Из истории создания Республиканской станции переливания крови
В 2013 году исполняется 80 лет с момента образования Республиканской станции переливания крови. В 1933 году Станция была открыта на базе хирургической лечебницы в качестве филиала Ленинградского Института переливания крови и чуть позже стала действовать как самостоятельная организация. Основателем Станции принято считать заслуженного врача-хирурга Карело-Финской ССР и Карельской АССР Михаила Давыдовича Иссерсона, положившего начало практике переливания крови в Карелии.
В Национальном архиве Республики Карелия хранятся документы, отражающие историю создания и деятельности Станции переливания крови г. Петрозаводска. Помимо документов народного комиссариата здравоохранения, Министерства здравоохранения, Отдела здравоохранения исполкома Петрозаводского горсовета, Петрозаводской городской больницы, на хранении в Национальном архиве Республики Карелия находится личный фонд Михаила Давыдовича Иссерсона, содержащий интересные материалы, освещающие деятельность Станции в предвоенный и военный период.
Первое переливание крови в 1933 году делал непосредственно сам Михаил Давыдович. В своих воспоминаниях М.Д. Иссерсон пишет: «...совершенно выдающаяся роль среди новых методов лечения принадлежит делу переливания крови... Нигде в мире, даже в армиях наших союзников так широко и на такую высоту не поставлено дело переливания крови, как у нас в Советском Союзе...». Изначально перед Михаилом Давыдовичем, как руководителем этой организации, стояла задача поиска помещения, его оборудование согласно требованиям лечебного учреждения, оснащение необходимой аппаратурой, а также подбор кадров и их обучение. Другой не менее значимой проблемой являлось негативное восприятие дела переливания крови некоторыми потенциальными донорами, их недоверие к новому методу лечения. Михаил Давыдович вспоминает: «...Основное затруднение заключалось... в боязни давать свою кровь из опасения вредных последствий для здоровья донора. Врачи не хирургических специальностей также опасались применять переливание крови, как метод ещё недостаточно изученный...». В последующие годы Станция переливания крови занималась решением поставленных задач и проблем, развивалась, набиралась опыта, проводила подготовку кадров, осуществляла агитацию доноров.
Действительно огромную роль Станция переливания крови сыграла в годы Второй мировой войны. Начиная с зимы 1939 г. Станцией была проведена колоссальная работа по снабжению военных лечебниц консервированной кровью. Из воспоминаний М.Д. Иссерсона: «Этот период обогатил нашу станцию большим опытом по вербовке и комплектованию донорских кадров, по технике заготовки консервированной крови, по её хранению и транспорту. Благодаря полученному опыту наша маленькая станция... уже в течении трёх дней после вероломного нападения Германии на Советский Союз сумела развернуть свою работу, превратив эту маленькую станцию в большую самостоятельную организацию....». В это сложное время благодаря деятельности Станции и активности доноров были спасены многие жизни раненых солдат.
На протяжении Великой Отечественной войны активно шла работа по вербовке доноров: Михаил Давыдович и его постоянный помощник Вера Александровна Дрейман выезжали на предприятия, посещали различные учреждения города, где проводились лекции и беседы, были организованы выступления М.Д. Иссерсона по радио и публикации в печати. Для более быстрого проведения обследования рабочих и служащих, желающих стать донорами, организовывались выездные бригады. Все мероприятия оказались весьма эффективными. Михаил Давыдович вспоминает: «Высокий патриотический подъем, охвативший народные массы, уже к 1 августу привел в ряды доноров нашей станции свыше 1200 человек».
Летом 1941 года в связи с приближением фронта военных действий к Петрозаводску Станция переливания крови была эвакуирована в село Пудож. В своих воспоминаниях знаменитый хирург Михаил Давыдович Иссерсон даёт весьма хвалебную оценку своим сотрудникам: «Необходимо отметить исключительно дружную и энергичную работу всего коллектива станции, коллектива, состоявшего исключительно из женщин и девушек, которые всю погрузку и разгрузку баржи провели собственными силами, несмотря на то, что это составило огромный труд, ввиду большого количества и тяжелого веса упакованного в ящики имущества...». В Пудоже работники Станции столкнулась с рядом проблем, в частности, с отсутствием специально оборудованного помещения для проведения подобных операций. К тому же, передача крови из Пудожа во фронтовые лечебные учреждения была затруднительной и приходилось каждый раз вызывать для этой надобности самолет из Петрозаводска. Именно проблемы, связанные со сложностью транспортировки и тяжелыми погодными условиями, привели к тому, что было принято решение о перемещении Станции в город Медвежьегорск. Однако и здесь её пребывание оказалось недолгим. Эвакуация гражданского населения и приближение линии фронта к Медвежьегорску привели к тому, что в октябре работа Станции была вновь свернута, всё необходимое погрузили в вагоны и на платформы и перевезли в город Беломорск. На новом месте пребывания заново пришлось проводить работы по ремонту и техническому оснащению помещения, подготовке обслуживающего персонала, вербовке и учёту доноров.
В первой половине 1942 года в связи с невысоким процентом доноров было налажено сотрудничество с Архангельской станцией переливания крови, поставлявшей консервированную кровь для нужд Карельского фронта. В дальнейшем ситуация несколько улучшилась, исчезла необходимость в помощи Архангельской станции, и уже летом 1942 года было организовано 2 филиала Станции переливания крови — в Сегеже и в Кеми. В своих воспоминаниях М.Д. Иссерсон пишет: «Работа Беломорской станции в деле организации филиалов выразилась в том, что мы не только помогли путем выступлений перед трудящимися с целью привлечения донорских кадров, но мы подготовили также ряд работников, которые были в дальнейшем направлены на работу в Сегежу и Кемь». Однако и здесь не обошлось без трудностей, заключавшихся, в основном, в проблеме доставки крови на фронт. Представители научного сообщества врачей Карелии вспоминали, что банки с кровью доставляли специально подготовленные экспедиторы на попутных машинах, на лыжах, даже пешком, часто под обстрелом. Таким образом, благодаря организованному сотрудничеству гражданского населения с работниками Станции переливания крови была налажена бесперебойная помощь раненым солдатам.
На протяжении войны, помимо сдачи крови, доноры активно собирали средства на нужды фронта. По данным, которые приводит М.Д. Иссерсон, на 1943 г. донорами было собрано более 335 тысяч рублей, из них 165 тысяч рублей — в фонд обороны страны, 66 тысяч рублей — на восстановление народного хозяйства. Ещё одна часть этой суммы была потрачена на строительство боевого самолета «Карело-Финский донор». М.Д. Иссерсон вспоминает: «К сентябрю было собрано свыше 100 тысяч рублей. В этом сборе приняли самое активное участие все работники станции переливания крови, как добровольными взносами, так и отказом от денежной компенсации за сданную кровь». За столь ощутимый вклад в дело Красной Армии Станция была удостоена телеграммы с благодарностью лично от Сталина: «Прошу передать донорам и сотрудникам Карело-Финской Станции переливания крови, собравшим 100 тысяч рублей на постройку боевого самолета «Карело-Финский донор», мой братский привет, благодарность Красной Армии. И. Сталин». Боевую машину ездил выбирать на авиабазу сам Михаил Давыдович в сопровождении активного донора Мищенко.
В связи с прекращением военных действий на Карельском Фронте и освобождением г. Петрозаводска Станция переливания крови летом 1944 г. была возвращена в столицу Карелии и вновь возобновила работу. Безусловно, за годы оккупации был нанесен большой ущерб материальной базе. Сложности в работе были вызваны нехваткой врачей, медицинского оборудования. Однако, в течении 1944 г. Станция была обеспечена всем необходимым.
На протяжении Великой Отечественной войны помимо своей основной работы сотрудники Станции также принимали активное участие в деятельности, имеющей общественное значение. К примеру, работники Станции выходили на вечерние и ночные дежурства в Первом Отделении Эвакогоспиталя, к некоторым революционным праздникам готовили подарки находившимся в госпитале бойцам, тем самым поддерживая их моральный дух. Кроме того, коллектив Станции переливания крови принимал активное участие в постройке деревянного аэродрома, оборонных сооружений, дровозаготовке и распиловке дров, лесозаготовке, сборе лекарственных растений и пр.
Конечно, всё же приоритетным направлением в деятельности Станции было выполнение своих непосредственных функций - осуществление агитационной работы среди населения, проведение курсов по вопросам переливания крови с врачами города и районов для подготовки и переподготовки кадров. На предприятиях, в кинотеатрах Пудожа, Сегежи и Беломорска сотрудники Станции организовывали выступления, проводили беседы, читали лекции с целью популяризации донорства. Практическая деятельность Станции переливания крови была налажена, однако в условиях войны разработкой научных трудов заниматься было довольно сложно. Трудности заключались в том, что для изучения тем, связанных с лабораторной работой, необходимых условий не было. К тому же, сведений от военных лечебных учреждений об использовании крови сотрудники Станции не получали, а своей больничной базы для клинических наблюдений не имели. Коллеги Михаила Давыдовича подтверждают факт невозможности проведения научной работы в условиях войны, однако вспоминают, что М.Д. Иссерсон всё же выступал на фронтовых научных конференциях с докладами, посвященными особенностям работы по переливанию крови.
Деятельность Станции переливания крови в послевоенное время недостаточно освещена в материалах нашего архива, однако в документах исполкома Петрозаводского горсовета, Петрозаводской городской больницы нередко встречаются приказы по комплектованию безвозмездных и резервных доноров с указанием графиков донорских дней, приказы о направлении врачей и медицинских сестер на семинары и обучение, проходившие в стенах Станции переливания крови и за её пределами. Специалисты Республиканской Станции переливания крови нередко привлекались при проведении теоретической и практической подготовки и проверке знаний врачей отделений Петрозаводской городской больницы.
Материалы Министерства здравоохранения, находящиеся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, свидетельствуют о том, что с конца 1950-х — начала 1960-х годов службе переливания крови начинает уделяться больше внимания. Так Минздрав указывает на необходимость открытия отделений переливания крови в районах Республики, директор и сотрудники Станции переливания крови неоднократно выезжают в районы по организационным вопросам службы крови и проверке работы отделения переливания крови, для проведения семинаров по вопросам Службы крови. В последующие годы в документах встречается информация о постоянном перевыполнении плана по заготовке крови и ее компонентов, по безвозмездному донорству, активном развитии лаборатории республиканской станции переливания крови, научной деятельности.
Таким образом, благодаря активной работе персонала Станции и гражданского населения в годы Великой Отечественной войны были спасены многие солдаты Советской Армии. В это время впервые в стране был применен метод массовой заготовки донорской крови. Немало усилий приложили Михаил Давыдович Иссерсон и его коллектив для развития донорства. За работу станции переливания крови в годы войны Михаил Давыдович был награжден орденом «Красной звезды». С начала военных действий и до их окончания основатель Станции, сотрудники не прекращали работу по привлечению населения к помощи фронту посредством донорства.
В послевоенный период учреждение совершенствовало работу: была развита не только практическая, но и теоретическая основа деятельности Станции. Сейчас, в период развитого технического оснащения, улучшенных транспортных условий и связи, перед работниками Республиканской станции переливания крови уже не стоят те проблемы, которые были актуальны 80 лет назад, что создаёт благоприятную почву учреждению для продолжения и развития своей деятельности.
Ведущий специалист Национального архива Республики Карелия
М.А. Докторова