Кемский район
Кемь, старинный поморский город и районный центр, самый северный город Карелии, расположился в четырехстах километрах к северу от Петрозаводска, в устье впадающей в Белое море реки Кеми.
В декабре 1888 г. началась распиловка бревен на семирамном лесопильном заводе купцов А. Сурикова и Е. Шергольда – будущем Кемском лесопильном заводе. В 1921 г. завод перешел под управление общественного треста "Северолес", который находился в Архангельске.
В 1924 г. организовано Кемское локомотивное депо.
29 августа 1927 г. в соответствии с декретом ВЦИК о районировании образованы 26 административных районов, в том числе Кемский.
В 1927 г. кредитные товарищества рыбаков, организованные годом ранее для помощи бедным рыбацким хозяйствам и выдававшие ссуды на покупку орудий лова, судов, лошадей были реорганизованы в рыбопромысловые кредитные товарищества и подчинены Карельскому рыбопромысловому союзу. Новыми обязанностями товарищества стали прием, заготовка и сбыт улова.
9 августа 1929 г. в соответствии с постановлением СНК АКССР организован Кемский леспромхоз. К 1933 г. его мощность достигла 241 тысячи кубометров.
22 августа 1930 г. образована редакция существующей по сей день районной газеты «Советское Беломорье».
В 1930-е гг. в Кеми находились Управление Соловецких Лагерей и Кемский пересыльный пункт. В городе установлен поклонный крест в память о погибших в лагерях.
Со второй половины 1929 г. по 1935 г., в период проведения политики ликвидации кулачества как класса, происходит коллективизация рыбаков – на базе рыбопромышленных кредитных товариществ, рыбацких артелей организовывались рыбопромысловые колхозы. Также было решено развивать сельское хозяйство. На территории района было создано 8 сельскохозяйственных и 6 рыбопромысловых колхозов.
27 октября 1932 г. газета «Красная Карелия» сообщала о постройке новой пристани в Кеми.
В 1937 г. из состава леспромхоза в отдельное предприятие выделилась Кемская сплавная контора.
В годы Великой Отечественной войны Кемский район был прифронтовым. Многие кемляне ушли на фронт и в партизанские отряды. На территории района действовал отряд «Красный партизан». Все промышленные предприятия действовали в соответствии с нуждами военного времени. Так, лесопильные заводы производили лыжи, волокуши для перевозки раненых, винтовочные приклады, ящики для мин и прочее. Рабочие места мужчин на лесозаготовках и у станков заняли женщины.
В 1956 г. в г. Кеми проложили первые 600 метров водопровода.
30 декабря 1963 г. была образована Дирекция строящегося каскада Кемских ГЭС. Долгое время препятствием для широкого развития лесной и деревообрабатывающей промышленности района являлся недостаток электроэнергии. Для борьбы с этим решено было использовать силу местных рек - возвести каскад гидроэлектростанций.
19 марта 1967 г. был поставлен под промышленную нагрузку 1-й агрегат первенца Кемского каскада ГЭС – Путкинской.
В ноябре-декабре 1971 г. сданы в промышленную эксплуатацию 1-й и 2-й агрегаты Подужемской гидроэлектростанции.
В 1976 г. введен в строй Кемский хлебозавод.
В 1980 г. закончилось строительство Юшкозерской гидроэлектростанции – завершающей ступени каскада. 13 марта 1980 г. Юшкозерская ГЭС вступила в строй.
В 1985 г. Кемь отметила юбилей — 200 лет с момента присвоения статуса города. Указ о придании «городку Кемскому» статуса уездного города, изданный 16 мая 1785 года императрицей Екатериной II зачитал 22 августа 1785 г. русский поэт Гавриил Державин, занимавший в то время пост Олонецкого губернатора.
В 1991 г. Кемь получила статус исторического города.
В 1997 г. образовано ЗАО «Кемь-лес».
На 1 января 2002 г. численность населения Кемского района составила 22526 человек – 3% от всего населения Карелии.
В 2003 г. в эксперименте по сдаче Единого Государственного Экзамена на территории Кемского района участвовали выпускники 8 школ: 1-й, 2-й, 3-й Рабочеостровской, Бабгубской, Подужемской, Кривопорожской и Панозерской в общем количестве 291 человек.
В 2007 г. по данным рейтинговой оценки социально-экономического положения муниципальных районов и городских округов Республики Карелия Кемский район занимал 6-е место.
В декабре 2008 г. на станции Кемь введено в эксплуатацию новое здание санитарно-бытового корпуса пункта технического осмотра. Оборудование нового пункта техосмотра позволило улучшить работу вагонного парка и качество технического обслуживания поездов, сформированных на станции Кемь.
Составитель И.В. Камнева