1001

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Кулаковская Ольга Юрьевна,
доцент ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,
руководитель Центра генеалогии и истории семей,
президент КРОО «Генеалогическое общество Карелии»,
кандидат педагогических наук  (г. Петрозаводск)

 

Ценностно-генеалогический подход в системе воспитания:
опыт историко-семейных экспедиций в глубинку Карелии

Несколько лет назад в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга были опубликованы статьи, посвященные генеалогии моих предков по линиям родителей и их старинным родовым гнездам1. Сегодня на конференции «Архивы и генеалогия» хочется сделать акцент не столько на родословных связях, сколько на генеалогических артефактах и ценностях семейного воспитания, через генеалогический поиск.

Введение в научный оборот термина «Генеалогический метод воспитания» неоднократно обосновывался и публиковался автором статьи в научных публикациях и на научных конференциях2. Актуальность применения метода генеалогии в воспитании обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, очевидным становится осознание того, что будущее человечества во многом зависит от стратегии в сфере воспитания и образования. Во-вторых, важнейшей проблемой стал тот факт, что происходящий в настоящее время быстрый рост преобразования и трансформации системы образования нередко проявляется в несоответствии существующей системы воспитания природе жизнедеятельности человека. В-третьих, что для нас особенно важно, наблюдается отрыв воспитания от семейных исторических корней, и это делает особенно актуальным возрождение родового самосознания, осознание связи между личностью человека и его родом.

Ключевыми понятиями данной темы выступают:
• Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
• Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения  в поколение. Сохранение и воспитание  семейных ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу...
• Воспитание семейных ценностей – процесс сохранения и культивирование семейных традиций

Между тем, в нашей стране выросло несколько поколений граждан (особенно это относится к молодежи), которые, как правило, лишены знаний о своей семейной истории и, что самое грустное, не проявляют к ней интереса.

Генеалогический метод в семейной педагогике в том и состоит, что в процесс воспитания молодого поколения внедряется комплекс представлений о неразрывной связи каждого человека со своим родственным окружением, со своими близкими и далекими предками. Умелое применение этого метода не оставит людей равнодушными – ведь речь идет о своей собственной семье, о кровных узах, о родовых традициях, то есть о весьма дорогой для каждого нормального человека позиции. Внедрение в умы и души подрастающего поколения понимания значимости понятия малой родины, понятия семейной истории как неразрывной части истории народа, истории Отечества представляет собой эффективный инструмент воспитания подлинного патриотизма.

Многолетний опыт автора статьи в преподавании курсов «Социология семьи», «Психология семейных отношений», «Семьеведение»3, «Педагогика» и «Психология» в Петрозаводском государственном университете, в руководстве научной студенческой лабораторией «Семейный летописец», в деятельности в качестве президента Генеалогического общества Карелии (а также, между прочим, опыт по составлению собственной родословной) свидетельствуют о плодотворности, эффективности использования генеалогии в деле воспитания молодежи.

Следует пояснить, что мои предки по отцовской линии коренились в Вологодской губернии, с материнской стороны – в Олонецкой губернии.
Для начала, забегая вперед, помещаю ниже свою сводную восходящую родословную, которая (как я представляю ее сокращенно в настоящее время) выглядит следующим образом:

01

 

Таблица. Сводная схема

Практический опыт и доказательства теории ценностно-генеалогического подхода в системе воспитания были получены в историко-семейных экспедициях в глубинку Республики Карелия, в Пудожский район в родовые деревни предков Заозерье и Пелусозеро. В экспедициях разных лет принимали участие пять поколений  Сахаровых – Кулаковских из рода Шиловых – Олюшкиных Колодозерской волости Олонецкой губернии.
1. Шилов Николай Егорович – двоюродный дедушка автора статьи;
2. Сахарова (ур. Шилова) Людмила Александровна – мама автора статьи;
3. Кулаковская (ур. Сахарова) – автор статьи и ее супруг Кулаковский Игорь Валерьевич;
4. Кулаковский Валерий Игоревич – сын автора статьи;
5. Кулаковская Анастасия Валерьевна и Кулаковская Екатерина Валерьевна – внучки автора статьи.

Несколько слов о генеалогии пудожских предков. В Национальном архиве Республики Карелия в метрических книгах, исповедных ведомостях и ревизских сказках нашлось много полезной информации. Для удобства восприятия информации, жирным шрифтом выделяются имена прямых предков. Удалось установить, что «наши», заозерские Шиловы происходят от Ефима4 (* ~ 1710), его сына Ивана (* ~ 1739), у которого с женой Анной Ивановой (* ~ 1746) родился в 1780 году сын Давыд, далее уже появился на свет Павел Давыдов, который родился в 1807 году и имя которого легло в основу второго, деревенского прозвания его детей и внуков – односельчане стали именовать их не только Шиловыми, но и Пашовыми. У Павла от жены его Вассы Дмитриевой в 1840 году родился сын Семен, женившийся на девице Варваре Харламовой, и у них вскоре появился на свет Яков (1865–1948), мой прапрадед.

02

Таблица. Родословная схема Шиловых из деревни Заозерья

Дом свой Яков построил на самом краю деревни, и в этом, очевидно, был свой расчет: сразу за домом начиналась дорога в соседнюю Архангельскую губернию (граница, отделявшая ее от Олонецкой губернии, проходила рядом, всего лишь в одной-двух верстах), и, вероятно, Яков Семенович был причастен к торговле между соседними губерниями. Не случайно он имел несколько собственных, в том числе почтовых, лошадей и тарантас.

Сын его Егор Яковлевич (1895–1962), мой прадед, женился на Анне Ивановне (1898–1980), дочери Ивана Сидоровича Олюшкина, жителя деревни Пелус-озеро и Дарьи Михайловны Кочергиной (она же именовалась и Дудкиной), уроженки Заозерья. Их венчание состоялось 4 февраля 1918 г.5

Об Олюшкиных речь пойдет ниже. Здесь же отмечу лишь один занятный факт: Иван Олюшкин взял жену из Заозерья, а их дочь Анна, моя будущая прабабушка, потом вышла замуж за заозерского парня. Таким образом, состоялся своего рода обмен невестами из деревни в деревню.

Наконец, удалось посетить родовое гнездо моих предков по линии другой маминой бабушки – Анны Ивановны, урожденной Олюшкиной, – деревню Пелусъ-озеро, расположенную в нескольких километрах от Заозерья, на берегу одноименного озера, в которой ни я, ни кто-либо из ныне живущих в Петрозаводске близких родственников никогда не бывал, и мне захотелось подробнее остановиться здесь о роде Олюшкиных и тех находках, которые подарила мне судьба.

Родословную моих пелусозерских предков я изучила основательно, изучив в архиве немало церковных метрических книг и других бесценных документов, отражающих персоналию этого рода – вплоть до своего прапрадеда Ивана Сидоровича Олюшкина (1875–1941). Начало той ветви рода Олюшкиных, от которой я происхожу, представлено неким Иваном (его имя известно нам по отчеству его сына), далее его сыном Александром (* ~1682–1775), женатым на Мариамне Ивановой (* ~1708–1782), и сыном последних Федотом (* ~1758–1825). Кто из них первым получил деревенское прозвище Олюшкин, закрепившееся за его потомками в качестве устойчивой фамилии, нам неизвестно. Существуют две гипотезы. Возможно, это был Иван или его отец, неизвестный нам по имени и, не исключено, человек пришлый, родом из другой деревни, и существует такая, весьма правдоподобная, версия происхождения их фамилии: кто-то из них женился на некой Ольге (которую в Пелус-озере ласково именовали Олюшкой) и при этом, возможно, по какой-то причине стал жить в доме тестя, отсюда и прозвище. Кто, чей? – Олюшкин муж. Существует и вторая версия: в деревнях частенько Александра кликали Олександром, а еще более кратко – Олей.

От Федота Олюшкина пошло многочисленное потомство, и здесь я назову только тех его потомков, которые последовательно образуют ту линию рода, которая ведет непосредственно к Анне Ивановне, моей вышеупомянутой прабабушке. Федот был дважды женат, одну жену звали Ирина Яковлева (то есть Яковлевна) (* ~1750‒1783), другую Аксинья Иванова (* ~1773‒1873). Первым был сын Анисим (* ~1779‒1836). От одной из жен Федота родился Иван  (* ~ 1794 – 1861), имевший тоже двух жен и от первой жены Екатерины Ивановой (* ~1794‒1861) родилось девять детей, старшим из которых был Василий (1814 г.). В свою очередь, у Василия и его жены Евдокии Лукининой родившейся в 1814 г., был сын Сидор, который родился в 1841 г.; и, наконец, у Сидора, женившегося (венчание состоялось в 28 января 1870 г.) на Варваре Ивановой (1850 года рождения), родился Иван Сидорович Олюшкин (1875‒1941), мой прапрадед, о котором пойдет речь ниже.

03

Таблица. Родословная схема Олюшкиных из деревни Пелусозеро

Первый из упомянутых участников историко-семейных экспедиций – Николай Егорович Шилов, многое мог рассказать об истории предков. Удивителен факт того, что, будучи сама в статусе бабушки я долгие годы имела общение со своим двоюродным дедушкой Николем Егоровичем, который являлся родным младшим братом моего деда Шилова Александра Егоровича. Однако зная о Пелусозере как родине своей матери, Николай никогда не говорил о личном посещении данной деревни и деревенского некрополя. До первого посещения Пелусозера были определенно известны лишь следующие факты: Анна Иоановна Олюшкина (моя прабабушка) родом из деревни Пелусозеро Колодозерского уезда Олонецкой Губернии, ее отец Олюшкин Иван Сидорович, и это все. Тем не менее, в 2014 году мы добрались до  Пелусозеро, где нас ждали важные находки, открытия и артефакты, относящиеся к родовому прошлому.

Первое, что нас поразило, – это общий вид небольшой деревни, который неожиданно открылся нам как бы с высоты птичьего полета – с вершины высокой горы. Уместившаяся на небольшом полуострове, вдающемся в одноименное и в этой части неширокое озеро, она казалась – и оказалась! – удивительно живописной. Были видны расположенные частично по берегу озера, у самой воды, частично беспорядочно раскиданные не­многочисленные дома, и среди них выделялся своими размерами, как скоро выяснилось, дом моего прапрадеда Ивана Сидоровича Олюшкина.

Двухэтажный, с большим балконом, он производил впечатление своими размерами, но, как сообщил нам нынешний его владелец Геннадий Александрович Климов, живущий с семьей постоянно в деревне Усть-река, перед нами стояла лишь часть прежнего сооружения: значительная часть его давно была раскатана и перенесена в другое место неподалеку, где сейчас и находится в виде отдельного дома. Когда-то в доме внизу располагались лавка, а на втором этаже прапрадед устроил школу для своих собственных детей, куда приходили дети не только из Пелус-озера, но и из окрестных деревень, причем он выписал из города и содержал двух учителей. На третьем этаже жила семья.

04

Фото. Дом Ивана Сидоровича Олюшкина в д.Пелусозеро

Однако главное, чем поразил нас хозяин, – это две длинные доски, составляющие единое целое. На одной красовалась четкая надпись «1912. сей домъ ивана сидоровича олюшкина мастер александръ», другая была украшена фигурами двух геральдических львов! Нам было сказано, что некогда эти доски висели под балконом. Своего рода «визитная карточка» крестьянского дома!

05

Фото. Надпись на нижней доске

 

06

07

Фото. Изображения «геральдических львов» на верхней доске,
располагавшейся на доме И. С. Олюшкина (слева, справа)

Генеалогия и Геральдика две неразрывных и взаимно дополняющих друг друга отраслей исторической науки. С вопросом о геральдической эмблематике в глубинке Карелии я обратилась к члену Генеалогического общества Карелии к геральдисту Ильи Борисовичу Емелину, который провел специальное расследование данного вопроса и изложил интересные сведения в статье «Геральдические» львы в росписи крестьянского дома начала XX века»6.

Илья Борисович сообщает «Изначальная композиция сейчас разделена на две доски. Часть нижней доски отпилена. На доске композиция из цветка и по сторонам двух львов. Львы разные. Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Образ льва как символ власти и мощи перекочевал в Россию с Востока. Изображались львы стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Удалось определить имя маляра. Оказывается этнографы уже обращали внимание дом Олюшкина в 1970-х годах. Рукопись Алексея Тихоновича Беляева «Мы едем в Пудож. Сообщение о второй и третьей экспедиции в Пудожский район» хранится в библиотеке музея Кижи (№ 2965). В этот момент доска была ещё цела, и имя маляра зафиксировано: «Мастер Александр Герасимович Щербаков». На этом основании выдвигается даже версия, что тот же мастер красил дом Бутина, построенный в том же году, в соседней деревне и имеющий схожее убранство (С.8). Ныне дом Бутина перенесён на Кижи и является частью экспозиции музея. О львах из Пелусозера писал в 1960-х годах Виктор Пулькин».

Теперь мы можем смело продолжить надпись на «визитной карточке дома»: …. мастер Александр Герасимович Щербаков. Таким образом, мы не только нашли родовой дом, но и убедились в принадлежности его к нашим предкам по линии Олюшкиных.

Состав семьи Ивана Сидоровича был таков. Жена его Дарья была дочерью Михаила Кочергина (его второе деревенское прозвище – Дудкин), уроженца «нашего» Заозерья. Венчание состоялось в январе 1896 года. У них было четверо детей: старшие, погодки, Екатерина (1897 года рождения) и Анна (родилась в 1898 году), Александр (?) и Александра (1908).

Анна Ивановна – это моя прабабушка; как уже говорилось, выйдя замуж за Егора Шилова, она переселилась в Заозерье, на родину матери.

В Пелусозере одним из домов до сих пор владеет семейство Олюшкиных, некоторые члены которого поселяются здесь летом. В 2015 году Екатерина Ивановна Олюшкина, степень родства между ними и «нашими» Олюшкиными установить не удалось, поведала о некоторых подробностях семейной истории моих Олюшкиных, например, о том, что Иван Сидорович исполнял обязанности чтеца в местной церкви, стоявшей в свое время на другом берегу озера. Более того, она смогла опознать на одной из старинных и безымянных семейных фотографий начала прошлого века, которая всегда была в доме прабабушки Анны Ивановны Шиловой (а теперь хранится в моем архиве) из пяти изображенных на ней мужчин в военной форме И.С. Олюшкина (остается пока неизвестным, почему и когда он состоял на службе в армии).

От нее мы узнали также, что на местном сельском кладбище, расположенном несколько в стороне от деревни, сохранилась могила И.С. Олюшкина. В 2017 году мы с семьей не только посетили этот некрополь, но и поставили на могиле прапрадеда деревянный знак с табличкой в дань памяти неординарному предку. Удивительно, что, словно по провидению свыше, памятный знак мы установили 19 июля, именно в годовщину его смерти (19 июля 1941 года).

По данным разных справочников (например, «Памятных книжек Олонецкой губернии») в предреволюционные годы мой прапрадед был активным общественным деятелем «местного масштаба»: он был гласным Пудожского земского собрания, как минимум с 1913 по 1916 годы.

Чтобы завершить сведения об Иване Сидоровиче, добавим, что он был весьма зажиточным крестьянином. Об этом свидетельствуют, данные, относящиеся к 1930 г.: ему принадлежали дом, каретник, сарай, двор, хлев, амбар, баня, рига, иное имущество (общей стоимостью 2330 руб.), 3.5 гектаров земли, 5.35 гектаров сенокоса, две лошади, четыре коровы, три овцы. В семье тогда насчитывалось трое трудоспособных и двое нетрудоспособных.7

08

Фото 1917 года – Иван Сидорович Олюшкин в военной форме (первый ряд, второй слева – нога на ногу в хромовых сапогах)

Подводя итоги, хотелось бы сделать некоторые выводы, касающиеся всех тех, кто начинает интересоваться своей родословной и намеревается заняться этим всерьез. Особенно это относится к тем, кто потерял корневую связь с «малой родиной» своих предков.

Посещение мест, в которых некогда из поколения в поколение проживали деды, прадеды, пращуры, помогает укреплять интерес к генеалогии своей семьи, пробуждает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». С другой стороны, решившийся посетить прародину своих пращуров, обычно получает свою награду – его ждут неожиданные находки: родовые дома, различные семейные реликвии, родственные могилы, фотографии, артефакты.

09

Фото: Внучки Настя и Катя возле родового дома Шиловых в д.Заозерье

10

Фото: Внучки на деревенском кладбище на Погосте у могилы своего
пра-пра-прадеда Егора Яковлевича Шилова (лето 2021 года).

Настоящие хозяева дома Олюшкиных и настоящие хранители нашей семейной истории – супруги Климовы прониклись нашим интересом, принадлежностью к роду Олюшкиных и позволяют нам остановиться в родовом гнезде. Ощущения пребывания в доме трудно описать словами, здесь ходили и жили наши предки. Наши внучки искренне полюбили Заозерье, Пелусозеро. На вопрос «Куда поедем?», однозначный ответ «В Пелусозеро!». Очередная историко-семейная экспедиция в глубинку Карели, в родовые деревни предков вдохновила участников на поэтические строки детского стихотворения: «Начинаем мы сейчас Пелсозерский наш рассказ».

Для внучат Кулаковских построен детский домик и над входной дверью подвешена массивная доска, на которой выжигателем по дереву и красками гласит: «2016. Сей дом детей Кулаковских!».

Возможно, что от познания своей малой родины, родины предков мы ощущаем любовь и уважение к ней, потому – готовы оберегать и защищать сою родину, отсюда и рождается патриотизм.

________________________________________________________________________________
1. Кулаковская О.Ю. Генеалогическое путешествие на родину предков – вологодский след: Сахаровы и Ледковы // Известия РГО. Вып.34. – СПб.: 2018. С.131-156, ил., табл. (см. также): Кулаковская О.Ю. Путешествие на родину предков – вологодский след // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знаний: Материалы XXXI междунар. научной конференции. М., 2018. С.230-232); Кулаковская О.Ю. Историко-семейная экспедиция в Пудожский край: родовые гнезда – предания и памятники старины // Известия РГО. Вып.32. В честь И.В.Сахарова по случаю его 85-летия. СПб., 2017. С.193-205, ил.; Кулаковская О.Ю. Генеалогическая экспедиция на «малую родину» в Обонежье: из опыта практической генеалогии // «В семье Наук, своих сестер державных, Генеалогия не знает равных!» / А.В. Краско, О.Ю. Кулаковская, И.В. Сахаров. Коллективная монография. – Петрозаводск, 2018. С.71-84, ил., табл.
2. О.Ю.Кулаковская, Генеалогический метод в семейной педагогике // Научный аспект, №2 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2013. – Т.1, - 272 с. – С. 65 – 68.; О.Ю.Кулаковская, Генеалогия и семейная терапия // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно – практической конференции 5 – 6 октября 2010 г. – секция: СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. - ISSN 2078-7081 / http://sociosphera.ucoz.ru/index/arkhiv_k_6_10_10/0-29; О.Ю.Кулаковская, Семейная генеалогия как метод семейной терапии // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции 5-6 октября 2010 года. – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010.  – С. 59 – 61.
3. О.Ю.Кулаковская, Семьеведение. Программа курса и методические материалы для студентов специальности «Социальная работа» факультета политических и социальных наук / Учебное пособие. ГОУ высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск, 2007. – 28 с.
4. Исповедные ведомости Пудожского уезда за 1794 год // Национальный архив Республики Карелия (далее НАРК). Ф. 25. Оп. 21.,Д. 2. Л.62.
5. Метрическая книга Пудожского уезда за 1918 год // НАРК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 195. Л.35.
6. И.Б.Емелин, «Геральдические» львы в росписи крестьянского дома начала XX века» https://vk.com/@tahimie-geraldicheskie-lvy-v-rospisi-krestyanskogo-doma-nachala-xx-v
7. НАРК. Список кулацких и мещанских хозяйств Пудожского района АКССР от 3 марта 1930. Ф. Р–604. Оп. 1. Д. 1/1.... Л. 37, 49об. – 50 (№ 76. Олюшкин Иван Сидорович 1875 г.р. Деревня Пелус-озеро Корбозерский приход).

 

 

Top.Mail.Ru