Сгоревшие храмы (Петропавловский и Воскресенский соборы Петрозаводска в первые годы советской власти)

0000190 лет назад в ночь на 30 октября 1924 г. облик одного из красивейших мест Петрозаводска — проспекта имени Карла Маркса изменился безвозвратно. В пожаре сгорели два древнейших собора Петрозаводска — Петропавловский, ровесник петровской эпохи, и Воскресенский (до 1875 г. – Святодуховский), построенный в 1800 г. взамен старой деревянной церкви. Многие годы до 1918 г. часть проспекта от ул. Пушкинской до Онежской набережной так и называлась – Соборной улицей. Об истории Петропавловского и Воскресенского соборов в досоветский период исследователями написано немало. О последнем этапе существования соборов публикаций намного меньше. Чем же закончилась история древнейших храмов Петрозаводска?

После декрета 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» религиозные общества не имели права владеть собственностью. Верующие могли только пользоваться церковным имуществом, в том числе храмами, с разрешения властей. Воскресенский и Петропавловский соборы находились в пользовании прихожан общины Петрозаводского Святодуховского кафедрального собора. В документах собора сохранился договор от 30 марта 1919 г. между группой верующих Петрозаводска и Петрозаводским Советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче верующим «в бессрочное бесплатное пользование» Воскресенского собора «с богослужебными предметами» согласно описи. Договор подписали более 100 прихожан. В описи имущества, принадлежащего Воскресенскому собору Петрозаводска, перечислено 217 наименований предметов, в том числе многочисленные иконы. Кроме того была составлена «Дополнительная опись имущества, находящегося в ограде Воскресенского собора г. Петрозаводска и библиотеки при названном соборе», куда вошли каменная часовня в честь Фаддея Блаженного, каменная часовня в честь Николая Чудотворца, а также Петропавловский собор с хранившимися в нем вещами упраздненных домовых церквей. В примечании к записи о Петропавловском соборе указано: «Опись пока не произведена, т. к. он пока закрыт и вр[еменно] запечатан». В дополнительную опись вошел и раздел о библиотеке Воскресенского собора, насчитывавшей более 800 экземпляров книг и журналов. Согласно договору верующие были обязаны «из своих средств производить оплату всех текущих расходов на содержание храма и находящихся в нем предметов», в том числе ремонт, отопление, страхование, охрану и налоговое обложение собора.

В первые годы советской власти экономическое положение прихода Петрозаводского кафедрального собора было тяжелым. В период зимы 1919-1920 гг. приходской совет был вынужден ограничить богослужения в Петрозаводском Святодуховском кафедральном соборе по причине нехватки дров для отопления большого здания кафедрального собора, а богослужения проводились в Воскресенском соборе. Несмотря на трудности в сборе средств, приход ответственно относился к своим обязанностям по поддержанию соборов в надлежащем состоянии. Незадолго до пожара - летом 1924 г. был отремонтирован Воскресенский собор. В феврале 1922 г. прихожане организовали добровольное «Общество трудящихся». Хотя общество было немногочисленным, его члены, а также часть простых прихожан выполняли множество необходимых работ: заготавливали дрова, убирали территорию вокруг соборов от мусора и снега, подготавливали соборы к праздникам, в том числе мыли полы, чистили подсвечники и иконы. В стенах Воскресенского собора проходили собрания приходской общины и заседания приходского совета, на которых обсуждались и решались насущные хозяйственные, религиозные и «идеологические» проблемы. В те годы в стране шло противостояния «тихоновцев» и обновленцев, поддерживаемых властями с целью ослабления православной церкви «изнутри». На собрании в декабре 1923 г. приходская община, вначале принявшая обновленческого архиепископа Александра, окончательно отмежевалась от обновленчества и приняла постановление о возвращении в лоно Православной Кафолической Церкви. Приходской совет временно предоставил обновленческому архиепископу Александру для воскресных и праздничных богослужений Святодуховский кафедральный собор, а богослужения общины совершались с 5 января 1924 г. в Воскресенском соборе. В эти дни на богослужениях в Воскресенском соборе было значительно больше молящихся, чем в кафедральном соборе. Архиепископ Александр уже 19-20 января заявил о переносе своей кафедры в Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Таким образом, с начала 1924 г. приходская община Петрозаводского кафедрального собора стала оплотом «тихоновцев» и центром противостояния с обновленчеством в Карелии. А находившиеся в пользовании общины Воскресенский, Петропавловский и Святодуховский соборы, расположенные в самом центре Петрозаводска, являлись символом стойкости традиционной православной веры у части горожан. В период набиравшей обороты антирелигиозной политики государства это не могло не вызывать раздражения у другой части населения города - петрозаводчан «новой формации», атеистов.

00002Что же произошло в ночь на 30 октября 1924 года? Вот как об этом писала республиканская газета «Красная Карелия»: «30-го октября в 4 ½ часов утра по непроверенным еще сведениям, от неисправной печи загорелся старый Воскресенский собор. На место пожара прибыла пожарная городская часть. Пламя быстро охватило алтари и к 6 часам огненные языки, пробиваясь сквозь крышу, быстро охватывали купола собора … Вспыхнула колокольня … Все внимание обращено на Петропавловский собор, с крыши которого показался дымок. Усилия пожарных ни к чему не привели. Змейками бежит под железной крышей огонь, с грохотом падает шпиль Петропавловского собора.   Бесстрашное пламя в пепел превращает деревянных богов (иконы) ...». Безымянный автор статьи не забыл сообщить об обвинении из толпы - «Прохвосты. Подожгли», после чего обрушил яростную критику на «религиозных кликуш» и «шипящих гадов». Вероятнее всего, что автором данной публикации был известный в Карелии богоборец В.И. Клишко, работавший в тот период ответственным секретарем редакции газеты «Красная Карелия».

В сохранившихся документах Петрозаводского кафедрального собора никаких обвинений кого-либо в поджоге или версий относительно причин пожара нет. Известно, что уцелели и были перенесены в Святодуховский кафедральный собор, а в 1926 г. поставлены на учет Государственного книжного фонда 47 старопечатных книг и рукописей из библиотеки Воскресенского собора. Все, что сохранилось на месте пожара, в том числе ограда, перешло в распоряжение Госфонда. Лишь уцелевшая часовня Фаддея Блаженного осталась в ведении верующих. Первое время после пожара часовня не раз подвергалась нападениям, регулярно бились стекла. Часовню ремонтировали, вставляли стекла, но, как сказано в докладе о деятельности приходского совета за 1924 г.: «ремонт в большинстве случаев был напрасными трудами и расходами, т. к. сразу же добрыми людьми выбивались стекла и пр.». Верующие пытались получить от властей разрешение на ремонт Воскресенского собора, но им было отказано.

Потеря при пожаре двух древнейших соборов Петрозаводска стала тяжелым ударом для верующих, невосполнимой утратой для исторического и архитектурного облика города.

 

00003


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации:

1. Соборная улица г. Петрозаводск, начало ХХ века.
2. Петропавловский собор г. Петрозаводск, начало XX в.
3. Воскресенский собор. Слева — часовня Фаддея Блаженного г. Петрозаводск, 1910 г.

Главный специалист Национального архива Республики Карелия М.А. Змеевская

Сокращенная версия статьи опубликована в газете «Петрозаводск» от 30 октября 2014 г. (№ 44).

Top.Mail.Ru