Жуматаева Баян Амантаевна,
директор РГУ «Центральный государственный
архив научно-технической документации»,
магистр юридических наук
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Генеалогические исследования в документах
фондообразователей Центрального государственного архива
научно-технической документации Республики Казахстан
Задумываемся ли мы в повседневной суете о нашем родовом древе, родовых традициях и воздействии наших предков на нашу жизнь?
К примеру, у казахов в этом вопросе нет проблем, так как мы обязаны знать наших предков до седьмого колена. И эта традиция имеет огромное значение и в нынешнее, современное время. В каждой казахской семье, как только рождается ребенок, его готовят к изучению и заучиванию имен прадедов до седьмого поколения, если имеются легенды или устные воспоминания о них, то их передают детям перед отходом ко сну вместе с колыбельными песнями, понимая насколько важно знать и уважать свои корни. К тому же следует отметить, что помимо просветительской цели с передачей этого знания преследуется и абсолютно практическая, поскольку эти знания чрезвычайно важны при создании семьи, чтобы не было кровосмешения, дабы избежать наследственных болезней. В большей своей части эти знания у казахов носят устный характер и передаются из уст в уста.
Вот и наш Центральный государственный архив научно-технической документации Республики Казахстан, имея в своих богатых фондах интереснейшие документы по генеалогии, вносит посильный вклад в развитие культуры генеалогических исследований, используя и вводя их в научный оборот.
В фонде личного происхождения профессора, доктора медицинских наук Халиды Есенгуловны Мамановой можно проследить генеалогию фамилии и стать невольным свидетелем интересных фактов.
Маманова родилась в 1918 году в местечке Карагаш на территории современной Алматинской области. Наша героиня происходила из рода, который в волости знали без преувеличения все, и истоки его можно проследить до 13 века. Из него вышло много известных батыров и биев.
Мы знаем, что казахи делятся на три Жуза: Старший, Средний и Младший. Мамановы происходили из рода Найман, относящихся к Среднему жузу. Из всей родовой ветви Каптагай - Борибай – Кыдыралы – Танеке -Калкабай потомкам Танеке был присущ дух вольнолюбия и воинственности, а потомки Калкабая отличились большим богатством и щедрой натурой. Изучая жизненный путь поколения, наверно близко подойдем к разгадке имен Маман-Турысбек. Среди шести сыновей Калкабая особо отличают личность Мамана. Хотя бы потому что он был первым из Капальского уезда, кто совершил хадж в Мекку в 1868 году и звание «хаджи» было в то время особо чтимым и почетным.
Ф. 190. Оп. 1 Д. 49. Л. 11
Отец Халиды, Есенгул Маманов, был баем с тысячными стадами и табунами. Жен у Есенгула было несколько, и у каждой - своя юрта. У своей матери Халида была третьим ребенком. Родной дядя Турысбек был волостным управителем и крупным торговцем, на его деньги строился город Капал. За это он получил от царя Николая II орден Святого Георгия 3-й степени, был награжден золотыми и серебряными медалями и назначен волостным управителем. Удивительно и то, что за 18 лет Правления Турысбеком волостью он не разу не был уличен в казнокрадстве и взятничестве, никто не ощущал его притеснений, тем более не лил слез от его бесчинств. Он не продавал интересы народа за деньги.
Мамановы были меценатами и благотворителями: в том числе помогали обездоленным и спонсировали газету «Қазақ». Но главное их дело - это, конечно, светская школа «Мамания» для детей бедняков в Семиречье. Мамановы взяли на себя все: построили само здание школы, пригласили сильных педагогов, обеспечили учеников полностью, от еды до одежды. В стенах «Мамании» в свое время отучилась целая плеяда будущих знаменитостей - например, Ильяс Жансугуров, Билял Сулеев , Мухамеджан Тынышпаев, Жумахан Кудерин. Маман бий Калкабайулы и его детьми Турысбеком, Сеитбатталом и Есенкулом из рода «найман» в 1889 году на собственные средства, по совету Чокана Валиханова, некогда побывавшего в этих краях. Семейство Мамановых было очень зажиточным. Они занимались земледелием, торговлей, градостроительством. Интересен тот факт, что они отличались от множества баев того времени тем, что честно зарабатывали свой капитал, своей духовной чистотой, благочестием, щедростью, образованностью и передовыми взглядами. Не жалели своих средств на просвещение своего народа. Чем и завоевали уважение и признание в Заилийском Алатау и за его пределами.
Ф. 190. Оп. 1. Д. 41. Л. 3
Школа, которую создали Мамановы, являлась духовным преемником школ, созданных ханом Джангиром, медресе, открытым мудрой бабушкой Чокана Валиханова Айганым, и школы наставника и просветителя казахского народа Ибрая Алтынсарина. Вначале было только трехклассное образование, затем к 1909 году школа давала восьмиклассное образование. Дети бедняков обеспечивались бесплатным питанием, одеждой, учебными пособиями и общежитием. Для совершенствования учебного процесса из Оренбурга, Казани, Уфы приглашались профессиональные учителя по трудовому соглашению на 4–5 лет. В школе преподавались такие предметы как математика, физика, география, природоведение, казахский, арабский, русский языки, история, основы религии.
Стремясь наставить свой народ на путь праведного благочестия и здорового образа жизни, Мамановы приглашали на работу в свою школу мусульманских религиозных проповедников таких как Файызрахман Жихангаров, получивщего образование в Каире и др. Самые способные ученики школы имели возможность продолжать учебу в крупных городах России. Им выплачивалась стипендия в течении 4–5 лет дальнейшего обучения. После возвращения на Родину они становились преподавателями в своей родной школе «Мамания», а также обучали детей в других семиреченских аулах, где открывали новые школы с традиционной методикой. Надо отдать должное тому, что педагоги, чтобы нести свои знания в казахскую степь, преодолевали огромные расстояния на обычном транспорте того времени, повозках, запряженных лошадями и волами, верблюдах. Мамановы платили им хорошее жалование, чтобы заинтересовать и привлечь к работе. Также ученики школы, чтобы продолжить образование, таким же образом добирались в Россию. Это говорит о стремлении людей казахской земли к образованию.
Ф. 190. Оп. 1. Д. 42. Л. 2
После революции 15 человек из рода Мамановых расстреляли, 36 семей сослали. В 1928 году было конфисковано все имущество Мамановых. Отца Халиды вместе с семьей на три года выслали за пределы страны. Халиде было 10 лет, когда ее семья с родителями и шестью детьми прибыла в село Сергеевка Пензенского округа Средне-Волжского края. Все это время Мамановы голодали, взрослые не могли работать, а дети - учиться. После семью переселили в город Чкалов (ныне Оренбург). Отец устроился разнорабочим, мать - швеей. В 1932 году от туберкулеза умерли ее папа и двое его братьев. Мама с пятью детьми возвратилась в Алма-Ату, однако тоже заболела. О родных заботился старший сын - Ибраим.
Однако прошлое знатного рода настигает «дочь феодала»: ее исключают из ВЛКСМ и отчисляют из вуза. Это потом с трудом ей удалось восстановиться. Их семья жила в постоянном напряжении. Мать всегда держала пару чемоданов с вещами и ежедневно меняла в сумке вчерашний хлеб на свежий – на случай ареста. И так вплоть до 1958 года. Решением Государственной экзаменационной Комиссии от 31 декабря 1941 года Казахского медицинского института имени Молотова Мамановой Халиде присвоена квалификация врача-лечебника. Халида была оставлена аспирантом в институте физиологии Академии наук, но продолжить учебу не удалось, в феврале 1942 года была призвана в ряды Красной Армии. Несмотря на то, что выпускнице медицинского института должны были присвоить звание лейтенанта – это сделано не было. Ей даже не разрешили быть медсестрой. Халида Маманова в то время была еще дочерью раскулаченного врага народа. За то вместо медицинской сумки вручили лопату. Рыть окопы и могилы. Не добившись звания и службы военным врачом, она написала Сталину. «Если я враг народа, отправьте в штрафроту. Если останусь жива – снимите все обвинения с меня и с моих родственников», – обратилась она к нему, и через некоторое время оказалось в роте с зэками и политзаключенными. Она была единственной женщиной среди них. Эти зэки во время атак прикрывали ее собой, благодаря им она осталась жива. И потом ее перевели в 821-й авиабатальон начальником амбулатории. Под Сталинградом ее батальон находился с начала и до самого разгрома фашистов. Потом в составах 4-го Украинского, 3-го Белорусского фронтов авиабатальон освобождал Прибалтику, в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, Германии, Австрии. Там довелось Халиде Есенгуловне дойти до Берлина. Приказом по Юго-Западному фронту № 0386 в апреле 1943 года ей было присвоено звание старшего лейтенанта медицинской службы, уже другим приказом от 24 июня 1945-го года – звание капитана медицинской службы. В звании капитана она вернулась домой. Мужество и героизм Халиды Есенгуловнны отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими наградами. 26 декабря 1945 года была демобилизована в связи с фронтовым ранением. С февраля 1946 года поступила на работу в Казахский медицинский институт ассистентом кафедры патологической физиологии, где проработав до сентября 1950 года, закончила экспериментальную часть кандидатской диссертации, но снова байское происхождение стало очередным препятствием на ее пути. В защите научной работы ей отказали, и наставник Халиды профессор, доктор медицинских наук Глозман О.С. посоветовал ехать в Киргизию. Благодаря этому ей удалось защититься в Москве и получить диплом кандидата медицинских наук. Когда началось по всей стране Советов «дело врачей», Халида Есенгуловна вновь попала в поле зрения известных служб – ведь она была дочерью врага народа. И тут вмешались наставники, они порекомендовали ей, пока все не стихнет уехать в горы, а затем перейти на работу страховым врачом. Затем ее послали на кафедру в Карагандинский медицинский институт, а когда в 1959 году в Актюбинске открылся медицинский институт бывший сокурсник, ректор института пригласил ее заведовать кафедрой. Она проработала в этой должности около двадцати лет. В 1969 году Халида Маманова решением высшей аттестационной комиссии станет доктором медицинских наук. Ее труд-монография (об онкологических заболеваниях) был зачитан на международном конгрессе в Париже. Многие ее ученики стали известными специалистами, учеными, но ее студенты той поры с теплотой помнят до сих пор, как она штопала им одежду, угощала обедами и давала денег. Вернувшись из Москвы после защиты докторской диссертации, Халида Есенгуловна станет инициатором создания ансамбля народных инструментов, в нем занимались студенты. Ее вызывали в обком партии, «чистили». Обвинили в национализме и подрыве социалистического просвещения и образования. Ей откажут и в рабочей поездке в Мексику и Центральную Америку. За то разрешат посетить социалистическую Болгарию. И это путешествие станет для нее последним. На золотые пески в Болгарию была отправлена делегация актюбинских врачей. После нескольких дней отдыха тело Халиды Мамановой найдут рано утром на пляже, вдали от основных мест отдыха. По определению судмедэкспертов женщина утонула поздно вечером, хотя именно в это время она не любила купаться.
Получается, семья Халиды Мамановой конфискации и репрессиям подверглась в 1928 году, в 1981 году снова. В судьбе этой отважной женщины было немало и черных, и белых полос. Но светла память о ней ее коллег, учеников и близких.
Так, в фонде личного происхождения заслуженного архитектора Республики Казахстан, патриарха проектного дела Аркадия Константиновича Деева имеется интересный документ под заголовком «Русские князья. Династия Рюриковичей», в котором описано родовое древо от Рюрика 1 до русских царей Романовых, там же имеется запись: что в данную схему внесено менее 25% из числа упомянутых 750 князей (данные Строева, 1846 г.). Это в основном, удельные князья, великие князья Киевские, Владимирские, Московские и первые русские цари. В этой схеме, ведущей свое начало от Юрия Долгорукого, имеются и князья Деевы, то есть прародители нашего Аркадия Константиновича, то есть в 19-м колене его предками были Рюриковичи. Этот любопытный документ неоднократно был представлен на выставках, как в бумажном варианте, так и в электронной версии.
Аркадий Константинович Деев родился в городе Верном (Алматы) в семье коренных алматинцев, род которых более трех поколений назад пустил корни в этом городе, ставшем для них исконной родиной. Интересно, что дед Аркадия Деева, Сергей Иванович, был по тем временам хорошо образованным человеком, он окончил школу восточных языков и служил переводчиком в Канцелярии военного губернатора по Кульджинским делам, позже занимал высокую должность губернского секретаря при генерал-губернаторе города Верный. Был награжден орденом Святого Станислава третьей степени.
Сам Аркадий Константинович был образцом поразительной работоспособности, неординарным, очень одаренным человеком, человеком высокой внутренней культуры. Как отмечали его коллеги, в нем помимо внутреннего содержания был какой-то внешний аристократизм: он всегда элегантно одевался, был подтянут, исключительно вежлив. Я думаю эти качества перешли ему от предков, сведения о которых его семья многие годы изучала, дополняла, хранила как зеницу ока и передавала последующим поколениям.
ЦГА НТД РК. Ф. 95. Оп. 1. Д. 16. Л. 2
Интересно сложилась судьба другого нашего фондообразователя – Иссыка Владимира Владимировича, генетика, кандидата биологических наук, в фонде которого также имеется интереснейший материал по родословной династии Иссык.
Родился В.В. Иссык на Украине в г. Полтаве, учился в Киеве, где застала его семью Великая Отечественная война, и им пришлось перебраться в Москву, куда получили направление на работу родители Владимира Владимировича. Ему на тот момент было 6 лет, несмотря на это он испытал все тяготы прифронтовой жизни. В связи с продвижением фашистов к Москве и эвакуацией заводов с Волги, его отец и мать, как высококвалифицированные инженеры-механики, были направлены на Урал для организации приема эвакуированных предприятий.
Перенеся немалые тяготы военного времени, родители получают направление в Казахстан. Снова полустанки, Новосибирск и, наконец, Казахстан, где по словам В.В. Иссыка: «… мы смогли вдоволь поесть белого хлеба и крупного сладкого лука…». Здесь они останавливаются в поселке Бурундай, затем переезжают в Алма-Ату, где маленький Володя идет в среднюю школу № 25, затем его переводят в школу № 39 (кстати, в ней училась и я). Алма-Ата стала домом и местом становления большого ученого, интересующегося генеалогией. Еще мальчишкой он задумывался, почему его дразнят искаженной фамилией.
«…У меня появился интерес к фамилии. Тогда я узнал (а у меня на груди до 1943 г. висела карточка со всеми данными обо мне и адресами родственников), что моя фамилия пишется с двумя «с» и с «ы», а от бабушки (матери отца), что ее муж – отец моего отца имел имя Аким, а не Иоаким, и что по национальности он был с Кавказа, а не русским или украинцем; и что он ткал ковры, ходил в черкеске с 5-ю патронташами с обеих сторон груди (бабушка показывала, как она всовывала в них все пальцы на руках, она до старости была неграмотной), пел «нерусские» песни и танцевал под стук «под барабан», мог здорово выпивать. Позже, уже проживая на ул. Иссык-Кульской, я и мой отец узнали значение фамилии, а когда приехала к нам бабушка Маруся (мать отца) удивилась тому, что местные жители (казахи) не похожи не на ее Акима и что озеро Иссык, о котором рассказывал ей Аким находится не у самых снегов и дома в поселке обычные, а не такие как, рассказывал дед (отец отца). И категорически отрицала, что это родина ее Акима, о которой он ей столько рассказывал, хотя совпадает название поселка и озера. В 10-м классе при подготовке к военному учету у меня уже осознанно возник вопрос о национальности: кто же в нашей семье был первым украинцем, таковых не было, хотя отец был записан на эту национальность безосновательно. С тех пор фамильные вопросы у меня не снимаются с учета».
Вопрос о фамилии и национальности Владимира Владимировича Иссыка возник и в 1965 году: «…В 1965 г. при апробации диссертации в обществе физиологов при Институте физиологии (директор – академик Н.У. Базанова) при печатании мне выписки из решения заседания общества секретарь (только была принята и работала 1-й день) категорически мне утверждала, что в Баку, где она училась и откуда ее выкрал теперешний муж, за ней ухаживал военный Алексей, и именно, Иссык (в таком написании). Был уже конец дня и недели, поэтому мы договорились о встрече для рассказа об этом человеке мне на следующей неделе. Однако она больше на работу не приходила. Все запросы в этот и в другие города (в отделы милиции) не увенчались успехом. Однако муж сестры отца Свингин Владимир Васильевич утверждал, что во время войны в 1943 г. Видел в госпитале выздоровевшего раненого Иссык, а сын Владимира Васильевича, участник войны Юрий рассказал, что в его взводе служил дагестанец, который вырос в селении высоко в горах Дагестана, но ниже чем высокогорный поселок и озеро Иссык (вроде все совпадало с пересказами матери отца о жизни моего деда «на Кавказе», об озере и о поселке). Все это и кое-что другое послужило основой разыскать наших Иссыковских родственников, потерявшихся во время войны, семью брата моего отца, дяди Бори, погибшего в 1941 г. при защите Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). Так была восстановлена связь всех детей моего деда Акима и нас, его внуков и внучек.
В связи с этим мною, уже после смерти отца, были предприняты попытки систематизации всех данных по Иссыкам, увенчавшиеся успехом, что привело к созданию: 1) родословных на отца и мать; 2) таблицы истории развития мира до моего внука; 3) обосновать правильность написания (по грамматике и истории) фамилии Иссык; 4) установить правильные национальности», – писал с своем автобиографическом очерке В.В. Иссык.
ЦГА НТД РК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 77. Л. 9
ЦГА НТД РК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 78. Л. 1
Еще один интересный момент, в 1999 году после ряда сокращений в институте он работал архивариусом, что приближает Владимира Владимировича к нашей архивному братству и позволяет считать его нашим коллегой.
История семьи, изучение родословной – есть кладезь жизненного опыта для нас и наших потомков. Исследование родословной помогает определить и осознать место каждого члена конкретной семьи как в масштабе рода, так и в глобальном масштабе общечеловеского социума.