Самуил Маршак в Карелии
Советский поэт, драматург, переводчик Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) известен, прежде всего, как автор книг для детей. В жизни поэта был период, когда он профессионально занимался вопросами детского воспитания и обучения. В основном биографы вспоминают о его работе в 1920 г. в «Детском городке» на Кубани. Но свой первый педагогический опыт С.Я. Маршак получил ещё раньше - в Петрозаводске. Сто лет назад будущий известный детский поэт участвовал в организации детских учреждений у нас в Карелии. Для того, чтобы рассказать об этой странице биографии С.Я. Маршака, мы обратимся к подлинным архивным документам, хранящимся в фондах Национального архива Республики Карелия.
Самуил Яковлевич родился в 1887 году в Воронеже в семье заводского мастера Якова Мироновича Маршака. С ранних лет начал писать лирические и сатирические стихи. В начале XX века родители с младшими детьми переехали в Санкт-Петербург. Поступить в петербургскую гимназию Самуилу Яковлевичу помог Владимир Васильевич Стасов, музыкальный и художественный критик, с которым начинающий поэт встретился во время летних каникул в 1902 г. Он же познакомил С.Я. Маршака с Ф.И. Шаляпиным и М.А. Горьким. В Петербурге молодой поэт начал печататься в журналах.
В 1912 г. С.Я. Маршак уехал в Великобританию, где поступил на филологический факультет Лондонского университета. Там же на факультете точных наук училась его жена Софья Михайловна. На будущего писателя большое влияние оказало знакомство с английской литературой и детским фольклором, поразившим его своим юмором и отчасти заставившим пересмотреть свои взгляды на детскую литературу в целом. В Великобритании С.Я. Маршак познакомился с педагогами и воспитанниками «Школы простой жизни» доктора Ойлера, учебного заведения, очень похожего на коммуну. Спустя 2 года С.Я. Маршак с супругой вернулись в Россию. В начале 1915 г. С.Я. Маршак жил в Финляндии, затем перебрался в Воронеж, где участвовал в работе по обеспечению всем необходимым детей беженцев из центральных регионов.
В 1918 г. С.Я. Маршак оказался в Петрозаводске. К сожалению, документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия, не позволяют установить точную дату и причины приезда поэта в наш город. В воспоминаниях его родных и друзей также указывается разное время прибытия в Петрозаводск. Так, Августа Львовна Викторова в своих воспоминаниях, опубликованных в 1969 г. в газете «Ленинская правда», а затем в сборнике «Я думал, чувствовал, я жил» пишет, что летом 1918 г. она работала в детской колонии в с. Деревянное в числе 4-х воспитательниц, приглашённых из Общества «Детский труд и отдых», и встречала в колонии С.Я. Маршака. По её словам, он приехал в Петрозаводск к брату Моисею Яковлевичу, которой работал на лесозаводе. Однако документы Национального архива Республики Карелия не подтверждают факт работы А.Л. Викторовой в детской колонии летом 1918 г. Впервые ее имя упоминается только в ноябре 1918 г. в связи с выдачей разрешения на проезд из Москвы в Петрозаводск специалистам Общества «Детский труд и отдых». Можно лишь предполагать, каким образом А.Л. Викторова могла оказаться в Петрозаводске летом 1918 г., однако в документах о работе детской колонии в Деревянном с июня по сентябрь многократно упоминается один и тот же педагогический состав колонии, и в числе педагогов А.Л. Викторовой нет. Документально факт ее встречи с С.Я. Маршаком в Карелии летом 1918 г. подтвердить не удалось.
Моисей Яковлевич Маршак, брат писателя, приехал в Петрозаводск не позднее 1917 г. Мы находим его имя в списке лиц, имеющих право участия в выборах гласных городской управы. Из документа следует, что Моисей Яковлевич проживал один в доме Кипрушина по Екатерининской улице (сейчас — улица Дзержинского) и работал в лесной промышленности. С марта по июнь 1919 г. М.Я. Маршак был главным бухгалтером, заведующим счетным отделом Правительственного правления лесопильных заводов Олонецкой губернии. В его обязанности входило получение отчетности по всем 26 предприятиям отрасли и предоставление сведений вышестоящим организациям. В протоколе заседания правления от 5 мая 1919 г. отмечалось, что М.Я. Маршак относится к «незаменимым специалистам с большим практическим стажем». В 1919 г. меняется адрес его проживания: Большая Казарменская улица, дом Нестеровой (сейчас — улица Льва Толстого). В документах Национального архива РК сохранился автограф М.Я. Маршака — написанные от руки характеристики на служащих отдела, который он возглавлял, и целый ряд писем правления, подписанных им как главным бухгалтером. В январе 1918 г. М.Я. Маршак женился на В.Я. Шварц. Их дочь Евгения в своих мемуарах, опубликованных в 2002 г. в сборнике «Воспоминания о Самуиле Яковлевиче Маршаке», описывает пребывание ее знаменитого дяди в Петрозаводске, датируя события началом 1918 г.
Сын Самуила Яковлевича Иманнуэль в своей книге «От детства к детям. Главы из биографической книги» приводит документ из семейного архива: письмо отца брату Моисею в Петрозаводск, датированное 6 декабря 1917 г., где будущий писатель говорит о желании работать с детьми, об организации детской школы-колонии. Основываясь на воспоминаниях О.В. Молодых и А.Л. Викторовой, он утверждает, что С.Я. Маршак приехал в наш город летом 1918 г. Ольга Васильевна Молодых в это время была одним из приглашенных из Москвы педагогов детской колонии в с. Деревянное. Впоследствии она стала другом семьи Маршаков, занималась обучением детей их друзей.
Самый ранний документ о С.Я. Маршаке, обнаруженный в фондах Национального архива Карелии, датирован 14 апреля 1918 г.: его имя числится в списке представителей профессионального союза архитектурно-строительных рабочих Петрозаводска, направленных делегатами в Петрозаводский городской совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Возникает закономерный вопрос: как человек, ни до, ни после не связанный с профсоюзным движением или строительством, мог оказаться в числе делегатов? Вероятнее всего, устроиться на одно из предприятий лесной промышленности в Петрозаводске С.Я. Маршаку помог брат, работавший в этой отрасли, однако на протяжении какого времени и чем именно занимался здесь Самуил Яковлевич в это время, осталось неизвестным.
Архивные документы более подробно освещают деятельность С.Я. Маршака в Петрозаводске в сфере дошкольного воспитания. Согласно документам Олонецкого губернского отдела народного образования С.Я. Маршак был назначен переписчиком 1-го разряда в подотдел дошкольного образования с 1 июля 1918 г. (протоколом Коллегии ГубОНО от 1 августа 1918 г.), а 7 августа его назначают «инструктором по дошкольному воспитанию и устройству детских площадок и колоний с окладом переписчика 1-го разряда».
В фонде губернского отдела народного образования содержится много документов о деятельности подотдела, об организации первых учреждений дошкольного воспитания — детских садов и колоний, в чем безусловно должен был участвовать С.Я. Маршак.
Олонецкий губернский отдел народного образования (ГубОНО) был создан в начале 1918 г. Открытый в марте 1918 г. подотдел дошкольного образования возглавил А.П. Исаев, а затем О.В. Никольская, исполняющая обязанности с 1 августа по 1 сентября.
Создание детских садов стало одной из главных задач подотдела. Советская власть в корне меняла систему дошкольного воспитания: детские сады и площадки должны были стать местом дневного пребывания детей вне зависимости от их социального статуса, занятия включали трудовую деятельность, игры и обучение.
Весной 1918 г. в Петрозаводске планировалось открыть три детские площадки, на которые предполагалось пригласить 15 специалистов дошкольного воспитания из Москвы. Но сначала удалось организовать только одну — в губернаторском саду в доме при губернском исполнительном комитете. Площадка была местом дневного пребывания детей, подобно современным детским садам, её руководителями стали приглашенные из Москвы специалисты Н.И. Белецкая, Е.М. Виноградова, Г.Р. Виноградова, А.И. Венустова и О.Н. Михайлова. 26 августа 1918 г. состоялась выставка работ детей, посещавших площадку, и, видимо, это мероприятие запечатлено на фотографии, сохранившейся в фондах Национального архива Республики Карелия, на которой среди руководителей дошкольного отдела ГубОНО и детской площадки запечатлен С.Я. Маршак, инструктор дошкольного образования.
Помимо работы детских площадок подотдел, в котором работал С.Я. Маршак, занимался вопросами организации летнего отдыха детей. Особое значение придавалось летней колонии для детей в с. Деревянном. Изначально предполагалось, что в колонии будет 100 детей от 7 до 10 лет с ослабленным здоровьем, которым было полезно пожить летом в сельской местности, вдали от города, «лишающего их детства». Но от этой идеи отказались, так как колония одновременно должна была стать трудовой: для детей организовали огород, на котором они работали почти каждый день. В результате в Деревянном на летние месяцы собрали детей 8-13 лет из Петрозаводска. Для работы в колонии с 1 июня были приглашены специалисты из московского Общества «Детский труд и отдых»: А.И. Веглин, А.В. Знаменская, О.В. Молодых, А.И. Тулякова.
Воспитание в колонии проводилось на основе принципов, разработанных и внедряемых С.Т. Шацким, организовавшим в Москве Общество «Детский труд и отдых». Он считал, что цель образования ребёнка — это всестороннее и гармоничное развитие его личности, способностей, которое не может идти независимо от внешних условий. Большое внимание в системе воспитания уделялось труду, детскому самоуправлению.
30 июня 1918 г. в газете «Известия Олонецкого губернского исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, солдатских депутатов» вышла статья о жизни детей-колонистов в Деревянном, подписанная псевдонимом «Дядя». По мнению краеведа Н.И. Кутькова, автором статьи был С.Я. Маршак, однако подтвердить данную версию архивными документами оказалось затруднительно. По словам автора статьи, подписавшегося псевдонимом «Дядя», он приезжал в Деревянное в середине и в конце июня, а по воспоминаниям А.Л. Викторовой С.Я. Маршак бывал в колонии 5 раз за все лето, практически еженедельно, и впервые она его встретила в Деревянном, «кажется, в конце июля». К работе в ГубОНО Самуил Яковлевич приступил 1 июля, уже после выхода в свет номера газеты. Хотя не исключена вероятность посещения им колонии в качестве частного лица еще до своего назначения. В пользу авторства С.Я. Маршака говорит то, что статья написана хорошим литературным языком. В то же время, автором мог быть и заведующий подотделом А.П. Исаев, чьи доклады о дошкольном образовании в Олонецкой губернии и об устройстве колонии в с. Деревянном и детских площадок в Петрозаводске также отличаются изяществом слога. Статья могла появиться по итогам проверки колонии самим отделом образования: в начале лета, пока был не обустроен дом, дети в письмах жаловались родителям на плохие условия. В результате 11 июня отдел направил для проверки колонии заведующего подотделом внешкольного образования Леонтьева.
По воспоминаниям сына писателя и А.Л. Викторовой, Самуил Яковлевич хорошо ладил с детьми детской колонии, много рассказывал им о литературе, о людях, с которыми был знаком, о путешествиях по Великобритании. С.Я. Маршак читал наизусть детям и воспитателям стихи русских классиков и свои переводы из английской литературы. Он участвовал и в жизни колонии: помогал детям по хозяйству, организовывал с ними игры в свободное время.
С Самуилом Яковлевичем связана история мальчика Никифора. По воспоминаниям А.Л. Викторовой, поэт нашёл его на улицах Петрозаводска и привел в ГубОНО, по решению которого мальчик и был направлен в колонию. В колонии Никифор стал скорее не воспитанником, а помощником, так как был старше большинства детей. Писатель также рассказывает историю появления Никифора в колонии, не упоминая своего участия в жизни мальчика. Согласно отчету руководителей колонии, в августе здесь был поставлен спектакль — «Случай из жизни одного из колонистов - его побег из дома, рассказанный им самим». Скорее всего, именно об этом С.Я. Маршак написал в статье «Театр для детей», где приводится пример игры-пьесы в детской колонии на берегу Онежского озера в Олонецкой губернии. Писатель отметил реалистичность игры детей и то, как они смогли показать деревню: «полати, на которых спали отец с матерью (роль матери играл мальчик), полевые работы, брань между родителями Никифора, избиение сына, его бегство и т. д.». В отчете о работе колонии в Деревянном в протоколе собрания колонистов и воспитательниц, приведённом как пример проявления самоуправления колонии, некий Никифор становится инициатором переизбрания хлебопеков (дети в колонии сами пекли хлеб и готовили себе еду). Осенью 1918 г. по инициативе дошкольного подотдела был создан детский клуб, в который в первую очередь пригласили бывших колонистов как уже сплоченную группу детей. В списке воспитанников клуба мы находим Никифора Корыпенева. Но списка колонистов, с которым его можно было бы сопоставить, не обнаружено, поэтому можно только предполагать, что во всех случаях это один и тот же мальчик.
В конце августа С.Я. Маршак написал заявление с просьбой освободить его от должности, и с 1-го сентября он был уволен по собственному желанию. О причинах своего поспешного увольнения Самуил Яковлевич не пишет, но самая вероятная — это желание выехать к семье на юг, куда после революции переехали его отец, жена и сын.
Вероятно, знакомство со «Школой простой жизни» в Уэльсе и опыт работы в Петрозаводске подтолкнули Самуила Яковлевича к идее «Детского городка», созданного им в 1920 г. на Кубани. «Детский городок» объединил школу, библиотеку, кружки и мастерские, театр. По сути, это был Дворец творчества для детей. В театре «Детского городка» были впервые поставлены пьесы, написанные С.Я. Маршаком. В качестве режиссера и автора пьес детского театра писатель был приглашён в 1923 г. в Москву. В это время С.Я. Маршак начинает писать произведения для детей, прославившие его как классика детской литературы.
В дальнейшем творчестве Самуила Яковлевича «карельская» тема также нашла свое отражение. В 1949 г. в стране праздновалось столетие полного издания эпоса «Калевала». В состав комиссии по подготовке к празднованию юбилейной даты был приглашен и С.Я. Маршак. По воспоминаниям другого члена комиссии, заведующего сектором литературы ИЯЛ Карело-Финской базы Академии наук СССР К.В. Чистова, опубликованным в журнале «Звезда» в 2003 г., С.Я. Маршак живо интересовался народной культурой Карелии, особенно результатами экспедиций, изучавших фольклор. К.В. Чистов пишет, что возглавивший комиссию О.В. Куусинен выступал за новый перевод «Калевалы» и из предложенных переводчиков выбрал С.Я. Маршака. В фондах Национального архива РК сохранилось письмо ученого заместителю председателя Совета Министров КФССР И.И. Сюкияйнену от 14 апреля 1948 г., в котором он сообщает о подготовке новых изданий «Калевалы» и других рун, о визитах в Москве к С.Я. Маршаку, которого предполагалось привлечь для редакции русского издания «Калевалы». К.В. Чистов писал: «С.Я. Маршак готов взять на себя руководство пробными переводами, а в случае их удачи и самому взяться за полный перевод «Калевалы». В результате поэт осуществил перевод одних из самых красивых отрывков из 4, 37 и 44 рун «Калевалы»: рождение кантеле, создание золотой девы и историю Айно. Последний отрывок впервые был опубликован в карельском журнале «На рубеже» в 1950 г. В фонде журнала сохранился машинописный вариант рукописи с пометами для набора текста.
Писатель был восхищен народным эпосом и так вспоминал свою работу над переводом: «Когда я прикоснулся к «Калевале», я был ошеломлен... Кругом все такое узорное в стихе - река, три березы, кукушка. Узорные, причудливые строчки - но это не мешает открытой, потрясающей скорби… Все в «Калевале» весомо, зримо - и люди, и звери, и вещи, и чувства - это не стертая монета. Ее создал тот народ, который занимал когда-то пол-России. Это произведение великого народа».
Первые два отрывка из «Калевалы» в переводе С.Я. Маршака были опубликованы ранее в журнале «Новый мир» № 3 за 1949 г. и получили высокую оценку поэта и переводчика, ответственного редактора газеты «Тотуус» Ф.П. Ивачева. Он считал, что Самуил Яковлевич сделал более точный перевод, чем Л.П. Бельский. Ф.П. Ивачев подчеркивал, что С.Я. Маршак достиг особой образности и большой музыкальности в передаче строк «Калевалы», особенно в отрывке о рождении кантеле. В заключение Ф.П. Ивачев пишет: «Если тов. С. Маршак возьмется и сделает полный перевод Калевалы, это будет неоценимый вклад в литературу народов Советского Союза». К сожалению, эти планы не осуществились. По воспоминаниям К.В. Чистова причиной тому стало незнание писателем в совершенстве финского языка, а работать по подстрочнику он считал недостойным для переводчика.
Пребывание С.Я. Маршака в Петрозаводске — лишь небольшой эпизод в жизни знаменитого поэта. Но именно в это время он впервые смог реализовать свое желание работать с детьми, получить первый опыт организации детских воспитательных учреждений, который он впоследствии применил в «Детском городке» на Кубани. И пусть даже сам писатель в своей автобиографии не упомянул о жизни в Петрозаводске, очевидно, что практический опыт, полученный им в нашем городе, повлиял на выбор дальнейшего жизненного пути известного детского писателя и педагога.
Ведущий архивист отдела использования и публикации документов
Национального архива Республики Карелия Е.В. Евсеева