Февраль 2025
190 лет со дня первого издания «Калевалы»
В 1835 г. в свет вышло первое издание эпической поэмы Э. Лённрота «Калевала», в предисловии к которому автор поставил дату 28 февраля, ставшую впоследствии днем «Калевалы». Изданию предшествовала большая работа по собиранию народных песен, подготовка их публикации как отдельных произведений («Собрание песен о Вяйнямёйнене» или так называемая «Перво-Калевала»). На создание полного текста поэмы из 50 рун, вышедшего в 1849 г., повлияла знаменитая встреча исследователя с Архиппой Перттуненым. Для многих знакомство с сюжетами карельских эпических песен начинается именно с этого произведения.
Долгое время поэма воспринималась как истинно народный карело-финский эпос, хотя целый ряд исследователей обращали внимание на элементы текста, позволяющие утверждать об авторстве Э. Лённрота. В первую очередь, это касалось его подхода к использованию исходных песен, записанных от различных исполнителей: автор «Калевалы» свободно объединял фрагменты из разных рун, включая в итоговый текст от одной до нескольких строк.
В свою очередь «Калевала» оказала сильное влияние на культуру нашей республики. На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находятся фонды многих деятелей искусства, чья жизнь так или иначе была связана с «Калевалой». На протяжении почти двух веков многие авторы обращались к темам поэмы. В 1940-е гг. на подмостках Финского театра режиссер Т.С. Хайми поставил пьесу Ю. Эркко «Куллерво», написанную финским драматургом еще в XIX в. На основе поэмы карельский композитор Г.-Р. Н. Синисало и московский хореограф И.В. Смирнов создали балет «Сампо», премьера которого состоялась 27 марта 1959 г. В центре сюжета оказалась история чудесной мельницы — одного из ключевых эпизодов произведения Э. Лённрота. К образам поэмы и других произведений Э. Лённрота в своем творчестве обращались художники Н.И. Брюханов и В.М. Агапов, композиторы К.Э. Раутио, Э.Н. Патлаенко, Г.А. Вавилов, хореограф В.Г. Мальми и многие другие. Каждый из них по-своему представлял волшебный мир, представленный Э. Лённоротом в поэме «Калевала» и в сборнике песен «Кантелетар».
Современные авторы черпают вдохновение не только в сюжетах «Калевалы», но и в образах карельских эпических песен. Возможно, их документы и материалы также окажутся в составе фондов Национального архива Республики Карелия и станут частью исторического наследия нашего региона.
Иллюстрации:
1. Сцена из балета Г.-Р.Н. Синисало «Сампо» Музыкально-драматического театра КАССР. г. Петрозаводск. 1959 г. Автор съемки Савин
2. Набросок живописной работы Н.И. Брюханова «Куллерво» на сюжет карело-финской эпической поэмы «Калевала». [Первая половина 1980-х гг.].
В Национальном архиве Республики Карелия закончен прием на государственное хранение документов филолога, педагога, литературоведа Владимира Петровича Крылова
В Национальном архиве Республики Карелия закончен прием на государственное хранение документов личного происхождения Владимира Петровича Крылова (1922-2019), участника Великой Отечественной войны, филолога, педагога, литературоведа, доктора филологических наук (1977), профессора Карельского государственного педагогического института (1982), одного из ведущих советских и российских исследователей творчества писателя Леонида Леонова.
Владимир Петрович Крылов родился 27 января 1922 года в г. Пудоже Олонецкой губернии в крестьянской семье. В 1937 году окончил Пудожскую 7-летнюю школу, в 1940 году - Петрозаводское школьное педагогическое училище. В 1940-1941 годах работал учителем начальных классов и преподавателем рисования в Каршевской семилетней школе Пудожского района КФССР. С августа 1941 года Владимир Петрович добровольцем ушел на фронт, отказавшись от учительской «брони». С 1941 по 1945 годы — рядовой, старший сержант, помощник командира взвода 72 отдельного зенитно-артиллерийского Пушкинского дивизиона Резерва Главного командования (РГК), участвовал в снятии блокады Ленинграда, в составе Ленинградского, Третьего Прибалтийского фронтов освобождал Ленинградскую и Псковскую области, Эстонию, Латвию и Литву, участвовал в блокировании Курляндской группировки противника. Победу встретил в Прибалтике.
В послевоенное время в 1945–1947 гг. В.П. Крылов обучался в Карело-Финском государственном учительском институте, в 1947–1950 гг. - в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. После учебы в 1950–1951 гг. В.П. Крылов работал преподавателем литературы, завучем в Пудожском школьном педагогическом училище. С 1951 г. по 1956 г. являлся сотрудником Школьного управления Министерства просвещения КФССР.
В 1958 г. Владимир Петрович окончил аспирантуру в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Романы 30-х годов о социалистическом строительстве (проблема характера)». В 1958–1960 гг. В.П. Крылов работал методистом, завучем, директором Карельского института усовершенствования учителей (ИУУ КФССР).
С 1961 г. В.П. Крылов перешел на преподавательскую деятельность и научно-исследовательскую работу в Карельский государственный педагогический институт (с 1996 г. — Карельский государственный педагогический университет, с 2009 г. — Карельская государственная педагогическая академия), где в дальнейшем работал старшим преподавателем, доцентом (с 1965 г.), старшим научным сотрудником (1975-1977), заведующим кафедрой литературы (1977-1990), профессором кафедры литературы (с 1982 г.).
В 1977 году защитил докторскую диссертацию в ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР на тему «Философская проза Леонида Леонова: вопросы поэтики», став основоположником темы в леоноведении.
Документы личного архива В.П. Крылова были переданы на государственное хранение в Национальный архив Республики Карелия самим фондодержателем в 2015 году безвозмездно (дополнительные материалы переданы дочерью В.П. Крылова - Н.В. Крыловой, в 2021 г.). На хранение в архив им были переданы документы его научной и исследовательской деятельности, материалы о жизни и творчестве писателя Леонида Леонова, фотографии, аудиозапись выступления советских поэтов.
В 2024 году было проведено научное описание документов личного архива В.П. Крылова, составлена архивная опись № 1 на 29 ед. хр. за 1949-2021 гг.
В состав описи вошли: личные документы Евгении Васильевны (диплом об окончании историко-филологического факультета ПетрГУ, трудовая книжка, удостоверения ветерана труда, к медали «Ветеран труда», члена Союза журналистов СССР и России, заместителя ответственного секретаря газеты «Северный курьер» и др.), дипломы и грамоты за призовые места в спортивных соревнованиях по конькобежному спорту, баскетболу и шахматам, а также почетные грамоты и дипломы за профессиональную деятельность (дипломы о присуждении Е.В. Крохиной звания лауреата журналистской премии имени К.С. Еремеева за 1967 и 1980 годы, лауреата 2001 года, почетные грамоты Президиума Верховного Совета КАССР, Министерства лесного хозяйства РСФСР и др.), материалы творческой и служебной деятельности Е.В. Крохиной (сборник стихов «Листопад» (1968 г.), публикации ее статей, очерков, интервью на общественно-политические темы, об экологических и социальных проблемах, о культурной жизни республики, рецензии на спектакли и др.), фотографии Е.В. Крохиной (индивидуальные, в группах с шахматистами, коллегами-журналистами, друзьями, сюжетные фотографии для статей и очерков, фотографии митингов и демонстраций г. Петрозаводска в 1990-е годы и др.).
В фонд научно-справочной библиотеки Национального архива Республики Карелия из личного архива Е.В. Крохиной были переданы сборники рассказов и очерков о Героях Социалистического труда «Призвание», о лауреатах премии комсомола Карелии «Грани творчества», «Пятилетка — год второй», где были опубликованы очерки Евгении Васильевны, книга А.С. Лапсакова «Рыцарь карельских шахмат: сквозь пламя войн и революций» (глава книги посвящена Е.В. Крохиной), а также книга писателя Ф.А. Трофимова «Мой век» с дарственной надписью Евгении Васильевне.
Фото:
1. Книга «Коды крылатой судьбы. Воспоминания о В.П. Крылове» (сост. Н.В. Крылова, Петрозаводск, изд-во ООО ИПК «Индиго», 2021)
25 февраля 2025 года состоялось заседание Экспертно-методической комиссии
На заседании была согласована и рекомендована к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия опись № 1 дел постоянного хранения за 1921-1931 гг. фонда № Р-648 «Центральная швейно-сапожная мастерская Народного комиссариата просвещения Автономной Карельской ССР». В 2025 г. была проведена переработка описи. В старом экземпляре описи был нарушен валовый порядок нумерации. После переработки опись имеет сквозную нумерацию. Старый шифр указан в описи в графе «Примечания». Также был произведен компьютерный набор описи с уточнением заголовков, хронологических рамок и количества листов в делах, подготовлена историческая справка об учреждении.
На заседании были подведены итоги конкурса научных работ и методических разработок «Мастерство и инноватика». Итоги конкурса будут опубликованы позднее.
Членами Экспертно-методической комиссии были рассмотрены вопросы, возникающие у специалистов архива в процессе работы и требующие принятия коллегиального решения.
«Моя семья рождена, чтобы танцевать и радовать людей». (к юбилею Е.Ю. Сидоровой)
24 февраля отмечает юбилей замечательная артистка, балерина, хореограф, педагог, необычайно творческий человек, красивая, удивительно обаятельная женщина Елена Юрьевна Сидорова.
Елена Юрьевна родилась в 1965 г. в г. Петрозаводске в семье артистов балета, солистов Государственного музыкально-драматического театра Карельской АССР Юрия Михайловича Сидорова и его жены Светланы Ивановны Сидоровой (Губиной). Легендарную пару Сидоров-Губина называли в свое время «золотым дуэтом Карелии», мама Светлана Ивановна Губина (Сидорова) (1939-2018), заслуженная артистка Карельской АССР, народная артистка РСФСР, профессор кафедры хореографии Пермского государственного института искусства и культуры, папа - заслуженный и народный артист Карельской АССР, педагог классического танца Пермского хореографического училища, заслуженный учитель Российской Федерации.
Как и многие дети из семей артистов детство маленькая Лена провела за кулисами театра, навсегда унаследовав от родителей любовь к танцу.
После окончания в 1983 г. Пермского хореографического училища по классу Н.Д. Сильванович, она полностью посвятила себя балетному искусству, танцевала в театре оперы и балета им. М.И. Глинки (г. Челябинск), театре оперы и балета им. А.С. Пушкина (г. Нижний Новгород), театре Классического балета (г. Краснодар), балетной труппе под руководством В. Ганнибаловой, Музыкальном театре Карелии (г. Петрозаводск), исполняла партии Сильфиды в «Шопениане», Феи Драже в «Щелкунчике», Мирты в «Жизели», Медоры в «Корсаре», колдуньи Лоухи в национальном балете Карелии «Сампо» и др., была хореографом-постановщиком балетов «Ариадна», «Хабанера в стиле Хичкока» и др., хореографических миниатюр и концертных номеров.
Будучи человеком творчески смелым и многогранным, помимо исполнения балетных партий Елена Юрьевна Сидорова осуществила более десятка телевизионных проектов, снималась в фильмах, играла драматические роли в спектаклях.
Как педагог Е.Ю. Сидорова преподавала классический танец в одной из балетных школ г. Токио (Япония), в Китайском Институте Музыки в г. Циндао (Китай), в детском хореографическом ансамбле «Непоседы» (г. Пермь), Санкт-Петербургской детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, сотрудничала с монгольскими педагогами классического танца (г. Улан-Батор) и др., писала статьи о коллегах по сцене и спектаклях, о деятелях культуры, является автором нескольких книг.
В 2014 г. вышла в свет книга Елены Юрьевны Сидоровой «Танцующая династия», в которой она рассказала историю своей семьи. По мнению петрозаводской журналистки В. Чаженгиной «Это не мемуары, автор в те годы сама была очень мала, это воссоздание того времени, его духа, атмосферы».
Уже несколько лет Елена Юрьевна Сидорова безвозмездно передает на государственное хранение в Национальный архив Республики Карелия документы семейного архива балетной династии Сидоровых.
В состав архива вошли личные документы членов семьи, отзывы, рецензии разных лиц на спектакли с их участием, творческие материалы, переписка, большое количество изобразительных материалов, фотографии членов семьи, индивидуальные, с коллегами и друзьями, фотографии репетиций, сцен из спектаклей, концертов и др.
Помимо документов на бумажной основе Е.Ю. Сидоровой переданы более десятка печатных изданий, большое количество кино и видеоматериалов: фильмы о родителях, по истории семьи, о деятельности Музыкально-драматического театра КАССР, видеозаписи концертных номеров, фрагментов спектаклей и много другое.
Национальный архив Республики Карелия сердечно поздравляет Елену Юрьевну с замечательным юбилеем, желают здоровья, благополучия, светлых дней и дальнейших творческих успехов!
Фото:
1. Елена Юрьевна Сидорова. 2000-е гг. Автор съемки: В. Ларионов
20 февраля 2025 г. Национальный архив Республики Карелия принял участие в XIX научной конференции «Краеведческие чтения»
В секции «Архивы, библиотеки, музеи: хранители наследия» главный архивист отдела научно-справочного аппарата А. С. Соколов представил доклад «Знаки оплаты проезда как источник по истории транспорта Карелии (по документам Национального архива Республики Карелия)». Выступление было посвящено транспортным билетам, квитанциям, жетонам, талонам, абонементным карточкам, встречающимся в фондах архива.
В фондах Национального архива Республики Карелия имеются документы 1910-1940- х гг., связанные с оплатой проезда пассажиров, провоза багажа и грузов. В них содержатся сведения о цене и способах оплаты проезда, существовавших маршрутах, названиях станций, железных дорогах и т. п. Как правило, билеты, квитанции, талоны, связанные с транспортом, принимались на хранение в архив не целенаправленно, исходя из самостоятельной ценности, а в составе финансовых или так называемых «оправдательных» документов. Подотчетное лицо — работник учреждения, организации и предприятия, представляло вместе с отчетом об израсходованных денежных средствах, счетами, корешками квитанций за отправленные телеграммы различные проездные документы.
Билеты и им подобные документы можно встретить и в фондах личного происхождения, где фондообразователь включал их в состав своего фонда по иным причинам — как свидетельство какого-либо памятного события — поездки на отдых, участии в научной экспедиции, культурном или образовательном мероприятии, смене места жительства и т. п.
Указанная в билете дата, наименование начального и конечного пункта может помочь узнать исследователю, например, какой поезд проходил по станции на определенный период времени или о том, что в 1935 г. действовала водная линия по Белому морю Чупа-Лесозавод-Пулонга на мотоботе «Боевик».
Рассмотренные в докладе примеры знаков оплаты проезда (билеты, квитанции и т. д.) являются небольшой частью из хранящихся в фондах Национального архива Республики Карелия, многие из которых будут интересны любителям транспорта Республики Карелия в их исследованиях.
Иллюстрации:
1. Билет водной линии Чупа-Лесозавод. 1933 г.
2. Билет на проезд на железнодорожной линии Званка-Мурманск от разъезда до тарифной станции. 1920-е гг.
16 февраля 1915 г. родилась Надежда Павловна Штейнмиллер (1915-1991), советская художница, декоратор, сценограф, график
Надежда Штейнмиллер родилась 16 февраля 1915 г. в г. Петрограде, ее мать работала на швейной фабрике (умерла во время блокады Ленинграда в 1942 г.). В 1930 г. Н.П. Штейнмиллер окончила школу-семилетку, затем обучалась два года в техникуме, с 1932 по 1934 гг. работала сортировщицей писем на Ленинградском почтамте.
С 1934 по 1937 гг. она занималась в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств, в 1937 г. была переведена в число студентов живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
В феврале 1942 года вместе с институтом была эвакуирована из блокадного Ленинграда в г. Самарканд, затем в г. Загорск. В Ленинград возвратилась вместе с институтом в июле 1944 года. В 1945-1946 гг. преподавала рисование в швейном техникуме г. Ленинграда. Была награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
В 1946 году Н.П. Штейнмиллер окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника-декоратора.
Апрель 1946 г. - январь 1947 г. - «карельский» период в биографии Надежды Павловны Штейнмиллер, она работала главным художником Республиканского театра музыкальной комедии Карело-Финской ССР.
Несмотря на то, что «карельский» период жизни Надежды Штейнмиллер был кратким, документы фонда Р-1407 «Республиканский театр музыкальной комедии Карело-Финской ССР» свидетельствуют, что он был достаточно деятельным в плане творческой работы. Н.П. Штейнмиллер участвовала в создании декораций к постановкам театра, располагавшегося в то время в Доме офицеров в г. Сортавале, в гастролях театра в г. Петрозаводске и г. Ярославле. За подготовку спектакля «Фиалка Монмартра» приказом по театру ей была объявлена благодарность. Она участвовала в сборе материала по оформлению спектакля «Сильва».
В дальнейшем, Н.П. Штейнмиллер преподавала живопись и рисунок в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.
С 1947 г. участвовала во многих выставках, выступая как живописец и театральный художник, писала портреты, пейзажи, натюрморты, а также эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам.
Среди произведений, созданных Штейнмиллер в станковой живописи, известны работы «Буксиры на Неве» (1947), «Лодки на берегу» (1951), «Сумерки», «Мост через канал», «Яхт-клуб», «Кузнечный цех» (1960) и другие.
Работы Н. П. Штейнмиллер находятся во многих музеях нашей страны.
Иллюстрации:
1. Личная карточка Н. П. Штейнмиллер. 1946 г.
2. Автобиография Н. П. Штейнмиллер. 1946 г.
3. Выписка из приказа по Республиканскому театру музкомедии КФССР о приеме Н. П. Штейнмиллер на работу. 8 апреля 1946 г.
К 90-летию Армаса Мишина
15 февраля 2025 года исполняется 90 лет со дня рождения поэта, народного писателя Республики Карелия, ученого и общественного деятеля Армаса Иосифовича Мишина (1935-2018).
Армас Мишин (при рождении Армас Хийри) родился в с. Пустошка Мгинского района Ленинградской области в семье ингерманландских финнов. Отец умер в 1939 г. Когда началась Великая Отечественная война А.И. Мишину было всего 6 лет. Вместе с матерью их эвакуировали в Сибирь, здесь в деревне Усть-Заостровка Омской области он пошел в школу. После войны в 1949 г. А.И. Мишин приехал в Карелию, жил в п. Шала Пудожского района, в 1954 г. окончил Пудожское педагогическое училище, после чего поступил в Карельский государственный педагогический институт, окончил его в 1959 г. с дипломом учителя русского языка, литературы и истории. Был школьным учителем около 7 лет, в 1970-1985 гг. работал научным сотрудником в Институте языка, литературы и истории Карельского филиала Академии наук СССР, закончил аспирантуру, став кандидатом филологических наук.
В 1964 г. А.И. Мишин был принят в Союз писателей КАССР, вел активную общественную работу, а с 1990 г. по 2005 г. был председателем правления Карельского регионального отделения Союза писателей России, пожалуй в самое трудное и тяжелое для творческих союзов время.
Публиковаться впервые начал в периодических изданиях в 1954 г. Первый сборник стихов «В дорогу» вышел в свет в 1961 г. В литературе Армас Иосифович известен также по псевдонимам Олег Мишин, Армас Хийри. На его творческом счету – более двух десятков изданных книг на русском и финском языках, сотни литературно-критических статей, научных исследований и переводов. Важное место в научной и творческой деятельности Армаса Иосифовича занимала переводческая деятельность. В его переводах опубликованы сборники стихов классиков карельской и русской литературы. Совместно с поэтом И. Костиным он является автором слов гимна Республики Карелия, вместе с известным ученым-филологом, фольклористом Эйно Семеновичем Киуру осуществил новый вариант перевода на русский язык эпоса «Калевала». За этот труд переводчики были удостоены премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999 г.). Многие стихи Армаса Мишина положены на музыку, он являлся автором либретто нескольких опер и моноопер (муз. Б. Напреева, Е. Шорохова, В. Сергеенко).
За заслуги Армасу Иосифовичу Мишину были присвоены звания заслуженного работника культуры России и Карелии, народного писателя Республики Карелия, он являлся лауреатом Государственной премии Карелии им. А. Перттунена, Кавалером ордена Дружбы.
Наследие Армаса Мишина велико, это и его стихи, книги, переводы, научные исследования и многое другое. К этому списку можно прибавить и семейный архив, переданный на хранение в Национальный архив Республики Карелия супругами Мишиными: Армасом Иосифовичем и его женой, педагогом и писательницей Ольгой Федоровной. В состав архива включены материалы творческой деятельности А.И. Мишина: рукописи стихов, переводов стихов разных поэтов, перевод карело-финского эпоса «Калевала», рукописи пьес, рассказов, очерков, статей, исследований по истории литературы в Карелии, о поэтах и писателях и другим темам, тексты радио и телепередач на литературные темы с участием А.И. Мишина, материалы к биографии, переписка личная и служебного характера, рецензии, отзывы коллег на литературные произведения и научные исследования А.И. Мишина. В состав небольшого архива Ольги Федоровны Мишиной, вошли рукописи ее поэтических и прозаических произведений на карельском и русском языках, переводы на карельский язык, личные документы, фотографии супругов Мишиных, индивидуальные и в группах с коллегами, поэтами и писателями, журналистами, друзьями и другими лицами.
Фото:
1. А.И. Мишин на VII съезде писателей Карелии. Петрозаводск. 1975 г.
2. Д.Я. Гусаров (слева) и А.И. Мишин. Петрозаводск. 1994 г.
3. А.И. Мишин и его жена О.Ф. Мишина. д. Сяргилахта, Пряжинский район. 2006 г.
1 февраля 2025 года состоялось заседание экспертной комиссии по работе с аудиовизуальной и машиночитаемой (электронной) документацией
Комиссией рассмотрены описи № 1 фотодокументов (негативов черно-белых “0” размера) фотографов В.В. Ермолина – (103 ед. хр), фотографа П.В. Беззубенко (92 ед.хр.), опсиь № 6 фотодокументов (позитивов черно-белых), опись № 7 диапозитивов (слайдов цветных “0” размера) редакции журнала “Север” (76) ед.хр.), опись № 2 видеодокументов (DVD) из личного архива кинооператора В.П. Яроцкого (5 ед.хр.)
На хранение в архив поступили фотодокументы, на которых представлены: архитектурный облик г. Сегежа (1940-е), работы по прокладке коммунальных сетей в г. Петрозаводске (1950-е), отдых пассажиров на палубе речного теплохода «Серго Орджоникидзе» (1960), репетиция участников детской художественной самодеятельности и оркестра народных инструментов Петрозаводского дворца пионеров (1961), работники ПО «Петрозаводскмаш» им. В.И. Ленина за работой: Питкя В.Э., Артемьев А., Хямяляйнен Л.Н., Шапошников Б.И. (1977).
История города Кондопоги за 1986-1992 гг. дополнилась фотографиями, на которых запечатлены визит делегации Союза молодежи Танзании на Кондопожский ЦБК (1986), празднование Дня Победы (1988), водно-спортивный праздник работников Кондопожского ЦБК (1992).
Также архив пополнился фотодокументами и диапозитивами (слайдами), поступившими в архив от редакции журнала “Север”, на которых представлены виды Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (2005)
Экспертной комиссией принято решение о согласовании рассмотренных описей фотодокументов и представлении их на утверждение ЭПК Министерства культуры Республики Карелия.
Фото:
1. На праздновании Дня Победы в городе Кондопоге. В центре - жительница города у мемориальной плиты с фамилиями павших воинов Великой Отечественной войны (неустановленное лицо). На заднем плане - мемориал "Братская могила советских воинов". Кондопога. Май 1988 г. Автор съемки: В.В. Ермолин
2. Работники цеха № 22 ПО “Петрозаводскмаш” им. В.И. Ленина за работой. Слева направо: 1. подмастерье Александр Артемьев, 2. токарь Леонид Николаевич Хямяляйнен. Петрозаводск. 1977 г. Автор съемки: П.В. Беззубенко
Учителя средней общеобразовательной школы № 55 на экскурсии в Национальном архиве Республики Карелия
7 февраля 2025 г. на обзорной экскурсии в архиве побывали учителя средней общеобразовательной школы № 55. Со вступительным словом перед педагогами выступил директор ГБУ НА РК А.Н. Морозов, представив документы, которые хранятся в архиве, и деятельность учреждения в целом. Главный архивист отдела использования и публикации документов О.И. Суржко продолжила рассказ о хранящихся в архиве фондах. Вниманию учителей были представлены уникальные архивные документы: чертежи производственного процесса литья пушек на Александровском заводе конца XVIII в. (на английском языке), документы коронации императора Николая II, «Окна КарелфинТАГа» и карикатуры художника К.Л. Буторова периода Великой Отечественной войны, а также фотоальбомы с фотографиями Я.А. Пекарского, инженера Александровского завода Г.М. Лейбовича, фотографа Г.А. Анкудинова. Огромный интерес вызвали документы генеалогического характера — метрические книги XIX века. Ведущий архивист отдела Ю.С. Каминная представила обзор сайта архива и возможности удаленного использования документов, находящихся в ряде разделов
сайта («Архив — школе», «Выставки», «Публикации» и др.). Экскурсия завершилась посещением архивохранилища, где начальник отдела обеспечения сохранности документов М.Г. Попкова познакомила с нормативными режимами хранения документов в архиве.
95 лет назад в Петрозаводске был закрыт Свято-Духовский кафедральный собор
Свято-Духовский кафедральный собор в Петрозаводске был спроектирован по типовому проекту К. Тона архитектором В. Тухтаровым. Его сооружение продолжалось на протяжении 12 лет (1860-1872 гг.), и завершило формирование красивого храмового ансамбля Соборной площади, ставшего визитной карточкой города. В 1924 г. в пожаре погибли Петропавловский и Воскресенский соборы. Огромный действующий в центре города собор в 1920-1930-е годы не вписывался в советскую действительность того времени.
После закрытия в 1929 г. заводской Александро-Невской церкви в местной прессе развернулась массовая кампания и за закрытие кафедрального собора. В Карелии действовало республиканское отделение Союза воинствующих безбожников (СВБ). Местные «безбожники» совместно с сотрудниками профсоюзов, наркомата просвещения и публичной библиотеки проводили по городу антирелигиозные доклады и агитировали за закрытие в Петрозаводске «большого», как его называли горожане, собора. Одновременно с этим проводились собрания в учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях, военных частях, и даже среди домашних хозяек, которые оканчивались обязательным вынесением резолюций о закрытии и переоборудовании храма.
Первое решение о закрытии собора было принято 26 января 1930 г. на заседании президиума Петрозаводского горсовета. Для окончательного решения вопроса планировалось созвать расширенный пленум горсовета, и в городе об этом было известно. 29 января 1930 г. верующие Петрозаводска организовали демонстрацию протеста против решения городских властей: из собора около двухсот человек направились к зданию горсовета с тем, чтобы высказать участникам расширенного пленума свой протест и отстоять храм. Но пленум был перенесен и его провели позже, 7 февраля 1930 г. в кинотеатре «Триумф», где по докладу секретаря СВБ В. Клишко об итогах т. н. «безбожного похода» под гром аплодисментов было вынесено решение о закрытии храма и часовни при нем. Высший орган власти республики ЦИК АКССР 9 февраля 1930 г. утвердил это постановление. Верующие обжаловали его, направив заявление в Москву, во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В нем указывалось, что решение было принято небольшим собранием, которое проходило при закрытых дверях, под охраной пешей и конной милиции. Однако ВЦИК подтвердил постановление местных властей, и 28 февраля 1930 г. кафедральный собор был закрыт, а в мае того же года в нем уже открылась столовая.
Иллюстрации:
1. Кафедральный собор. г. Петрозаводск. 1930 г. Автор съемки Г. А. Анкудинов.
2. Антирелигиозная беседа В. И. Клишко. г. Петрозаводск. [1930-е гг.].
Лекторий в Сортавальской библиотеке
6 февраля 2025 г. в Сортавальской библиотеке состоялась лекция М. Р. Каюмовой, главного архивиста отдела НСА, на тему «Сортавала в жизни и творчестве Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (по документам Национального архива Карелии и личного фонда философа, писателя и поэта Ю.В. Линника)». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения художника.
Б. А. Смирнов-Русецкий впервые посетил Приладожье и г. Сортавала в 1967 г. Он еще в молодости мечтал побывать в том месте, где художник и философ Н. К. Рерих, с которым Б.А. Смирнов-Русецкий был знаком лично, провел более двух лет на грани двух периодов жизни. Впоследствии Борис Алексеевич неоднократно повторил северные маршруты Н. К. Рериха, вместе с краеведом и художником Тойво Александровичем Хаккарайненом искал следы пребывания Рерихов в Приладожье.
Слушатели лекции узнали об основных циклах живописных работ, написанных в Приладожье, а также познакомились с его перепиской с доктором философских наук, поэтом и писателем Ю.В. Линником, в которой он делился своими впечатлениями о природе Приладожья, поездках на остров Валаам, плодотворной работе на пленэре.
Творческое наследие художника насчитывает несколько сотен картин, его произведения хранятся в Государственном Русском музее, многих музеях России и за рубежом. Важнейшей частью этого наследия являются «Северные» картины художника Б. А. Смирнова-Русецкого. Эти живописные полотна свидетельствуют об искренней любви и восхищении скромной, но полной сурового достоинства природой Карелии.
8 февраля 1910 г. родился Федор Андреевич Военушкин (1910-1979), директор совхоза "Маяк" (одного из крупнейших совхозов республики), кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта»
Федор Андреевич Военушкин родился в семье крестьянина в с. Красная Слобода Казанской губернии. По окончании сельской школы, с 1922 по 1927 гг. работал сезонным рабочим в совхозе «Красная Слобода». В 1927 г. Военушкин окончил курсы трактористов при совхозе и стал работать трактористом, с 1932 г. был назначен старшим механиком совхоза. С февраля по август 1938 г. Ф. А. Военушкин временно исполнял обязанности директора совхоза, после чего поступил в двухгодичную школу директоров совхозов в г. Москве.
По окончании этой школы, в мае 1940 г. Ф. А. Военушкин был направлен на работу в Карело-Финскую ССР для организации совхоза Кавантсаари в Яскинском районе, а в январе 1941 г. был переведен на должность директора Выборгского совхоза № 2.
После начала Великой Отечественной войны работал в эвакуации директором Пудожского совхоза № 2, в 1944 г. после реэвакуации совхозов руководил Петрозаводским совхозом № 1.
С февраля 1945 г. был назначен заместителем наркома совхозов Карело-Финской ССР, впоследствии зам. министра животноводства КФССР. В мае 1953 г. Ф.А. Военушкин был назначен начальником Главного управления совхозов Министерства сельского хозяйства и заготовок Карело-Финской ССР, а в сентябре 1953 г. исполнял обязанности министра совхозов КФССР. С 1953 по 1955 гг. Военушкин являлся первым заместителем министра совхозов Карело-Финской ССР.
С 1956 г. в с. Ладве Прионежского района был создан совхоз «Маяк» и Военушкин был назначен его первым директором, он руководил им до конца 1960-х годов. Под его руководством совхоз стал одним из крупнейших сельскохозяйственных предприятий района.
За большой вклад в развитие сельского хозяйства Карелии Федор Андреевич Военушкин был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почетными грамотами президиума Верховного Совета Карельской АССР, в 1963 г. избирался депутатом Верховного Совета Карельской АССР.
Фото:
1. Ф. А. Военушкин Фото из газеты «Ленинская правда» от 5 апреля 1979 г.
Опубликован сборник материалов конференции «Архивы и генеалогия»
На сайте Национального архива Республики Карелия в разделе «Публикации» размещен электронный сборник VII Международной конференции «Архивы и генеалогия», состоявшейся 19-20 сентября 2024 г.
Благодарим авторов за предоставленные тексты статей и надеемся, что электронный сборник материалов конференции даст возможность ознакомиться с ним широкому кругу исследователей, которые занимаются генеалогией, изучением истории своей семьи и края.
Участие архива в школьной конференции
1 февраля состоялась III открытая конференция школьных наставнических команд «Проектное бюро: «Школа — центр социума», проводимая Средней общеобразовательной школой №3 Петрозаводского городского округа. Одной из целей встречи стала разработка проектов по разным направлениям на ближайший год, среди которых - «Проектный вернисаж «Генеалогия школьных семей». Организаторы конференции отметили активный интерес к генеалогии, а также важность изучения истории своей семьи как одного из основных элементов патриотического воспитания молодежи. Главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия Е.В. Евсеева была приглашена в качестве эксперта по вопросам изучения генеалогии в архивах — этап, который участники конференции оценили как «высший пилотаж», уровень, к которому необходимо стремиться. Особый интерес вызвали материалы, разработанные архивом и доступные в сети интернет, например, короткие видео об особенностях поиска сведений в архивах, которые можно найти на официальной странице проекта «Карелия — с заботой об истории» в социальной сети «ВКонтакте».
Национальный архив Республики Карелия регулярно проводит ознакомительные экскурсии для учащихся школ и других учебных заведений, а также для специалистов по самым разнообразным темам. Кроме того сотрудники архива ведут курсы для начинающих исследователей своей семьи, в рамках которых даются не только теоретические знания, но и предоставляется возможность начать исследование своей родословной по документам Национального архива Республики Карелия под руководством опытных сотрудников. В рамках намеченных на конференции мероприятий запланированы экскурсии учащихся в архив.