Праздник автомобилей.
6 октября 1929 г. состоялся автопробег Петрозаводск-Ладва

0-693007Конец 1920-х годов, в Карелии, как и во всем Советском Союзе, ознаменовался новым этапом в развитии автомобильного дела. В 1927 г. на нужды республики были закуплены автобусы «Додж» и «Фиат», что позволило восстановить отмененное в 1922 году движение автобуса, связывавшего Петрозаводск с железнодорожной станцией, а также организовать загородное движение между столицей Карелии и Спасской Губой, Святозером, Ропручьем, а также между Олонцом и Лодейным Полем, Повенцом и Медвежьей Горой и городского автобуса в г. Кеми. Организация и развитие коммерческого автотранспорта были возложены на управление местного транспорта (Кармес), был построен гараж в Петрозаводске и организованы филиалы управления в крупных городах Карелии.

Строились и новые дороги, так, к 1928 г. был вчерне закончен один из масштабных проектов дорожного строительства - автодорога Кемь-Ухта и состоялся пробный пробег автомобиля «Фиат». К 1928 г. общее протяжение дорог, обслуживаемых Карельским управлением местного транспорта, составило 1053 км., однако лишь 1,4% из них имели каменное покрытие.

2 февраля 1928 года состоялось заседание инициативной группы под председательством председателя Совета Народных Комиссаров Автономной Карельской ССР Эдварда Гюллинга, на котором было организовано правление карельского отделения Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР (Автодор).

Отмечая, что вследствие плохого состояния дорог государство и население теряло ежегодно сотни миллионов рублей на перевозке по крайне плохим дорогам, общество ставило своей целью привлечение широких общественных масс к развитию автомобилизма и строительству шоссейных дорог.

Карельское отделение общества начало активную работу с самого начала своего существования и уже в первомайской демонстрации 1929 г. участвовала автодоровская колонна, состоявшая из автомобиля «Битварген», тракторов, дорожных машин и автобусов «Форд».
Автомашины колонны были украшены лозунгами на финском и русском языках: «Автомобиль и дорога — соратники индустриализации», «Бездорожье — бич народного хозяйства», «Автомобиль и дорога снизят стоимость продукции», «Советские автомобили — удар по капитализму», «Пролетарий — на автомобиль», «Владеть рулем учит Автодор».

6 октября 1929 г. состоялся Первый Карельский агитационный автопробег Автодора по маршруту Петрозаводск-Ладва длиной 116 км, в котором участвовали 6 автомашин. Сам Автодор не имел собственных машин, для пробега их предоставили организации, в ведении которых в то время были автомашины - Карелдортранс («Форд», 2 «Фиата» и «Додж»), Карельский центральный исполнительный комитет («Бьюик») и погранотряд («Форд»).

В пробеге приняли участие шоферы Рудаков, Павличенко, Ласточкин, Кекконен, Ильин, известный энтузиаст автомобильного дела в Карелии П.А. Кисловский (в качестве помощника командора), члены Автодора, представители обкома партии, журналисты, рабочие корреспонденты.

В приказе № 1 командора автопробега инженера В.А. Величкина был прописан такой порядок следования автомашин: «Вести машину на расстоянии 50 метров от другой, скорость не более 30 км. в час. Обгона не допускать. Останавливать машины на расстоянии не ближе 5 метров друг от друга».

Автомашины отправились из Петрозаводска в 7 часов утра, останавливаясь в селениях Ужесельга, Деревянное, Педасельга и Курсельга, где были устроены митинги о задачах Автодора, целях 3 займа индустриализации и пятилетке в Карелии и СССР.

Вначале автомобили прошли по широкой и укатанной шоссейной дороге до Деревянного, которая затем сменилась дорогой плохого качества, по которой автомобили шли впервые. Однако машины смогли преодолеть ее благополучно, практически без аварий и задержек в пути (только одна из машин проколола камеру на 23 километре пути).

Машины автопробега вызывали живейший интерес населения деревень. На митинги Автодора приходили все жители, чтобы посмотреть на декорированные плакатами автомашины, послушать духовой оркестр, сопровождавший агитпробег или получить новый выпуск газеты «Красная Карелия». Живая газета петрозаводских строителей «Барабан» организовала агитвыпуск на тему «Сумеем заменить дохлую клячу новеньким советским трактором». Старики и дети получили возможность бесплатно прокатиться на автомобиле по деревне. Многие катались первый раз в жизни.

II-139Расстояние до Ладвы автомобили преодолели за 2 часа 40 минут, после чего вернулись обратно в Петрозаводск, где был устроен праздник автомобилей. Колонну автопробега встретили автомобили «Додж», «Форд» и «Нами», разъезжавшие по городу и извещавшие о празднике гудками. Встретившись с колонной, они проследовали мимо Онежского завода по проспекту К. Маркса до Дворца труда, где была проведена демонстрация автомобилей со световыми эффектами и катание членов Автодора и представителей общественности до Сулажгоры.
Карельское отделение общества Автодор проводило автопробеги и в дальнейшем, до своей ликвидации в 1935 г., однако автопробег Петрозаводск-Ладва 1929 г. стал одним из наиболее памятных в истории автомобилизма Карелии, в том числе потому, что он был первым для общества, активно освещался в местной прессе, в частности, было сделано 10 фотоснимков, запечатлевших наиболее яркие события пробега, многие из которых сохранились до наших дней.

 

Главный специалист Национального архива Республики Карелия А.С. Соколов

 

Опубликовано в газете "Карелия", 18 сентября 2014

Top.Mail.Ru