лишь на тех евреев, кто поступил на службу на основании рекрутского устава, то есть до 1874 г. В Национальном архиве Карелии сохранились документы о приписке отслуживших в русской армии свои 12-20-летние сроки евреев к числу городских сословий Петрозаводска. В основном это происходило в 1869-1875 гг. В первую очередь приписывались солдаты из числа отставных и бессрочноотпускных солдат Петрозаводского батальона. Эти-то евреи и составили ядро будущей еврейской общины в нашем городе. Каждый такой отпускной солдат получал особый паспорт или "билет", дающий ему право жить, где он пожелает.

Таким образом, 1870-1880-е гг. можно считать временем, когда возникла еврейская диаспора в Петрозаводске. К этому времени здесь имелись еврейское кладбище и молитвенный дом, купленный или арендованный еще на средства солдат местного батальона. Поскольку в городе другого молитвенного дома не было, в нем собирались для молитвы не только солдаты, но вообще все живущие здесь евреи.

Еврейская община не могла, разумеется, существовать, не имея раввина. Люди женились, умирали, рожали детей. Исполнение связанных с этими событиями духовных треб в отсутствие раввина было невозможно. Более 12 лет обязанности раввина исполнял прибывший из г.Вильно еврей. Однако, как оказалось, жил он здесь незаконно, так как не имел соответствующего ремесленного свидетельства, и был в конце концов вместе с семейством выслан из города. Петрозаводским евреям приходилось, как это было и во многих других районах России за пределами черты оседлости, для совершения обрядов своей веры уезжать в те города, где имелся раввин, или приглашать раввина в Петрозаводск, что было связано с массой неудобств и, главное, с большими расходами, доступными далеко не всем. Существовал, правда, и третий путь - обходиться местными силами, совершая обряды втайне от властей.

Среди дел, которыми занимался в Петрозаводске виленский еврей, было и обучение детей иудейской вере и еврейской грамоте, поскольку государственной еврейской школы в Петрозаводске никогда не было. И надо сказать, что это являлось очень важной частью его обязанностей. Каждый еврей, даже самый бедный, считал святым долгом научить своего ребенка (это относилось, разумеется, прежде всего к мальчикам) хотя бы основам религии и обязательно умению читать, дабы он мог самостоятельно читать Тору. Следует также иметь в виду, что обучение детей чтению на родном языке являлось чуть ли не единственным средством сохранить язык в тех условиях, в которых пришлось жить евреям вне черты оседлости.

К началу ХХ в. в Петрозаводске проживала 51 еврейская семья - 254 человека. В социальном отношении большинство составляли ремесленники: портные, сапожники, часовых дел мастера, шапочники, слесари, переплетчики, кузнец, красильщик, колбасный мастер, фотограф. Было шесть человек, приписанных к купеческому сословию. Были так называемые торгующие евреи, из числа которых большинство составляли очень небогатые торговцы разным, как тогда говорили, мелочным товаром, а то и просто торговцы-старьевщики. Появились в среде местных евреев и первые образованные люди, а также мастера высокой квалификации.

В конце ХIХ - начале ХХ вв. еврейская диаспора была уже неотъемлемой частью петрозаводского общества. Жизнь ее членов практически ничем не отличалась от жизни всех других горожан. Вместе с тем они не переставали быть евреями: соблюдали свои традиции, выполняли положенные обряды, отмечали еврейские праздники, сохраняли родной язык.

Однако евреи не могли чувствовать себя достаточно комфортно в нашем городе, поскольку были лишены важнейших для нормальной национальной жизни институтов. По-прежнему здесь не велись метрические книги для евреев, что создавало массу неудобств, не говоря уже об унизительности такого положения. В городе не было постоянного молитвенного дома, не было и раввина. Время от времени городские и губернские власти, внимая просьбам евреев, выдавали разрешение на временное отправление богослужений в каком-нибудь частном доме и обязательно под наблюдением полиции, предупреждая, впрочем, всякий раз просителей, что "даваемое разрешение не может продолжаться продолжительное время".

Еврейское общество Петрозаводска очень остро переживало существующее положение и настойчиво повторяло свои просьбы об открытии молитвенного дома и разрешении выбрать раввина. Без этого, писали евреи в своих многочисленных прошениях, они не могут ощущать себя полноправной общиной. Наконец, в начале 1901 г. Министерство внутренних дел после новых настойчивых просьб разрешило петрозаводским евреям построить молитвенный дом и избрать хозяйственное правление, а затем избрать и раввина.

Таким образом, 1901 год является годом официального образования еврейской религиозной общины Петрозаводска. 4 марта 1901 г. в здании городской думы под руководством полицмейстера состоялись выборы хозяйственного правления, главным вопросом деятельности которого была постройка в Петрозаводске молитвенного дома. Единственным источником получения средств на строительство были добровольные пожертвования самих членов общины.

Строительство еврейского молитвенного дома вызвало в петрозаводском обществе заметный интерес, и не только в среде еврейского населения. Этой теме посвящала публикации даже местная правительственная газета "Олонецкие губернские ведомости". А в одной из статей этой газеты отмечено, что в числе жертвователей на сооружение молитвенного дома (синагоги) "несколько фамилий почетных лиц Петрозаводска, принадлежащих к христианскому вероисповеданию", и делается весьма примечательный вывод (не лишенный значения и в наши дни): "Это как нельзя лучше характеризует добрые отношения, существующие между местными евреями и христианами".

Строительство молитвенного дома было завершено в 1904 г. В субботу 28 августа 1904 г. петрозаводские евреи праздновали свой новый год в новой синагоге. Это было двухэтажное деревянное здание на улице Малой Слободской. Главное его богатство составляли, конечно, свитки Торы. Согласно описи, составленной, правда, несколько позже, их было пять.

Для нормального функционирования общины теперь предстояло избрать раввина. На собрании членов общины 3 марта 1902 г. казенным (или общественным) раввином Петрозаводска был избран купец Рафаил Кац. 24 июня Олонецкое губернское правление утвердило это избрание.

Отношения между общиной и раввином строились на договорной основе. Раввин принимал на себя все обязанности, "указанные действующими законами": наречение имени, совершение обряда бракосочетания, выдача метрических свидетельств, выдача разрешения на развод и совершение самого обряда развода, выдача разного рода справок, удостоверений и т.д. Все обязанности Кац исполнял безвозмездно, а деньги, поступавшие за это от прихожан, шли на нужды еврейского общества.

По закону раввина следовало переизбирать каждые три года. Выбор петрозаводских евреев был столь удачным, что Рафаил Гиршевич Кац через каждое трехлетие избирался вновь. Прослужил он петрозаводским казенным раввином до самой кончины в 1918 г. и был похоронен в Петрозаводске на еврейском кладбище.

Еврейская община в Петрозаводске просуществовала до 20-х годов нашего века, когда была фактически запрещена. В эти же годы исчезла и Петрозаводская синагога - она сгорела (точное время пока не установлено), видимо, со всем, что в ней было. А было там пять свитков Торы, венчальный балдахин, метрические книги и другое имущество.

В наши дни мы являемся свидетелями возрождения еврейской жизни в Петрозаводске. В городе существует общество "Шалом", образовалась религиозная община и начала функционировать синагога, работает школа "Йом Ришон", активно действует Хэсэд Агамим, расширяются связи с другими еврейскими организациями.


  1. Вид документа
  2. Язык документа
    • не заполнено
  3. Персоналии события
    • не заполнено
  4. Автор документа
    • не заполнено
  5. Место события
    • не заполнено
  6. Место создания документа
    • не заполнено
  7. Способ воспроизведения
    • не заполнено
  8. Копия/оригинал:
    • не заполнено

Национальный архив РК : Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет

UNESCO Archives Portal