1001

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сидорова Анна Николаевна,
главный специалист отдела хранения документов
по истории России XIX — начала ХХ вв.
ФКУ «Государственный архив Российской Федерации»,
кандидат исторических наук
(г. Москва)
Сидорова Марина Викторовна,
начальник выставочного отдела
ФКУ «Государственный архив Российской Федерации»,
кандидат исторических наук
(г. Москва)

Изобразительный документ как способ реконструкции
исторической биографии
(на примере рисунков альбома Н.М. Бенкендорф)

Как правило, когда мы пишем биографию какого-то персонажа, мы прежде всего отталкиваемся от некоего текста. Мы ищем его в книгах, биографических справочниках, собираем неизвестные сведения по архивам. В нашем случае все было иначе и толчком к историческому поиску послужили альбомные рисунки. В своих воспоминаниях Сергей Михайлович  Волконский, внук декабриста Сергея Григорьевича Волконского, писал о былых временах: «Все это ушло, но все это живет в памяти даже тех, кто этого не видел, и живет в альбомах наших бабушек. У кого они есть? У кого еще уцелели? ... Многие альбомы. На их страницах Италия в России и Россия в Италии. Тут и Брюллов и Бруни, писавшие итальянских крестьянок, монахов и пастушек, тут и итальянцы, писавшие наших бабушек и дедов. У кого есть такие альбомы, берегите их».1
Несколько лет мы занимались рисунками альбома, принадлежащего, как значилось в архивной описи, императрице Александре Федоровне, жене Николая I2.

01

Альбомы с рисунками. ГА РФ

Альбом состоит из путевых зарисовок, выполненных карандашом и акварелью, всего рисунков – 87. Рисунки сделаны во время путешествия из Германию в Италию в 1819-1820 гг. Практически на всех рисунках автором проставлены даты и места исполнения зарисовок, соответственно они были сделаны с натуры. Но императрица Александра Федоровна первый раз побывала в Италии лишь в 1845 году, да и почерк под рисунками альбома не принадлежал императрице. Постепенно стало понятно, что альбом попал в  документы Александры Федоровны совершенно случайно при формировании императорских фондов в 1940-е годы3. Но кому принадлежал этот альбом, кто автор рисунков? Работа по атрибуции авторства альбома продолжалась несколько лет. Отталкиваясь от того, что альбом находится среди императорских документов семьи Николая I, мы, прежде всего, стали сличать почерк в альбоме с почерками представителей Дома Романовых, их родственников из влиятельных немецких домов, а также лиц из ближайшего окружения царской семьи. Была просмотрена обширная литература о жизни представителей царствующих династий, подробно изучены всевозможные  маршруты их путешествий со всеми переездами и остановками. К сожалению, этот путь поиска не увенчался успехом. Тогда мы стали внимательно изучать рисунки на предмет возможного жительства нашего героя в том или ином городе, вычисляя по рисункам местонахождение отеля или гостиницы. Из всех 87-ми рисунков можно было «зацепиться» за хорошо узнаваемый вид из старого отеля «Goldener Adler» в Инсбруке (Австрия) и за курорт Бад-Эмс (Германия). Отель «Goldener Adler» в Инсбруке – один из старейших в Европе, функционирует как отель с 1390 года по настоящее время. Написав письмо владельцам отеля, мы получили подробный ответ, что гостевых книг за интересующий нас период не сохранилось ни в отеле, ни в городском архиве. Оставался курорт Эмс, куда мы и отправили очередное письмо на имя директора городского музея доктора Ханса-Юргена Зархольца. Он любезно согласился прислать нам данные гостевой книги за дату, указанную на нашем рисунке с видом Эмса, но посоветовал посмотреть списки гостей курорта за месяц до указанной даты, так как рисунок мог быть сделан в любой день пребывания в Эмсе.

Предстояла огромная работа, так как фамилий было очень много и написано все было к тому же трудночитаемой немецкой готикой. Постепенно мы к ней привыкли, но огромное море русских, немецких, польских фамилий, подданных всевозможных европейских королевств, герцогств и княжеств, из которых надо было найти всего лишь одну нужную фамилию, очень пугало и расстраивало. Но, однажды, в очередной раз разбирая сложные готические буквы, взгляд каким-то невероятным образом буквально выхватил из списка фамилий имя «генеральша Бенкендорф», а рядом фамилии четы Алопеусов. Почему то сразу стало понятно, что это именно та фамилия, которую мы давно искали. Но догадку надо было доказать! Так как в ГА РФ хранится родовой фонд «Бенкендорфы-Алопеусы-Шуваловы» (ф. 1126), необходимо было найти в нем письма «генеральши Бенкендорф» и сличить почерк на письмах с почеркам на подрисуночных надписях в альбоме. Письма «генеральши» были в фонде, более того, некоторые письма были написаны ею из Италии, как раз в то самое время, когда были выполнены рисунки альбома. Почерк писем и почерк в альбоме рисунков полностью совпал. Так началось изучение биографии нашей героини.  
«Генеральша Бенкендорф» - Наталья Максимовна Бенкендорф, урожденная Алопеус.

02

П.Ф. Соколов
Портрет Н.М. Бенкендорф. 1814
Моршанский историко-художественный музей

В начале XIX века были известны два брата Алопеус - дипломаты Давид Максимович (1769-1831) и Максим Максимович (1748-1821). В некоторых родословных и справочных материалах Наталья числится дочерью русского посланника в Берлине Давида Максимовича. Однако в ряде немецких и финских генеалогических изданий она считается дочерью дипломата Максима Максимовича. Чтобы выяснить истину, пришлось снова обратиться к архивным материалам. Известно, что Максим Максимович Алопеус умер во Франкфурте-на-Майне в 1821 году. И действительно, именно в 1821 году в своих письмах из Франкфурта-на-Майне к мужу Константину Бенкендорфу Наталья подробно пишет о смерти отца и о разборе его вещей и бумаг после смерти.4 Соответственно, можно с уверенностью утверждать, что Наталья являлась дочерью Максима Максимовича Алопеуса.

Наталья родилась 4 февраля 1796 года в Регенсбурге, где отец состоял министром-резидентом при Германском союзном сейме. Ее мать, урожденная София-Луиза фон Кваст (1765-1797), умерла, когда Наталье было полтора года. После вторичной женитьбы отца в 1799 году девочка воспитывалась мачехой Луизой-Шарлоттой-Августой урожденной фон Вельтхейм (1768-1851). Вероятно, первые годы своей жизни Наталья провела в России, куда Максим Алопеус был призван императором Павлом I. В 1801году, при вступлении на престол Александра I, Алопеус был назначен министром-резидентом при дворе ландграфа Гессенского в Касселе, а в 1802 - 1806 занимал пост чрезвычайного посланника и полномочного министра в Берлине, а затем, в 1807 году в Лондоне.  Страстный противник Франции, Максим Максимович в 1808 - 1813 ушел в отставку и проживал с семьей в Германии. Возвратясь в 1813 году вновь на службу, Максим Алопеус состоял при прусском министре бароне Генрихе-Фридрихе Штейне, управлявшем территорией, занятой союзными армиями.

В октябре 1813 года в Берлине состоялась помолвка Натальи Максимовны Алопеус с Константином Христофоровичем Бенкендорфом.

03

П.Ф. Соколов
Портрет К.Х. Бенкендорфа.
Моршанский историко-художественный музей

Свадьбу сыграли здесь же 1 сентября 1814 года.5 Константин Христофорович Бенкендорф происходил из дворян Лифляндской губернии. Его отец – Христофор Иванович, был сыном той самой известной «генеральши Бенкендорф», которой императрица Екатерина II доверила надзор за кормилицами и няньками своего старшего внука Александра. Мать Константина Бенкендорфа - Анна-Юлиана-Ирена Шиллинг фон Канштадт, уроженка Вюртемберга и самая близкая подруга императрицы Марии Федоровна, известная под именем «Тилли».6 Константин получил образование в привилегированном учебном заведении Петербурга – пансионе аббата Николя. Избрав своим поприщем дипломатическую службу, он в 1797 году  поступил в Коллегию иностранных дел и впоследствии, благодаря протекции Максима Максимовича Алопеуса, служил при российских дипломатических миссиях в Германии. С 1810 года Бенкендорф занимал пост секретаря посольства в Неаполе, откуда уехал в 1812 году в связи с поступлением на военную службу. Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Константин Христофорович отличился в сражениях под Смоленском, при взятии Вильны, под Лейпцигом, Бриенном, Краоном, при взятии Реймса, был награжден орденами Владимира, Анны и Георгия разных степеней и золотой шпагой «За храбрость». За взятие Парижа он был произведен в генерал-майоры. В 1816 году в связи с болезнью Константин вынужден был оставить действительную службу, и уволился в отпуск. Семья первоначально обосновалась в Берлине, а затем в Штутгарте, началась тихая семейная жизнь. В октябре 1816 года в семействе Бенкендорф появился первенец Константин, а спустя два года дочь Мария. В 1819-1820 гг. супруги Бенкендорф совершили длительное путешествие в Италию. Поездка была обусловлена ухудшением здоровья Натальи Максимовны, у которой после родов, очевидно, начала развиваться чахотка. Конечным пунктом на маршруте должен был стать Неаполь, где теплое солнце и морской воздух должны были благоприятно сказаться на состоянии больной. В путешествие супруги взяли с собой и малолетних детей.

На протяжении всей поездки Наталья Максимовна делала зарисовки в альбомах, составив, таким образом, подробную хронику путешествия. Выехав из Штутгарта в начале сентября 1819 года, миновав Швейцарию и проехав по Симплонскому перевалу через Альпы, в начале октября путешественники оказались на итальянской земле на озере Лаго-Маджоре и любовались прекрасными видами Барромейских островов и Ароны. Первой большой остановкой стала Флоренция.

04

Н.М. Бенкендорф.
Вид Флоренции из садов Боболи. 4 ноября 1819 г.
ГА РФ

Здесь путешественники остановились на месяц и осмотрели все туристические достопримечательности: замки и виллы Медичи, дворцы Питти, сады Боболи, мосты, соборы и церкви, несколько раз посетили галерею Уфицци. В конце ноября поехали в Рим, их путь лежал через Тразименское озеро, Перуджу и Сполето. Весь декабрь 1819 года Бенкендорфы посвятили обозрению «вечного» города. Форум, Термы Каракаллы, Аппиева дорога, холм Пинчио, Яникул, Ватикан – были постоянными местами их прогулок. И повсюду Наталья берет с собой альбом и делает в нем зарисовки.

05

Н.М. Бенкендорф.
Фонтан на вилле Боргезе в Риме. 6 мая 1820 г.
ГА РФ

Встретив новый 1820 год в Риме, супруги вскоре отправились в Неаполь, где пробыли четыре месяца. Они поселились на набережной Мерджеллина, из окон их виллы, открывались живописные виды на Неаполитанский залив: «С террасы, усаженной апельсиновыми деревьями и цветами, мы видим большую часть города, замок Сант-Эльмо, замок Ово, Везувий, остров Прочида, а немного в стороне Сорренто; по вечерам мы наблюдаем, как по склону Везувия, находящегося в состоянии непрерывного извержения, стекает лава», - писали Константин и Наталья Христофору Ивановичу Бенкендорфу.7 Несколько видов из своих окон и с балкона виллы Наталья Максимовна зарисовала в свой альбом. Изобразила она и сам дом, в котором супруги жили - трехэтажное строение с широкой террасой на уровне второго этажа, сплошь уставленной вазами с цветами.

06

Н.М. Бенкендорф.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1820
ГА РФ

Расположенный неподалеку холм Позиллипо с устроенной на нем одноименной художественной школой8, позволил Наталье Максимовне брать уроки рисования у одного из молодых художников. Успехи живописных уроков совершенно очевидно видны в акварелях, выполненных в марте-апреле 1820 года. Поражает количество и разнообразие экскурсионных маршрутов, совершенных четой Бенкендорф по окрестностям Неаполя: Помпеи и кратер Везувия, Пестум, Амальфитанское побережье и Салерно, остров Искья и горные восхождения.

Бенкендорфы предполагали задержаться на юге Италии до середины сентября, для чего даже сняли дом на острове Искья в период с 1 августа по 15 сентября9. Однако, Константин Христофорович внезапно был отозван из отпуска в Петербург и вскоре назначен Александром I на должность посланника России при Вюртембергском и Баденском дворах10. В начале мая 1820 года Бенкендорфы выехали из Неаполя в обратный путь, и через Рим, Флоренцию, Болонью и Венецию, 1 июля года прибыли в Верону. Этот город стал последним итальянским городом на их маршруте. После этого семейство отправилось в Мюнхен, где Константин Христофорович остался по долгу службы, а Наталья с детьми поехала в Висбаден и Эмс на встречу с отцом и мачехой – четой Алопеус. В Эмсе Наталья пользовалась минеральными водами, много гуляла по окрестностям курорта, делала зарисовки в свой альбом.

К середине августа 1820 года она вместе с детьми вернулась в Штутгардт к мужу. К сожалению, надежда на излечение теплым морем и южным солнцем Италии не увенчалась успехом, и состояние здоровья Натальи Бенкендорф становилось все хуже. Она умерла 29 января 1823 г. в 7 часов вечераx11. Константин Христофорович после смерти жены долгое время оставался безутешным, и только поддержка и помощь брата, Александра Христофоровича Бенкендорфа, помогла ему перенести это горе. В своих воспоминаниях будущий шеф жандармов так писал о состоянии брата Константина: «Переполнявшая его боль ужаснула меня. Он остался в той же квартире, где умерла его жена, не тронув ничего из обстановки, он разговаривал со своими детьми об их матери так, как если бы она была жива. Видя это, мое сердце разрывалось»12.

Похороны Натальи Бенкендорф были обставлены поистине с «царскими» почестями, как в силу большого уважения, которым посланник К.Х. Бенкендорф пользовался при российском и вюртембергском дворах, так и в силу  того, что вюртембергский король постоянно пытался доказать российскому императору свою преданность и дружбу. До кладбища гроб с телом Натальи вез катафалк, запряженный королевскими лошадьми, за катафалком следовал камергер короля церемониймейстер и управляющий дворцом Людвигсбург барон фон Вехмар.13 На похоронах присутствовали представители королевского дома, в том числе кронпринц Павел Вюртембергский. Захоронение состоялось 3 февраля 1823 г. в склеп на кладбище района Хеслах. В память о своей рано умершей жене Константин Бенкендорф учредил фонд помощи бедным этого района Штутгарта. Сумма в размере 200 гульденов выплачивалась ежегодно в день смерти Натальи Бенкендорф.14

В 1824 г. на могиле установили капеллу, которую спроектировал придворный архитектор Вюртембергского короля итальянец Джованни Салуччи. На фасаде капеллы по просьбе Константина была сделана надпись: «Nur Sie» («Только она»). Сразу же после смерти жены Константин Христофорович заказал известному скульптору И.-Г. Даннекеру посмертный бюст супруги и одновременно с ним двойное изображение (себя вместе с Натальей) для установки в капеллу после своей смерти15.

07

Капелла Бенкендорфов на кладбище в Штутгарте.
Фото авторов

Константин Бенкендорф ненадолго пережил свою супругу. Он скончался в 1828 г. в болгарских Праводах, во время русско-турецкой войны, от скоротечной болезни легких. Его тело было перевезено в Штутгардт в гробу, изготовленном из свинца, снятого по приказанию Николая I с крыши турецкой мечети и согласно завещанию захоронено рядом с прахом его любимой жены. Тогда же ученик скульптора Даннекера Теодор Вагнер сделал по гипсовой модели двойной мраморный бюст супругов Бенкендорф, который и поныне находится в капелле на Хеслахском кладбище Штутгарта16.
В 1998 г. капелла была отреставрирована по инициативе жителей Штутгардта17 и является городской достопримечательностью, напоминая не только о давней российско-вюртембергской дружбе, но и о большой человеческой любви.

Так, рисунки альбома заставили нас заняться историей жизни молодой женщины, которая до сих пор открывает нам новые странички своей биографии и дарит возможность новых исследований. Относительно недавно нами были атрибутированы два неизвестных портрета из коллекции Моршанского историко-художественного музея, оказавшиеся портретами Натальи Максимовны Бенкендорф.18 На одном из них, выполненным известным акварелистом Петром Федоровичем Соколовым, Наталья изображена, вероятно, в 1815 году вскоре после свадьбы.19 На другом, выполненным немецким художником Францем Штирнбрандтом  Наталья запечатлена незадолго до смерти.20 В этом году в собрании ГА РФ нами была обнаружена и переатрибутирована приходо-расходная книга К.Х. и Н.М. Бенкендорфов за 1819-1821 гг., которая дополнила хронику их итальянского путешествия21.

Авторы не исключают возможности, что биография Н.М. Бенкендорф еще преподнесет сюрпризы, связанные как с новыми художественными открытиями, так и с новыми архивными находками.   

________________________________________________________________________________
1. С.М. Волконский. Мои воспоминания. Т. 1. М. 1992. С. 386-387.
2. ГА РФ. Ф. 672. Оп. 1. Д. 475, 576.
3. В ГА РФ не существует личного фонда императрицы Александры Федоровны, ее документы находятся в фонде императора Николая I (ф. 672).
4. ГА РФ. Ф. 1126. Оп. 1. Д. 376. Л. 47-48об.
5. ГА РФ. Ф. 1126. Оп. 1. Д. 349. Л. 13.
6. Подробнее см. Сидорова М.В. «Состоящие при Малом Дворе» (семейство Бенкендорф). // Императорская Гатчина. Материалы научной конференции. СПб. 2003.
7. ГА РФ. Ф. 1126. Оп. 1. Д. 359. Л. 108.
8. Подробнее о школе Позиллипо см.: Образы Италии. Западноевропейская живопись XVII-XIX веков из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. СПб. 2010. С. 38; Усачева С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. Из истории коллекции // Третьяковская галерея. 2009. № 4. С. 19; Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. М. 2009. С. 338-343.
9. ГА РФ. Ф. 1126. Оп. 1. Д. 443. Л. 34.
10. Внезапное назначение К.Х. Бенкендорфа на дипломатический пост в Вюртемберг было связано с вынужденной отставкой российского посланника П.Б. Козловского из-за его «экстравагантных усилий в поддержку конституционализма и демократических институтов в Германии и Италии» (Интернет-сайт Дипломаты Российской Империи»).
11. ГА РФ. Ф. 1126. Оп. 1. Д. 351. Л. 10об.
12. ГА РФ. Ф. 728. Оп. 1. Д. 1353. Л. 628.
13. Hauptstaatsarchiv Stuttgart (Главный Государственный архив Штутгарта). Bestand Е 56/61. Buchel 274.
14. Там же. Ежегодные выплаты производились вплоть до 1918 года.
15. Holst Ch. von. Johann Heinrich Danneker. Der Bildhauer. Stuttgart. 1987. S. 401.
16. Там же.
17. Das Stammbuch Friedrich von Matthissons. Transkription und Kommentar zum Faksimile. 2007. S. 181.
18. В Моршанском уезде Тамбовской губернии располагалось имение «Сосновка», принадлежавшее сыну Константина и Натальи – Константину Константиновичу Бенкендорфу.
19. Портрет был опубликован как портрет неизвестной в следующем издании: «Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР». М. 1987. № 109.
20. Моршанский историко-художественный музей. Инв. № 48.
21. ГА РФ. Ф. 728. Оп. 2. Д. 371.

Top.Mail.Ru