2013 год — год Спорта и Здоровья в Республике Карелия
90 лет назад состоялось открытие Петрозаводского яхт-клуба. В настоящее время его история не так хорошо известна широкому кругу лиц, несмотря на то, что она достаточно интересна и позволяет дополнить наши знания о жизни горожан и развитии спорта в двадцатые годы прошлого века.
Яхт-клуб не был создан одномоментно, на пустом месте. Его предыстория восходит еще к годам гражданской войны, к грозному 1919 году, времени базирования в городе красной Онежской военной флотилии.
Спорт тогда развивался в рамках принятого ВЦИК декрета «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 года, согласно которому при военкоматах были созданы органы Всевобуча — всеобщего военного обучения. Они занимались развитием физической культуры и спорта, а главной их задачей была подготовка допризывников к будущей армейской службе.
В 1919 году был организован водно-спортивный клуб, в руководство которого вошли представители исполкома Петрозаводского городского совета, моряки начсостава Онежской флотилии и спасательной станции. Клуб получил в свое распоряжение здание бывшей Петрозаводской спасательной станции на петрозаводской пристани, и несколько принадлежавших ей яхт.
Большинство судов были в неудовлетворительном состоянии, но благодаря инициативе заведующего клубом Владимира Николаевича Богданова и других членов клуба были отремонтированы две яхты, на которых стало проводиться обучение допризывников военно-морскому делу, практические занятия по плаванию под парусом и гребле. Станции также было поручено и дело спасания на водах.
В 1921 году клуб был преобразован в водный спортивный центр при Всевобуче. К этому времени относится зарождение традиции проводить по особо значительным праздникам парады судов в Петрозаводской губе и устраивать зрелищные соревнования на воде.
Так, 12 июля 1922 года был проведен праздник Всевобуча с гонками вельботов допризывников-комсомольцев, а также любителей на собственных судах. При этом, победившие комсомольцы получали призы в виде жетонов, а любители — 1 пуд муки. В эти дни на судах клуба устраивались и катания по губе для жителей города.
К началу 1923 года процесс военно-морского обучения был прекращен и вскоре создана «гражданская» спортивная организация — Петрозаводский яхт-клуб, которому от военного ведомства было передано имущество и здание станции водоспортцентра.
Состав комитета яхт-клуба был утвержден 12 февраля 1923 г. В него вошли председатель, командор, начальник гавани, секретарь, казначей, завхоз, заведующие экскурсиями и гонками.
Первоначально в составе яхт-клуба было 76 мужчин, 9 женщин, основной его костяк составляли служащие. В течение года количество членов и кандидатов возросло до 200 человек.
Первым председателем клуба стал Георгий Алексеевич Остен-Сакен, профессиональный военный. Он закончил Виленское юнкерское училище, Вольский кадетский корпус, участвовал в Первой Мировой войне в составе I лейб-гвардии гренадерского полка, дослужился до чина поручика. В Гражданскую войну бывший барон сражался на стороне красных, занимая командные должности в РККА и милиции. В июне 1922 года он переехал из Петрограда в Петрозаводск и получил место бухгалтера Петрозаводского инспекторского таможенного участка.
В уставе клуба, принятом в апреле 1923 года, целями клуба провозглашалось «развитие парусного, гребного, моторного и плавательского спорта, возбуждение в населении интереса и любви к воде и сближении между собой любителей водного спорта».
Члены клуба и кандидаты в члены были обязаны платить вступительные и членские взносы в размере 2% от оклада. Они должны были «всегда и везде преследовать цели чистого спорта, оставляя свои личные интересы в стороне». В противном случае, «за нарушение законов чести и приличий» их ждало исключение.
Интересно, что в уставе отводилось большое внимание внешней символике клуба. Клуб имел свой значок и флаг. При этом флаг за недолгое существование клуба поменялся три раза - вначале он был синего цвета с красными полями и 2 перекрещенными якорями и буквами «П.Я.К.» белого цвета, впоследствии зеленого цвета с 2 перекрещенными якорями, а потом заменен на флаг синего цвета с двумя перекрещенными якорями красного цвета и того же цвета буквами «Я.П.К.». Каждый член яхт-клуба мог поднимать флаг на своем судне.
Знак яхт-клуба представлял собой 2 перекрещенных якоря красного цвета на синем бархате или сукне, который разрешалось носить членам и кандидатам в члены клуба на фуражках и костюмах, а также судам на обоих скулах и транце.
Кандидаты помещали под знаком вокруг обшлага 1 нашивку из синей тесьмы, члены ту же нашивку с петлей, должностные лица добавочные нашивки, члены комитета — 1, командир — 2, зам. председателя — 3, председатель — 4.
Был разработан и проект формы белого цвета со знаком яхт-клуба на рукаве выше локтя, под знаком располагалась рейка с обозначением цвета судна. Впрочем, в связи с тем, что средств на пошив формы у членов клуба было недостаточно, ношение ее признавалось желательным, но необязательным.
Флагманом яхт-клуба была парусная яхта «Волна» длиной 29 футов (8,8 метра) 1905 года постройки. В его флотилию входили также яхта «Чайка», спасательный вельбот «Лебедь» и парусный вельбот «Заря». На них проводились парады судов, обучение допризывников. Вошли в практику и гонки на яхтах и гребных судах между командами яхт-клуба и других спортивных организаций, всегда привлекавшие большое число зрителей.
Любопытно, что вызов команд на соревнование друг с другом подчас происходил через местную печать. В газете «Красная Карелия» за 1923 год можно встретить подобные объявления от яхт-клуба и спортивной команды ГПУ, а также увлекательное описание самих спортивных поединков. Зимой яхт-клуб также действовал - проводились соревнования на лыжах и коньках, а также буерах.
К сожалению, с самого начала основания клуба, его члены поделились на два непримиримых лагеря, каждый по своему видевших путь развития клуба.
Первый лагерь во главе с Остен-Сакеном предполагал дальнейший путь развития клуба в соответствии с традициями европейского и российского дореволюционного спортивного общества-клуба, существующего на индивидуальные членские взносы, других источников дохода у яхт-клуба не было, при этом содержание и ремонт судов были дороги. Комсомольцев же, не платящих членские взносы, Остен-Сакен считал возможным исключить, как не принимающих участия в жизни клуба.
Другая сторона, которую представлял ответственный секретарь Карельского областного комитета РКСМ Е.А. Черных, считала необходимым превращение яхт-клуба в пролетарскую спортивную организацию, отличную от яхт-клубов Запада, «воспитывающих в молодом поколении буржуазную идеологию». При этом отмечалось, что большинство членов комсомола не имеют возможности платить взносы в виду того, что они - подростки и молодые рабочие, получающие небольшое жалование. Комсомольцы требовали заменить индивидуальные взносы коллективными, предоставить им руководящие должности в клубе, исключить из него «нетрудовой» элемент.
Не было и единого взгляда у членов клуба на устав. Многие считали его не соответствующим своим представлениям о пролетарском спорте и быте. Этот протест нашел отражение в критике руководства клуба в газетах, в которых жаловались на покровительственное отношение в клубе к нэпманам и бывшим судовладельцам, и даже по поводу запрета нахождения в помещении в головных уборах: «Больно здорово от яхт-клуба антипролетарским духом пахнет. Входишь, барон приказывает шапку снять, не хочешь — приказывает выйти вон. Если это введено по уставу, комсомол должен сменить устав, а барона посадить туда, где его место, и где он будет в своей среде без фуражек» -писал один из «изгнанных» членов клуба.
В конечном итоге противостояние было решено в пользу последних в связи с новой политикой государства в отношении спортивных обществ - существование вневедомственных спорторганизаций было запрещено. Остен-Сакен передал бразды правления Черных и уехал обратно в Петроград, а яхт-клуб в сентябре 1923 г. был преобразован в водную секцию общества «Спартак», впоследствии став водной станцией совета физкультуры. В дальнейшем парусный и гребной спорт в Петрозаводске развивался и под эгидой военно-морского кружка Общества спасания на водах, и Осоавиахима.
После Великой Отечественной войны водные станции с парусными судами были у многих спортивных обществ города. Яхтенный спорт развивается и сейчас. И хотя история существования первого городского яхт-клуба была недолгой, она была одним из важных этапов развития парусного спорта в Петрозаводске, высокие спортивные принципы, провозглашенные его основателями 90 лет назад, актуальны и поныне.
Главный специалист отдела НСА А.С. Соколов
Опубликовано в газете «Карелия». 2013. 31 января.