Неизвестное в известном: фотомир глазами художника А.И. Авдышева

63684В каждом из нас таится художник, будь то художник слова, пера, кисти или объектива фотокамеры, однако лишь единицы могут сочетать в себе столь разнообразные качества,  среди них - Алексей Иванович Авдышев. Многие знают его как художника-пейзажиста, графика, поэта, но мало кому известно, что Алексей Авдышев увлекался еще и фотографией.

Заслуженный деятель искусств Карелии» (1959 г.), заслуженный художник РСФСР (1986 г.) Алексей Иванович Авдышев родился г. Ленинграде (ныне - г. Санкт-Петербург) в семье рабочего 19 сентября 1928 г. До войны занимался в кружке юных искусствоведов и экскурсоводов в Эрмитаже, возможно, именно это и определило его дальнейшую судьбу: «Я с детства стремился к стихам и рисованию и остаюсь верен до сих пор своим увлечениям и призванию».

Великую Отечественную войну Алексей Иванович встретил в г. Ленинграде. Потеряв отца во время блокады, и пройдя эвакуацию вместе со своими школьными товарищами из блокадного Ленинграда в Курганскую область, Алексей Авдышев в дальнейшем вспоминал: «хоть было и тяжело, но я все же пошёл не работать, а учиться...». В 1945 г. после возвращения из эвакуации в г. Ленинград, Алексей Иванович поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, где началось становление художника. По окончании учебы в 1950 г. был призван на военную службу в ряды Советской армии, служил в Заполярье и Карелии. После службы Алексей Авдышев решил остаться в Карелии, в г. Петрозаводске.

В 1952 г. А.И. Авдышев устроился литературным сотрудником в редакцию газеты «Молодой большевик» (позднее «Комсомолец»), где проработал до 1955 г., совмещая должности штатного сотрудника газеты «Патриот Родины» и методиста по фольклору и изобразительному искусству в Доме народного творчества.

Вот как говорит о начале своего творческого пути сам Алексей Иванович: «С 1955 года я ушёл из редакции и целиком переключился на творческую работу… В 1956 году в Петрозаводске вышел сборник моих стихов «Северные зори»… Наряду со стихами я пробовал свои силы и в искусстве, преимущественно в графике. Сначала это были рисунки на меловой бумаге, затем я стал резать и небольшие гравюры. В Карелии я первым начал поиски в области линогравюры… После 1959 года, работая в области цветной и чёрно-белой гравюры на линолеуме, пытался решать более сложные задачи, добивался максимального звучания чёрно-белого...».

Алексей Иванович Авдышев известен прежде всего как график, который одним из первых в Карелии стал создавать линогравюры. С 1952 года Алексей Иванович являлся участником республиканских выставок, с 1954 г. российских, всесоюзных зональных выставок, его работы экспонировались на I и II выставках эстампа «Советская Россия». Авдышев А.И. стал первым художником Карелии, показавшим свои работы на персональной выставке в Москве в 1964 году. Репродукции с гравюр А.И. Авдышева публиковались в журналах «Творчество» и «Художник», в других печатных изданиях.

А.И. Авдышев стал одним из первых художников Карелии, открывшим миру Кижи. В своей биографии он пишет: « Я с детства бывал в Заонежье, где у меня жила тётка (д. Ямка, о. Кижи (прим. автора), и Кижи полюбились мне раз и навсегда, и недаром эта тема мне особенно дорога. Считаю, что в Заонежье я нашёл и полюбил «свою землю», без которой, на мой взгляд, нет поэта и художника. В Заонежье я бываю подолгу и там работаю...». В  радиопередаче, посвященной своей книге «И свет, и тень» Алексей Иванович назовет природу Заонежья родником своего творчества: «Я считаю Заонежье родиной моей души. Я с ним и оно со мной до конца».

Поскольку не всегда возможно было иметь под рукой мольберт Алексей Иванович активно увлекся фотографией. Особое внимание он уделял снимкам, которые могли  послужить основой для будущих картин, ведь фотография давала возможность запечатлеть «запавшие в душу и сердце» окружающие его образы. Фотографии с изображением архитектурного ансамбля Кижского погоста, вероятно, помогли художнику при создании линогравюр «Кижский погост», «Остров Кижи»и др.

Не только природу Заонежья можно увидеть в работах и фотографиях художника. Алексей Авдышев много путешествовал по Карелии. Доказательство тому - служебная записка на имя директора Дома народного творчества тов. И.А. Мальцевой: «Правление Союза Советских писателей предоставило тов. Авдышеву А. творческую командировку для поездки на Белое море по сбору материалов для новых произведений. Правление ССП просит разрешить выехать тов. Авдышеву в творческую командировку сроком на один месяц».

Авдышев Алексей являлся членом двух творческих союзов: Союза Советских писателей с 1956 г. и Союза художников СССР с 1957 г., а также с 1962 г. - членом Литературного фонда СССР.
А.И. Авдышева сочетал в себе не только талантливого художника, но и не менее талантливого поэта. Стихи Алексей Иванович начал писать в 1949 г., первая книга стихов «Северные зори» вышла в издательстве «Карелия» в 1956 г. В Петрозаводске и центральных издательствах Москвы и Ленинграда было издано семь сборников стихов, несколько альбомов художественных работ Авдышева. Многие стихотворения А.И. Авдышева были положены на музыку.

Из характеристики на члена Союза писателей СССР Авдышева Алексея Ивановича, 1928 г.р.: «Творчеству поэта А. Авдышева присущи любовь к северной природе, трудолюбивым труженикам Карелии. Прослеживается в его стихах и боль за все живое, что губится руками нерадивых хозяевах этого удивительного северного края. Многие свои книги А. Авдышев сам и иллюстрирует как художник-гравер… Авдышев А.И. исключительно трудолюбив и требователен к своему творчеству и в поэзии и в графике».

«Мне радостно, что мой давний товарищ Алексей Авдышев словно бы переживает свою вторую поэтическую молодость - это говорит о том, что в нем велик заряд духовной энергии, которой хватает и на прекрасные гравюры, и на добрые, проникнутые истинным, а не наигранным гуманизмом стихи. Алексей Авдышев воспевает жизнь в ее избытке, жизнь, бьющую через край, жизнь, прекрасную даже тогда, когда она несет человеку не только радость. Этим мне он дорог.» - таким видит Алексея Ивановича  писатель Марат Тарасов.

Из отзыва В. Потиевского на рукопись стихотворений А. Авдышева «Дорога на Север»: «Стихи А. Авдышева философичны и при этом искренни и просты...».
Находясь на заслуженном отдыхе А.И. Авдышев продолжал заниматься творчеством. В 1997 г. вышла в свет его последняя книга стихов под названием «И свет, и тени». Скончался Алексей Иванович Авдышев 27 декабря 1997 г.

В Национальном архиве Республики Карелия хранится личный фонд художника, поэта, заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств КАССР Алексея Ивановича Авдышева (Р-3728), богатейшая коллекция аудиовизуальных документов (негативов, фотопозитивов, слайдов, а также фонодокумент и кинодокумент) в количестве 3 322 условных единиц. Документальное наследие было передано в архив в 2007-2008 гг сыном А.А. Авдышевым и художником Д.Н. Москиным.

На 01.09.2018 г. принято на государственное хранение 788 кадров цветных, черно-белых негативов, цветные слайды, созданные А.И. Авдышевым в период с 1950-х - 1980-х гг.
Ни одна дружеская встреча не обходилась без съемок, будь то встреча с художником В.В. Трофимовым (г. Инта), плотником-реставратором памятников деревянного зодчества острова Кижи М.К. Мышевым, прием гостей. Особой энергетикой наполнены фотодокументы, на которых изображен за работой сам Алексей Иванович Авдышев.

Среди фотодокументов большой блок представляют изображения произведений самого  Алексея Ивановича, такие как гравюра «Валаамский мотив», его жены, художницы Валентины Михайловны Авдышевой (в девичестве Новиковой) - картина «Платье для дочки». Семья играет особое значение в жизни художника. Среди принятых на государственное хранение - фотографии жены Валентины Михайловны Авдышевой, сына Андрея и дочери Елены, семейные фотографии.

На фотодокументах Алексея Авдышева запечатлен архитектурный облик г. Петрозаводска: улицы Куйбышева, Свердлова, Фридриха Энгельса, набережная Онежского озера, редкие кадры строительства домов на проспектах Карла Маркса, Ленина.

А.И. Авдышев не оставил без внимания и богатую природу Карелии. В объективе его фотокамеры - зимний лес в поселке Марциальные воды, сам поселок Марциальные воды, остров Кижи и др.
Из воспоминаний друга А.И. Авдышева Ю. Смольникова: «Мой товарищ окончил художественное училище в 1950 году и уехал из Ленинграда. Он русский, и как всякому русскому ему были бесконечно дороги неповторимая красота могучей Невы, гармоничная строгость архитектурных ансамблей - свидетелей великих событий в истории России. Но он уехал. Уехал в сказочный край, где суровая роскошь строевых карельских лесов заменила ему красоту ленинградских колоннад, а тысячи зеркальных озер - Неву. Что это? Дань эффектной романтике свойственной молодости? Нет. Много лет спустя, я увидел работы своего товарища. Это были искренние произведения настоящего художника, подарившего свое сердце Карелии… Мой товарищ двадцать лет назад уехавший из Ленинграда, тот самый, которому строевые сосны и озера Карелии заменили красоты города на Неве. Заслуженный деятель искусств Алексей Авдышев, тот, самый русский, подаривший свое сердце художника, прекрасной Карелии».

Впереди нас ждут новые открытия о жизни и творчестве художника А.И. Авдышева, поскольку прием фотодокументов на Государственное хранение в «Национальный архив Республики Карелия» продолжается.

См. фотодокументы

Архивист 1 категории
отдела обеспечения сохранности документов О.Т. Силина

Top.Mail.Ru