Фрагменты воспоминаний «детей блокадного Ленинграда», защитников города. Все воспоминания, использованные в данной публикации, переданы Национальному архиву Республики Карелия общественной организацией «Жители блокадного Ленинграда» (г. Петрозаводск) в рамках проекта «Человек и война»

Выдержки из дневника Гусаровой Марии Арсентьевны. В годы блокады - школьница.

Дневник за 1943 год.

1 января 1943 года. Встретили Новый Год хорошо, за полтора года первый раз наелись...

3 января. Вечером ходила в школу. На улицах очень темно... Окна занавешены. Боюсь крыс, их очень много...

9 января. Занятия шли под звуки зениток.

12 января. Каждый день в 9 вечера - тревога, бьют зенитки, бросают бомбы.

18 января. Замечательный день! Мы уже не в блокаде! Ура! Счастливый день - прорвали блокаду. Весь день стреляли наши!

20 января. Ходила в школу, нас мало. Это не учеба, а мирная беседа с учителем. Только пришла домой, началась тревога, бросают бомбы.

6 февраля. Я заработала 2 кусочка хлеба. Как я рада! На работе шила шляпы.

12 февраля. Сегодня был такой обстрел, что дома ходили ходуном. Чуть не убило Марину А., да ее прикрыл военный - упал на нее, а его убило.

22 февраля. Сегодня у нас большой праздник. На день РККА выдали 0,5 л водки - ее сменяли на хлеб.

24 февраля. Проклятый немец не дает покоя ни днем ни ночью, никогда! Каждый день тревоги, обстрелы, бросают бомбы!

30 марта. Вот уже конец марта, а никаких изменений нет. Был большой обстрел Ленинского района. Много жертв!

2 мая. У нас очень ранняя весна, снег растаял. В ателье бабы сошли с ума - покупают по 3 шляпы, когда сыплются снаряды и бомбы.

24 мая. Завтра Пасха - 2 года без куличей. К 1 мая объявили выдачу 750 мг вина - сменяем на хлеб. Выдадут селедки, а яиц нет на рынке. Яйца по 100 руб штука, что немыслимо. Яиц не ели 2 года....

Андреева Зинаида Ильинична, родилась в 1931 г. в д. Клетино Рязанской области. Летом 1941 г. эвакуирована в г. Ленинград.

...Бомбили нас по-страшному. Вначале мы жили в стогах сена. В октябре 1941г. выпал первый снег, и нас поселили на втором этаже школы. Там мы и жили до 1942 года. Сначала мы спасались своими запасами продуктов, которые привезли с собой. Но потом все это кончилось, и мы сели на «чистые» 125 гр хлеба.

Люди не мылись. Спали на холодном полу, прижавшись друг к другу. Утром, когда все вставали, обнаруживалось 2-3 покойника. Складывали около лестницы, а в конце недели их увозили солдаты.

Власова Анна Павловна, родилась в 1920 г. в г. Ленинграде.

1939

Студенты и преподаватели Ленинградского педагогического института им. Герцена, г. Ленинград, 1939 г.

В период Ленинградской блокады я была студенткой Ленинградского педагогического института имени Герцена. Гитлеровцы решили удушить нас голодом.

Утром в коридорах общежития мы видели трупы. На кушетках замерзали парни-студенты, которые по болезни не попали в армию. Комендант просил: "Девочки, отвезите". И мы увозили их тела на санках. В ноябре получали по 125 гр хлеба. Сидели около печки-буржуйки, разломав кусочек хлеба, чтобы казался больше, и думали только о еде.

Стояла холодная зима. За хлебом ходили по очереди, рано утром. Трупы мужчин и детей лежали на дороге. Хлеба не хватало. Плакали.

Самое страшное - это голод. Умирали ленинградцы в кроватях, на улицах, особенно в начале 1942 г. Водопровод не работал. Мы с чайником ходили за водой на Неву. Не было электричества, бани не работали, трамваи стояли. Мы сидели и спали в зимнем пальто, и я не думала, что когда-нибудь его сниму...

Мутовкина Мария Афанасьевна, родилась в 1931 г. в дер. Криксино Смоленской области.

Зима 1941 года была очень холодной. Был голод. Несколько раз снижались нормы хлеба по карточкам. В эту суровую зиму не стало нашего папы. Он шел с работы, упал по дороге, умер от голода. Вскоре также от голода умерла мама. Остались мы, дети, одни. Жили во Всеволожске. Решили, и втроем пошли в детский дом...

Словно в сердце кольнула игла -
Боже, дай и терпенье и силу.
Не цветы. Она хлеб принесла,
Положила в слезах на могилу.
Стал безмолвным свидетелем склеп,
Как буханка записку прижала:
"Мама, я принесла тебе хлеб,
Что в блокаду ты мне отдавала".
(В. Шумилин)

Чистова Мария Ивановна, родилась в 1921 г. В годы блокады работала воспитательницей в детском саду фабрики "Пятилетка".

1944

Детский сад фабрики "Пятилетка" на Пороховых, 1944 г.

...Голодные дети, дистрофия, цинга. Обстрелы. Надо успеть одеть детей и перевести через дорогу в бомбоубежище. Дети и не плакали. В 3-4 года они как будто стали стариками...

Был случай, когда завхоз тетя Аня получила в магазине на Пороховых часть продуктов для детского сада, и на улице на нее напал голодный человек.

Она упала на сумку и, как каменная, боролась из последних сил.

И только дойдя до детского сада, почувствовала сильную боль от удара. Это позже стоило ей одной почки...

Федотова Антонина Васильевна, 1928 г.р., г. Ленинград.

...Когда началась война, мне было 12 лет, я только окончила пять классов, а брат мой (ему было 14 лет) оканчивал седьмой класс.

Он собирался поступать в артиллерийское училище. Вообще, перед войной настроение было очень мирное, лето было прекрасное. Было очень спокойно. Война наступила для нас совершенно неожиданно.

Когда немцы были уже очень близко, сказали, что вывезут в эвакуацию всех детей,  стали составлять списки. И детей стали вывозить. Но так получилось, что эти поезда подверглись бомбежке в Старой Руссе. Должны были вывезти и нас с братом, нам даже сшили мешки с нашими инициалами. Сказали, что это матрасы. Их набьют соломой. Но когда разбомбили поезда с детьми, бабушка сказала, что «дети никуда не поедут». И мы остались. 

Самым страшным временем была зима 1941 года. Морозы были страшные, за 40 градусов. Ничего не отапливалось, электричества не было. Было холодно. Было тяжело. Но мы жили, абсолютно не собираясь сдаваться. Мы следили за тем, что передавалось по радио. В блокаду мы чувствовали себя в Союзе.

Бабушка моя работала в госпитале. Ходить приходилось через Троицкий мост на Петроградскую сторону. В госпитале им давали паек - суп. И вот маленькую 200-граммовую бутылочку супа она приносила домой. Однажды она шла под бомбежкой домой через Троицкий мост. Она упала, подняла эту бутылочку и говорила: «Господи, только бы не пролить, только бы не пролить».

Я помню, однажды, на лестнице нашего дома ночевала женщина с маленькой девочкой. Мама девочки была совершенно истощена и на следующий день умерла, а Анечка осталась у нас. Я ее немножко покормила. Потом стала ей показывать фотографии - открытки с рисунками цветов. И показала розу, сказала ей, что эти цветы прекрасно пахнут. Анечке было 2,5 года, она спросила: «маслом?». Потом Анечку мы отдали в детский дом...

Ракколайнен Элина Павловна, родилась в 1931 г.

...Дорогу жизни мне не забыть никогда. Свистели пули. Рвались снаряды. Я сидела в кабине с шофером - хороший был такой дяденька - все уговаривал меня: "Не бойся, девочка, это немец нас хочет уничтожить, но нас он не догонит!". И жал на газ...

Top.Mail.Ru