Каюмова Мадина Расуловна,
главный архивист отдела научно-справочного аппарата
ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия»
(г. Петрозаводск)
Документы первичного учета Всероссийских
демографической и сельскохозяйственной переписей 1920 г.
как источник генеалогической информации
Личные документы переписей 1920 г. представляют большой интерес для исследователей генеалогии. Они дают представление о размере и профиле хозяйства, составе семьи, грамотности жителей Олонецкой губернии. Материалы переписи 1920 г. находятся на хранении в фонде № Р-122 «Олонецко-Карельское статистическое бюро». Эти материалы востребованы исследователями, однако научно-справочный аппарат, состоящий из описи, затруднял поиск и работу с этими документами. Сотрудниками отдела научно-справочного аппарата в 2020 г. было принято решение начать подготовку перечня дел, содержащих личные документы переписи населения 1920 г. В статье обобщен опыт работы по составлению перечня и представлены особенности работы с этими документами.
Строгий статистический учет с самого начала существования советского государства стал одной из основных задач правительства. Учет был необходим для понимания общей картины в стране, еще не завершившей гражданскую войну, ее экономического положения и промышленного развития. Правительству необходимо было принимать решения по строительству школ, учету военного состава, решать вопрос с малыми народами. Эти проблемы невозможно было решить без статистики. Решение о проведении демографическо-профессиональной, и сельскохозяйственной переписей было принято Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 7-го созыва. Декрет о проведении переписи был издан 22 апреля 1920 г.
Проведение переписи в жизнь в Олонецкой губернии было поручено Олонецкому губернскому статистическому бюро и подчиненным ему уездным статистическим отделениям. В июне 1920 г. была образована Карельская Трудовая Коммуна. Часть территории Олонецкой губернии отошла в состав КТК. Поскольку подготовка и проведение переписи начались еще до образования КТК, перепись проводилась по старому административно-территориальному делению. В целях сохранения целостности статистических данных до конца проведения переписей ведение статистики в КТК поручалось Олонецкому губернскому статистическому бюро. Однако в некоторых документах сельскохозяйственной переписи, можно встретить указание на принадлежность той или иной территории КТК. Что же касается Кемского уезда, включенного в состав КТК так же в 1920 г., то уездного статистического отделения Архангельским губернским статистическим бюро там создано не было, но перепись по этим территориям была проведена. Материалы переписи были переданы из Архангельска в Петрозаводск в конце 1920 г.
Одной из задач подготовительного этапа было обучение персонала. Необходимо было удержать старых работников, привлечь новых, увеличить штат конторского и «счетоводственного» персонала1, привлечь финансирование на выплату жалованья работникам. Регистраторами или переписчиками в основном становились учителя народных школ, а также служащие советских учреждений. Приоритет отдавался людям, знавшим местность, где им предполагалось проводить перепись, но таких работников не всегда удавалось найти, поэтому в личных документах, например, иногда встречаются ошибки в написании названия того или иного населенного пункта. Бывало и так, что регистраторы не справлялись со своими обязанностями. 2 сентября 1920 г. Вытегорское уездное статотделение телеграфировало в Петрозаводск о том, что первоначальный персонал регистраторов, набранный для проведения демографической переписи был распущен за негодностью2.
Второй задачей было провести предварительное исследование о количестве населенных мест и численности населения по каждому уезду3. У статбюро были сведения по переписи 1917 г., но к 1920 г. они значительно устарели. В апреле-мае 1920 г. уездные отделения сообщали губернскому бюро списки селений по волостям в границах, установленных на 1919 г. Списки населенных мест включали в себя так называемые изолированные хозяйства: хутора, фермы, усадьбы. Кроме того учитывались речные суда, расположенные по судоходным рекам, а также строения вдоль линии Мурманской железной дороги по верстам, пикетам, разъездам, где жили работники железной дороги, - будки, бараки, землянки, и прочие хозяйства.
Третьей задачей было разделение Олонецкой губернии на переписные районы. Переписные районы или участки составлялись таким образом, чтобы заведующий участком в течение 10 дней мог проинструктировать всех регистраторов (переписчиков), снабдить их учетными документами переписи, организовать проведение переписи по участку, сделать предварительную сводку о численности населения. Населенные пункты, включенные в переписной участок, находились в радиусе не более 10 верст от его центра, на один участок выделялось по 7 регистраторов. Их работу возглавлял заведующий участком (контролер-счетчик). В день 1 регистратор должен был провести опрос 60 семей (хозяйств), учесть 300-330 человек. Регистратор пешком обходил выделенный ему участок радиусом не более 3 верст. Количество регистраторов выводилось из численности населения Олонецкой губернии, которое на 1919-1920 гг. составляло около 450 тысяч человек. Из расчетов губернского статбюро выходило, что для проведения переписи потребуется 845 человек.
Сельскохозяйственная перепись должна была проводиться теми же работниками на готовом демографическом материале. Районы для проведения сельскохозяйственной переписи оставались те же, участки же предполагалось распределить немного по-новому из расчета 15 хозяйств на одного регистратора в день на 15 дней работы. Всего в губернии насчитывалось около 80 000 хозяйств. Подведение итогов переписи должно было занять не более 1,5 месяцев. Подведение итогов включало в себя составление обобщенных сведений о жителях каждого населенного пункта, повторный обход для уточнения или исправления переписных документов, подготовка личных документов переписи для сдачи в Олонецкое губернское статистическое бюро.
Подготовка к проведению демографической переписи началась в мае 1920 г., сама перепись проводилась в августе 1920 г., а сельскохозяйственная и промышленная — по окончании сельскохозяйственных работ — в сентябре 1920 г.
Исходя из целей проведения переписи, была составлена программа. Она включала в себя сбор определенных сведений по каждому хозяйству и предприятию. Согласно программе в первичных документах демографической переписи фиксировались сведения о семейном положении, поле, возрасте, грамотности, отношении к воинской повинности, трудоспособность, профессиональные навыки и социальное положение. В документах сельскохозяйственной переписи фиксировались рабочий и нерабочий состав хозяйства, его площадь, занятая под посевы, огороды, строения, количество скота, птицы, сельскохозяйственного инвентаря.
При проведении переписи регистраторы столкнулись с целым рядом проблем. Одной из основных проблем было отношение населения к переписи. Особого интереса перепись не вызывала, напротив, население не хотело отвлекаться от работы и более полезных занятий для ответа на вопросы регистратора. Иногда даже случались споры и пререкания между регистраторами и опрашиваемыми.
Второй проблемой стало отсутствие населения в своих домах и квартирах во время проведения переписи. Например, в г. Повенце один из участков для опроса взял на себя заведующий статотделением, всего 16 хозяйств. Он надеялся потратить на перепись не более одного рабочего дня, но из его опрашиваемых практически никого не было дома. Домохозяева и трудоспособные граждане были на своих рабочих местах, а нетрудоспособные или не занятые на работах были на сборе грибов и ягод в лесу, так как погода была хорошая и дома сидеть они не намеревались.
Застать граждан дома можно было только вечером, но работать в 8-9 часов вечера было невозможно, так как в домах не было достаточного освещения. В результате заведующий потратил на перепись 3 дня4. То же самое наблюдалось и в сельских местностях, где днем все трудоспособное население отправлялось на сельскохозяйственные работы, а вечером перепись было проводить невозможно из-за раннего наступления темноты.
Тем не менее к концу октября уже были подведены предварительные итоги демографической и сельскохозяйственной переписей. Все личные учетные документы были переданы в Олонецкое губернское статистическое бюро.
Рассмотрим основные виды личных документов, которые составлялись во время демографической и сельскохозяйственной переписей 1920 г.
Главным учетным документом демографической переписи был личный листок.
Личные листки составлялись на каждого человека, находившегося на лицо в день переписи, вне зависимости от пола. Эти документы содержат основные сведения о человеке — ФИО, возраст, пол, национальность, семейное состояние, образовательный ценз, знание других языков, занятость, здоровье и др. Личные листки сохранились частично. Большинство дел, сформированных из личных листков, содержат сведения по Лодейнопольскому и Вытегорскому уездам. Кроме того в них зачастую учтено только мужское население. Значительно меньше личных листков сохранилось для остальных уездов Олонецкой губернии и Кемского уезда Архангельской губернии.
В фонде имеются дела, которые содержат личные листки вперемешку с подворными карточками сельскохозяйственной переписи, иногда небольшое количество личных листков включены в начало дел с другими учетными документами как демографической, так и сельскохозяйственной переписей. Дела с личными листками сформированы по одной волости, однако иногда в них попадаются личные листки из других волостей. Составление перечня по фонду Р-122 позволит учесть личные листки, выявить включения листков в других делах.
Поиск по личным листкам осложняется тем, что внутри дела они не систематизированы по населенным пунктам, то есть для поиска нужной информации требуется полистный просмотр дел. Перечень позволяет решить эту проблему, так как под заголовком дела будет указан список населенных пунктов, названия которых встречается в деле, и номера страниц дела с личными листками на жителей этих населенных пунктов.
В городах на жителей составлялись квартирные карты. Квартирные карты включали в себя сведения об адресе квартиры или дома, этажности, материале, из которого построен дом, наличии коммунальных благ, таких как водопровод, кухня, отопление, освещение. В квартирную карту вносился сам домохозяин, а также квартиросъемщики и другие жильцы. Обычно ФИО домохозяина писалось полностью, инициалы жильцов не расшифровывались, иногда инициалы вовсе не указывались. В квартирной карте указывалось отношение жильцов к квартирохозяину и к главе семьи, а также ставилась отметка о наличии или отсутствии их на момент переписи.
Для поселений городского типа составлялись также подворные ведомости. Они заполнялись для учета домов с подворным хозяйством, а также домов, занятых учреждениями и организациями. В них указывались те же сведения, что и в квартирных картах, а также наличие подсобного хозяйства — огорода с посевами, скота. В отличие от квартирных карт, где указывались все жильцы, в подворной ведомости записывался только квартирохозяин или глава семьи, количество человек в семье обоего пола записывалось в отдельной графе. Подворные ведомости составлялись по городам, крупным селам, станциям, разъездам, верстам Мурманской железной дороги. На хранении имеются подворные ведомости по городам и станциям Кеми, Лодейному Полю, Петрозаводску, г. Вытегре, с. Вознесенью и др.
Генеалогический поиск по квартирным картам и подворным ведомостям для поселений городского типа предполагает полистный просмотр каждого документа, так как определенной схемы систематизации этих документов внутри дела нет. Фамилии квартирохозяев расположены не в алфавитном порядке, документы также не систематизированы по улицам и городским кварталам.
Следующий документ — это поселенные списки домохозяев. Списки составлялись по населенным пунктам, иногда в один список включалось сразу несколько населенных пунктов для экономии бланков.
В графе «домохозяин» указывались ФИО, инициалы — сокращенно, сведения о времени образования хозяйства (до 1917 г. или после), родном языке домохозяина, наличии земли, количество человек в семье. Списки домохозяев могли включаться в отдельные дела, а могли подшиваться вместе с личными листками, квартирными картами и подворными ведомостями.
Иногда бланки поселенного списка домохозяев использовались для фиксирования итогов переписи по населенному пункту. В графе «Домохозяин» указывалось название населенного пункта, а в последующих графах — итоги по этому селению. Селения записывались по группам регистраторов, то есть сначала записывались селения, обследованные одним регистратором, затем — другим. По этому же принципу формировались дела с первичными документами переписи.
Обратимся к личным учетным документам сельскохозяйственной переписи 1920 г., которая началась сразу же после демографической, в некоторых местностях обе переписи происходили одновременно.
Основным учетным документом сельскохозяйственной переписи была подворная карточка. В ней содержались сведения о ФИО и национальности домохозяина. Размере и составе его хозяйства: размере наделов, занятых под посевы, сведения о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в хозяйстве, скотоводстве, птицеводстве и пчеловодстве, наличии огорода и приусадебного хозяйства. Причем эти сведения указывались подробно вплоть до каждой головы скота. Интерес вызывают графы о наличии и использовании сельскохозяйственного инвентаря в хозяйстве. Сведения о составе семьи домохозяина представлялись в обобщенном виде — некоторые переписчики указывали количество мужчин и женщин, распределенных в соответствии с возрастным диапазоном. Некоторые указывали каждого члена семьи с указанием возраста. При этом отдельной графы ФИО для каждого члена семьи в карточке предусмотрено не было. В карточке имелись графы о названии профессии или промысла, месте промысла или занятия, положении в промысле или занятии (рабочий, служащий и др.), а также графа, где можно было поставить отметку о грамотности каждого члена семьи. Но очень часто эти графы оставались не заполненными. Также напротив каждого члена семьи можно было поставить отметку о причинах отсутствия во время переписи: в армии или на промысле.
Бланки подворных карточек также использовались для подведения итогов переписи по населенным пунктам. Графа «домохозяин» оставалась не заполненной, в графах бланка указывались итоговые данные по каждому из пунктов обследования по одному селению. Для подведения итогов должны были использоваться контрольные листы, но во многих местностях они не были получены вовремя.
В некоторых местностях составлялись подворные карточки для ежегодных записей. Эти местности были намечены Олонецким губернским статистическим бюро для динамического обследования. Она содержала те же сведения, что и обычная подворная карточка, но некоторые разделы были дополнены рядом вопросов. Например, требовалось указать точный год образования хозяйства, место, откуда переселился домохозяин, если он проживал на этом месте менее 10 лет. В разделе «население» указывалось, в каких организациях и союзах состоит домохозяин и члены его семьи. Имеется ли арендованная земля. Каков был урожай хлебов в 1919 г. и др.
По каждому селению, как и в случае с демографической переписью, составлялся список домохозяев. Список включал в себя гораздо меньше сведений, чем демографический. В нем указывалось ФИО домохозяина и количество разверсточных единиц земли, занятой под посевы. Для местностей, выбранных для динамического исследования, составлялся еще один список домохозяев, связующий перепись 1917 г. с переписью 1920 г. В нем фиксировались изменения, произошедшие с хозяйством за 4 года: сохранилось ли хозяйство, выселилось, ликвидировано, возвратилось, а также год, когда произошло изменение.
В отличие от документов демографической переписи, документы сельскохозяйственного исследования обычно формировались вместе по одному селению. В одно дело зачастую включались материалы по селениям одного общества, одной волости. Сначала подшивался поселенный бланк, содержащий обобщенные сведения о населенном пункте, затем - подворные карточки, далее итоговая поселенная карточка, а затем список или списки домохозяев.
Таким образом в личных документах переписей 1920 г. можно найти ценные сведения по истории своей семьи. Узнать о размере, специализации, оснащенности хозяйства жителей Олонецкой губернии и Кемского уезда, увидеть уровень грамотности населения, основные виды их занятий. Несмотря на то, что учетной единицей обычно выступал домохозяин, сведения о составе его семьи также можно почерпнуть из материалов переписи. При работе с этими документами необходимо учитывать цели их создания, особенности их составления и формирования дел, содержащих эти документы.
Составление перечня материалов переписей по фонду № Р-122 позволит облегчить работу с этими документами, ускорить генеалогический поиск. На сегодняшний день в перечень включено около 200 дел. Работа по его составлению продолжается.
________________________________________________________________________________
1. Ф. Р-122. Оп. 1. Д. 2/11. Л. 16
2. Ф. Р-122. Оп. 1. Д. 2/19. Л. 31
3. Ф. Р-122. Оп. 1. Д. 2/25. Л. 3 об.
4. Ф. Р-122. Оп. 1. Д. 2/19. Л. 33