1001

Никифорова Людмила Александровна,
заведующая отделом экспозиционной и выставочной работы
БУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»
(г. Петрозаводск)

«Не только метрики…» (документы негенеалогического характера
для изучения истории семьи). Из личного опыта

Когда мы начинаем изучение истории семьи, выстраиваем родословную, то действуем по уже проторенной дорожке от домашних архивов идем в архивы региональные, федеральные, смотрим Метрические книги, переписи населения, исповедные росписи, ревизские сказки, запрашиваем сведения в управлениях ЗАГСа.

И я «шла по этой дороге», усердно составляя ветвистое семенное дерево. В какой-то момент поняла, что вся история семьи начинает напоминать экскурсию из известного детского фильма советских времен: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Якова…». Захотелось после похода вглубь (а дойти получилось до петровских времен) пойти вширь. Тем более в семье существовали отрывочные воспоминания о «заводах, домах, пароходах», о царских охотах и генеральских женах.

Наиболее перспективным источником для поисков вширь стала сельскохозяйственная перепись из фонда Олонецкого губернского статистического комитета (НАРК. Ф. 27). В описях помимо списков домохозяев, квартирных карточек, описаний личных хозяйств удалось найти списки лиц по уездам Олонецкой губернии, владеющих торгово-промышленными и промысловыми заведениями. Однако в этом фонде наиболее интересными оказались дела не имеющие отношения к переписи, это были собираемые ежегодно статистическим комитетом сведения о фабриках и заводах Олонецкой губернии.

В этих «Ведомостях о фабриках и заводах Олонецкой губернии» за разные годы нашлась весьма интересная информация. Например, о кузнице моего прадеда Ивана Петровича Хотякова и старшего брата его Михаила Петровича.

Кузницы братьев работали в деревне Князево Вытегорского района, одна с 1886 года, другая с 1895. В Ведомостях дано описание кузниц, размеры, наличие и количество инструментов – наковальни, молоты, клещи, горны, назначение сопутствующих построек, например, амбар для хранения угля. Состояние построек, проведение ремонтных работ также прописывалось в ведомости. Указана продолжительность рабочего дня. Старший брат Михаил Петрович работал 10 часов в день, младший брат Иван Петрович работал 16 часов в день. Ежедневный заработок Михаила составлял полтора рубля, Ивана – два с половиной рубля. Также в документе есть сведения о валовом доходе, расходах на уголь, материалы и прочее. С оковки одного экипажа, например, прадед имел 10 рублей, подковать лошадь стоило два с полтиной, одна подкова – 60 копеек1.

Повседневная жизнь предков начинала обрастать подробностями. Разбогатев на кузнечном деле, Иван Хотяков закрыл кузницу и открыл на имя жены лавку мелочной торговли, а сам занялся в Андоме табачной торговлей. Брат его Михаил Петрович кузницу не закрывал, но дело расширил за счет слесарно-столярной мастерской, ежедневный заработок в которой составлял от 2 до 3 рублей в день. Помещение мастерской отапливалось. В мастерской работал сам хозяин без найма2.

Другая ветвь семьи также отметилась в этих ведомостях. В Шимозерском крае в деревне Никитинской у Мартемьяна Петровича Мартьянова были кожевня, пекарня и торговая лавка. Опуская описание самих производств, обращу внимание на продукцию семейного пекарного предприятия: хлеб белый, булки, кренделя. Кстати, если верить документу, только за продажу кренделей хозяин выручил за 1910 год 720 рублей. Мука закупалась в Рыбинске, порядка 650 мешков за год3.

Также в сведения статистического комитета попал дегтярный завод прадеда Ивана Васильевича Лазарева из Замошья. У Ивана Васильевича согласно сведениям в частном владении помимо крестьянского надела были 6 участков леса, где и работал дегтярный завод. Брат прадеда Лазарев Петр Васильевич жил в соседнем доме, согласно переписи населения 1920 года, и работал на заводе кладовщиком4. Интересно, что Лазаревы держали завод на паях с соседями – семьей Коровина Николая Макаровича, с которой на протяжении всего времени проживания рядом, кстати, ни разу не породнились.

Семьи были зажиточные, судя по указанным документам, на небольших семейных предприятиях были и наемные рабочие, а у Мартьянова даже и прислуга в доме. После революции, конечно, это стало одним из поводов для раскулачивания. Так, владельцу дегтярного завода Ивану Васильевичу Лазареву «шепнули», что завтра за ним придут, и вся семья покинула деревню в родном Андомском крае, бросив все, с небольшими пожитками уехала в далекий Мурманск.

Зная, что у меня учительская династия – дед мой был учителем русской словесности, я также направила свои интересы в фонд Отдела народного образования исполкома Олонецкого губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (НАРК Ф. Р-2). В деле «Сведения о школах и детских домах Вытегорского уезда» я обнаружила в списках за 1921-1922 года родного брата моего деда – Василия Ивановича Хотякова, он после окончания Вытегорского реального училища работал учителем в Андомской школе5. Дед же мой – Александр Иванович Хотяков в 1919 году (после окончания Вытегорской учительской семинарии до призыва в армию) работал в Замошской избе-читальне. В одном из дел я нашла описание этой избы читальни за тот период времени6: она расположилась в самом центре деревни в двухэтажном добротном доме, как записано в отчете – реквизированном доме буржуя – это был дом купца Логинова, в котором разместилась и школа. В описании идет подробный рассказ о наличии книг, о приеме читателей, о небрежности в обращении с книгами читателей, о несвоевременном возврате взятых на дом книг. Кстати, после армии дед вернулся в Замошье, и спустя некоторое время он там и женился. А невеста его – Клавдия Ивановна Лазарева тогда в 1919 году еще ходила в Замошскую школу и возможно в избу-читальню.

Еще один отдельный и очень многогранный источник – это опубликованные статьи газет, публикации воспоминаний, письма, да и просто сведения в средствах массовой информации. Для нас интересны в первую очередь публикации в газете «Олонецкие губернские ведомости». Это богатейший источник для изучения семейных историй. Многочисленные списки, сведения о награждениях и перемещениях по службе, корреспонденция местных жителей с упоминанием своих односельчан, а также хроника происшествий, которая содержит сведения о пожарах, трагических событиях с упоминанием фамилий, мест жительства и прочих сведений.

Именно в Олонецких губернских ведомостях я нашла сведения, например, о многочисленных охотах Мартемьяна Петровича Мартьянова. Разыскивая сведения об этом известном охотнике, я также нашла две публикации воспоминаний, раскрывших многие стороны жизни и характера этого человека. Это воспоминания, изданные Михаилом Андреевским в 1909 году, и книга 1907 года «Медвежьи охоты в Олонецкой губернии» Николая Николаевича Изнара. Подробно я уже освещала эти интереснейшие источники в своей статье про охотника Мартьянова7. В данной статье приведу только один пример - описание дома Мартемьяна, который по мнению Н.Н. Изнара «ничем не отличался снаружи от типичной двухэтажной избы богатых крестьян олонецких деревень. Вся разница заключалась лишь в том, что нижний этаж с верхним соединялся внутреннею лестницею и можно было попадать из одного этажа в другой, не выходя в сени. Кроме того, на стенах были обои, чего в других избах мы не встречали. В красном углу стоял киот, по обеим сторонам которого на стенах висели лубочные картинки духовного содержания. Тут же висело в рамке меню обеда, данного в Москве в коронационные дни волостным старшинам, фотографии Высочайших Особ и портреты семьи Мартемьяна»8. Сведения из Олонецких губернских ведомостей и архивных источников подтвердили информацию о том, как волостной старшина Мартемьян Петрович Мартьянов был избран для участия в коронации императора Николая II и побывал на знаменитом обеде волостных старшин в Петровском дворце в Москве.

Ни в каких метриках мы не найдем личностных характеристик наших предков. Лишь воспоминания могут дать нам эти сведения. Например, хороший знакомый охотника Мартьянова Н.Н. Изнар писал: «К чести Мартемьяна надо сказать, что он отнюдь не был похож на столь обычный в нашей деревне тип мироеда и кулака. Он … всегда приходил на помощь населению, кому деньгами, кому лесом, кому поможет скотину купить. Зато и пользовался он популярностью и уважением среди крестьян нескольких волостей»9.

Еще один интереснейший источник – это эпистолярный жанр. В вытегорской газете «Красное знамя» в 1985 году10 было опубликовано письмо поэта Николая Клюева Аркадию Вениаминовичу Руманову, в котором он просил содействия для обучающегося в Вытегорском реальном училище мужицкого сына Василия Хотякова. Это тот самый брат моего деда, которого я нашла в списках учителей Андомской школы. Интересно, что есть такая семейная легенда, как Николай Клюев жил в доме Хотяковых в Андоме. Ни в одной биографии поэта сведений об этом нет. Но косвенные свидетельства знакомства Хотяковых с Клюевым есть не только в этом письме, но и в метрических книгах. Сестра поэта Клавдия Клюева выступает в роли восприемницы у детей Ивана Петровича Хотякова11.

В завершении хотелось бы сказать, насколько важен эмоциональный аспект во время пребывания в тех местах, где проживали предки. Во время путешествия по Андомскому краю в 2016 году мы нашли место, где когда-то стоял дом Ивана Васильевича Лазарева в Юльной горе в Замошье. Сам дом не сохранился, только яблони. Они немного одичали за прошедшие десятилетия без хозяев, но яблоки все равно были очень вкусными. Местные жители еще помнили и дегтярный завод, добротные постройки которого разобрали уже в послевоенное время для постройки домов.

У каждого исследователя семейной истории есть опыт изучения документов, которые напрямую не имеют генеалогического статуса. Вся прелесть этих документов в том, что они открывают для нас новые грани в семейной истории. Ведь нельзя забывать главное правило генеалога – искать везде и никогда не останавливать поиск!

________________________________________________________________________________
1. НАРК. Ф. 27. Оп. 1. Д. 37/9 (1900 год), Д. 46/10 (1910 год).
2. НАРК. Ф. 27. Оп. 3. Д. 41/345 (1913 год).
3. НАРК. Ф. 27. Оп. 3. Д. 61/543 (1910 год).
4. НАРК. Ф. 27. Оп. 3. Д. 7/64 (1911 год).
5. НАРК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 70/907.
6. НАРК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 16/202.
7. Никифорова Л.А. Известный вепс Мартемьян Мартьянов: охота на медведя и не только… (по данным местной печати, мемуарной литературы и архивным источникам). Электронная публикация https://nbsr.petrsu.ru/journal/article.php?id=1601 (дата обращения 01.09.2022)
8. Изнар Н.Н. Медвежьи охоты в Олонецкой губернии. Электронная публикация
http://www.ohot-prostory.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1707&Itemid=99999999 (дата обращения 01.09.2022)
9. Изнар Н.Н. Указ. соч.
10. «Красное знамя», Вытегра, 1985, № 73, 18 июня.
11. ГАВО. Ф. 1057. Оп.1. Д. 105. Метрическая книга 1908 года.

Top.Mail.Ru