Еще раз о Валааме

19 апреля исполнилось 20 лет с того дня, когда Верховным Советом Карельской АССР  в 1991 г. было принято постановление «О передаче Русской Православной церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных зданий и сооружений Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря». Это постановление стало важной ступенью в возвращении Валаамской святыни Русской Православной церкви.

В Национальном архиве Республики Карелия хранятся подлинные документы Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря за 1794-1940 гг. О судьбе документов известно, что они были переданы Ленинградской государственной публичной библиотекой им. Салтыкова-Щедрина в Выборгский государственный архив УМВД Ленинградской области, а в 1953 г. поступили на хранение в Центральный государственный архив Карело-Финской ССР (сегодня Национальный архив РК). 

Особое место в фонде Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря занимают дневники монахов. В них год за годом отражены будни обители, основные события в жизни монастыря, духовные переживания и размышления монахов, в том числе, в переломные моменты истории, касающиеся, как самого Валаама, так и судеб России и Европы. В первой половине ХХ века в размеренной жизни монастыря не раз происходили кардинальные перемены, что было обусловлено географическим положением острова Валаам, находившегося рядом с границей России и Финляндии.

В конце 1917 г. Финляндия получила независимость, и Валаамский монастырь оказался вне государственных границ России. Жизнь в новой реальности обернулась для Валаамского монастыря, с одной стороны, потерей метрополии, полной оторванностью от России, необходимостью выстраивать монастырскую жизнь в новых условиях на территории чужого независимого государства. С другой стороны, обитель была сохранена, что при нахождении в границах новой России вряд ли было бы возможным. События тех лет отображены на страницах дневника иеромонаха Памвы, в миру Павла Игнатьева. Дневник датирован 1912-1939 гг. Известно, что отец Памва был знаком с Иоанном Кронштадтским и почитал его своим духовным учителем.

Вот, что пишет иеромонах о трагических событиях 1917 г.: «5 марта (по старому стилю). Сегодня утром узнали страшную весть из газет, что государь император Николай II отрекся от престола. Боже мой, как страшно стало за родину, что с ней будет, а жестокий враг немец все усилие полагает, чтобы нас побороть. Господи, спаси, сохрани Матушку Россию страдалицу ... Боже мой! Теперь все мы находимся под страхом финнов, близ нас, т.е. на берегу выгнали из русских школ учителей и учительниц и некоторых священников.

 Ходят слухи, что они к нам собираются, что будет не знаем, такая на всех напала тоска, одна надежда на Господа и Его Пречистую Матерь и Преподобных Отец Наших Сергия и Германа. Переживаем тяжелое время и по Святому Писанию последнее. Сегодня служил о. игумен молебен у Мощей, и вся братия молилась усердно прося у Господа защиты 

… 26 октября. В 7 вечера к нам в монастырь приехал на нашем пароходе «Сергий» из г. Сердоболь (современный г. Сортавала) военный министр Временного правительства генерал Верховский, и гостил 2 дня, а в это время в Петрограде шел бунт большевиков. 

…Новый 1918 год ¼ 1-го ночи … что-то нам принесет грядущий 1918 год, но 1917 год прошел очень печален и ужасен».

1918 год был одним из самых трудных для монастыря: прекратился поток пожертвований, наступил голод, преследовали болезни, многие скиты были закрыты, здания разобраны, сократилось число монахов. Началась конфискация финскими войсками монастырского имущества: «10 марта 1918 г. 12 дня прибыла в обитель нашу финская белая гвардия на своих лошадях, и вся вооруженная, первым долгом спросила, если у нас оружие; братия вся перепугалась, да! Други, мы переживаем страшное время. Что будет с нашей дорогой обителью единому Богу известно, а вечером они от нас уехали, взяли с собою 20 мешков хлеба, 3 лошади, 20 кроватей и тюфяков. Господи спаси и сохрани 

… 12 марта. В 11 ночи опять приехали 5 человек белогвардейцев за кожей, дали 50 сапогов и несколько крюков 

… 13 марта. Несколько лошадей прибыло от Штаба белой гвардии за сеном, дали несколько возов. Сегодня утром о. казначей Иосаф уехал в г. Сердоболь для переговоров со Штабом белой гвардии, чтобы от нас не очень брали из съестных припасов. Господи помоги ему и их вразуми 

… 14 марта. Вечером вернулся о. казначей из г. Сердоболя дело обошлось все хорошо, за все они заплатили деньгами, а [за] хлеб о. казначей не взял, а просил их отдать нам тоже хлебом».

В 1918 г. в районе Ладожского озера проходили боевые действия. С апреля на острове разместился финский белогвардейский военный гарнизон: «10 апреля. В 11 ночи к нам в Обитель прибыли из Салмы 50 человек белогвардейцев и с ними 1 офицер для охраны нашего острова. Они ждут из Петрограда красногвардейцев. Что-то будет у нас с открытием озера. Буди воля Божия. Они и привезли с собой и хлеб и мясо 

… 13 апреля. Сегодня ночью по льду к нам пришли из г. Сердоболя комендант нашего острова и с ним 2 белогвардейца». Финские военные оставались на острове еще несколько лет.

5 июня 1920 г. Валаамский монастырь посетил президент Финляндии Каарло Юхо Стольберг с супругой. Ему была устроена торжественная встреча, показан монастырь, проведена экскурсия по скитам. По записям о. Памвы монастырь президенту очень понравился. Провожали высокого гостя не менее торжественно: «...Тут тоже ему пели Канту и многолетие, и пароход пошел, и музыка гремит, солдаты кричат, мы поем. Президент снял шляпу и всем кланяется. А вечером в Царских комнатах всех певчих вместе с соборными отца о. настоятель угостил хорошим ужином».

К 1922 г. экономическое положение монастыря улучшилось: «3 апреля 1922 г. Святая Пасха. По милости Божией праздник Христов встретили хорошо, трапеза была обычная: булки были … несмотря на то, что в Матушке России страшный голод, а нас Господь пока ничем не обидел. Что будет с нами дальше, а пока наша Св. Обитель нужды не видит не смотря на то, что граница закрыта уже 5 год».

С 1918 г. по 1940 г. Валаамский монастырь находился в ведении собора Финляндской православной церкви и церковного управления. Обитель пережила трудные времена и утвердилась, как духовный центр для православных верующих Финляндии и других европейских стран. Послушанием отца Памвы было показывать монастырь паломникам, особенно молодежи. Наибольший отклик его экскурсии находили в душах молодого русского поколения, выросшего, а часто и родившегося в зарубежье. 

Заботы отца Памвы о русской молодежи не заканчивались на Валааме. Иеромонах Памва регулярно ездил в Выборг, разные города Прибалтики и встречался с бывшими паломниками. Посещая Ригу в ноябре 1937 г. отец Памва беседовал с корреспондентом рижской газеты «Сегодня вечером» (вырезка статьи по итогам беседы хранится в дневнике иеромонаха). Вот, что сказано в этой публикации о современном состоянии монастыря: «В настоящее время в монастыре проживает около 300 монахов, ведущих все хозяйство самостоятельно с помощью нанимаемых ежегодно 75-80 рабочих. Монастырь имеет два парохода, несколько моторных лодок, большое количество мелких судов для перевозки туристов и рыбной ловли. В этом сезоне монастырь посетило около 10000 иностранных туристов, из которых большинство было из Скандинавских стран. Среди монахов монастыря преобладают русские, но русские финляндского гражданства. По возрасту главный контингент монахов состоит из пожилых людей. Самому старшему сейчас 87 лет».

В конце 1930-х вновь наступили тревожные времена. Приближались Вторая мировая и  Советско-Финляндская войны. Несмотря на уединенную, отстраненную от мирской суеты жизнь, монахи регулярно получали новости из внешнего мира и искренне переживали за судьбы Европы, предчувствуя надвигающуюся угрозу и своей родной обители. 

Записи в дневнике отца Памвы обрываются сентябрем 1939 г.: «Война 1939 г. Сентябрь. Германия с Польшей. Пишу я эти строки под вой и свист бушующей за окном осенней погоды. Вечер. На монастырском дворе темно. В моей келье тихо, тепло, только тихое тиканье маятника часов нарушает мою тишину. Внезапно, как гром небесный среди ясного неба, что Германия объявила Польше войну. Чем кончится — единому Господу известно, конечно, это наказание за грехи наши. 

Утро 1 сентября 1939 г. войдет в историю человечества, как дата начала новых бедствий для всей Европы 

… 23 сентября 1939 г. За ужином о. игумен Харитон объявил всей братии, что получил от коменданта: I) чтобы вечером не было церковного звона; II) чтобы не было вечернего огня; III) чтобы от 9 вечера до 6 утра братия не выходила за монастырь гулять ...». 

Очень скоро отец Памва был вынужден покинуть остров, чтобы вместе с остальной братией основать в заброшенной финской усадьбе обитель Новый Валаам.

Дополнить и передать атмосферу последних месяцев 1939 г. может еще один дневник из фонда Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Это дневник неизвестного монаха за 1934 - 1939 гг.: «Сентябрь 1939 г. 17-е Воскресение … погода холодная с обеда моросил дождь, пароход почти что никого не привез 

... 24-е Воскресение... погода тихая ясная свежая, пароход привез 7 человек. 23-го вечером всенощная без звона. К обедни немного звонили, огонь вечером зажигать не велят, в кельях надо занавески черные занавешивать 

... Октябрь 1939 г. Тревожное время во ожидании войны. 

15-е Воскресение ... погода тихая пасмурная, дождя нет и мороза нет, военные живут на Валааме ожидают войну .

.. 22-е Воскресение … финские солдаты все прибывают. 

29-е Воскресение … пробная тревога 2 ч. 30 м. до 3 ч. 30 м. ходили в туннель все монахи … 

Ноябрь 1939 г. 19-е Воскресение … солдаты живут на Валааме, заняли всю гостиницу и конюшню, большой скит, приютский скит, больницу, пекут для них хлеб … 

Декабрь 1939 г. 4-го Понедельник … была тревога 10 час. 20 м. на 15 мин. 

...5-го … в трапезе были военные, осматривали кельи .

.. в пятницу 8-го бросили бомбу в зимниках 

... 17-го Воскресение … в 4 час. игумен поехал в Сердоболь на счет выезда из Валаама».

Жить на острове становилась опасно, и в декабре 1939 г. по распоряжению военного коменданта началась эвакуация монастырской братии вглубь Финляндии. Последние монахи во главе с настоятелем игуменом Харитоном покинули остров в феврале 1940 г., а в марте Валаам со всеми его святынями, скитами, храмами, недвижимостью, лесами и полевыми угодьями Правительством и военным командованием Финляндии был сдан СССР. 

Еще раз, когда в 1941-1944 гг. остров был занят финскими войсками, монахи возвратились на Валаам, чтобы в июне 1944 г. снова покинуть родную обитель. Спасо-Преображенский мужской монастырь на острове Валаам прекратил свое существование на долгие десятилетия. Лишь в конце 1980-х гг. на острове вновь появились монахи, и началось возрождение Валаамской святыни.

 

Ведущий специалист Национального архива РК

Змеевская М.А.

Top.Mail.Ru