Костомукша
Строительство горно-обогатительного комбината, ставшего одним из крупнейших карельских предприятий, положило начало возникновению г. Костомукша. Тем не менее, история этого города, который в 1983 г. получил самостоятельный статус и вышел из состава Калевальского района, неразрывно связана с прошлым Калевальского края.
1929-1933 гг. – в Ухтинском районе действовала геологическая экспедиция, в т.ч. на месте будущего Костомукшского ГОКа. В ходе разведывательных работ исследовались общие геологические характеристики, хотя вопрос о разработке крупного железорудного месторождения еще не был поставлен.
1946 г. – в сентябре экипажем самолета ПО-2, который состоял из пилота Алексея Попова, штурмана Сергея Верещагина и аэромагнитолога Зои Макаровой, была зафиксирована магнитная аномалия над районом будущего Костомукшского месторождения. Поиск железной руды организовали в Карелии оригинальным методом – с воздуха: на самолете был установлен специальный прибор, позволяющий фиксировать интенсивность магнитного излучения. Целью активной геолого-разведывательной работы в то время стал поиск сырья для предприятий Ленинграда. Уже в декабре этого же года для выяснения природы аномалии были направлены геологическая и геофизическая экспедиции, которые возглавили Петр Иванов и Сергей Поляков. Преодолевая невероятные трудности, в условиях послевоенной разрухи, бездорожья и голода, они в 1947 году в районе деревни Костомукша вскрыли железную руду, качество которой превзошло все ожидания. Геологоразведочные работы продолжались до 1954 года. Экспедиция П. А. Гурвича завершила основные работы, определила запасы руды и сделала вывод: Костомукшское месторождение является самым крупным на Северо-Западе. После свертывания этой экспедиции геологоразведочные работы на месторождении не проводились целое десятилетие.
1969 г. – представители ряда проектных институтов выбрали площадку для промышленной и жилой зоны в районе будущего строительства Костомукшского ГОКа.
1973 г. - Советом Министров КАССР 28.05.1973 г. утвержден генеральный план г. Костомукши. Он предполагал рост численности населения до 35 тыс. человек в 1980 г. и до 60 тыс. к 2000 г. Предусматривалось полное благоустройство квартир при норме жилой площади в 9 кв. метров на одного жителя.
31.10.1973 г. состоялось подписание советско-финляндского межправительственного протокола о строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината и города Костомукша. Практическое осуществление соглашения началось практически сразу – спустя месяц был организован переход финских строителей на территорию СССР для прокладки дороги к будущему Костомукшскому ГОКу.
1977 г. – 18 мая А.Н. Косыгин и У.К. Кекконен поставили свои подписи под межгосударственным соглашением о сотрудничестве в строительстве Костомукшского ГОКа. В тот же день АО «Финн-Строй» и ВО «Проммашимпорт» подписали контракт о строительстве первой очереди комбината (371 строительный объект). Межгосударственный договор имел огромное значение: Советский Союз впервые намеревался купить в небольшой капиталистической стране значительное количество рабочей силы, а Финляндия впервые подписывала столь крупный торгово-промышленный договор.
24 августа 1977 г. был зарегистрирован поселок Костомукша, отнесенный к категории сельских с подчинением Боровскому поссовету. На тот момент поселок состоял из 104 сборных домиков, где проживало 450 человек. Поселку дали название Костомукша, хотя специалисты Института языка, литературы и истории Карельского филиала Академии наук СССР давали разъяснения, что более устойчива традиция написания топонима Костамукша. Деревня Костомукша, давшая свое имя будущему городу, была снята с учета и в последующем попала в зону затопления. Уже 17 ноября 1977 г. Костомукше присвоили статус рабочего поселка, что являлось основанием для образования здесь самостоятельного органа власти.
1978 г. – 14 сентября был заложен первый камень в здание Костомукшской обогатительной фабрики. В церемонии принимали участие председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и президент Финляндии У.К. Кекконен. В этот же год заложили фундаменты жилых домов, детского сада, торгового центра, столовой (строительство этих объектов завершилось в кратчайшие сроки - уже через год). За пять лет финские строители возвели в общей сложности 130 объектов на промплощадке и 50 домов будущего города.
1979 г. – началось рабочее движение по построенной железной дороге Ледмозеро-Костомукша и завершилось сооружение автомагистрали между этими населенными пунктами.
В январе этого года с целью активизации привлечения новых рабочих кадров Костомукшу объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
26 сентября 1979 г. на центральном карьере был взят первый ковш породы. Работы по сооружению карьера начались в 1977 г. – карьер являлся крупнейшим объектом, за который отвечала советская сторона.
1981 г. – к праздничной дате – 7 ноября была введена в действие первая очередь радиолинейной линии Лоухи-Костомукша, что позволило транслировать телепередачи первой программы для жителей Калевальского района и Костомукши: телевидение впервые пришло в этот край.
1982 г. – 27 мая была получена пробная продукция Костомукшского ГОКа, а через месяц началось его промышленное производство – 2 июля первая партия железорудного концентрата отправился к металлургам Новолипецка. Вскоре вступил в строй цех по производству окатышей и 2 сентября ГОК отправил первый эшелон с окатышами на комбинат Челябинска. Торжества по случаю пуска первой очереди ГОКа состоялись 8 декабря 1982 г. В них приняли участие председатель Совета Министров СССР Н.А. Тихонов и президент Финляндии М. Койвисто.
9 июня этого года прошел первый пассажирский поезд до Костомукши. Это стало возможным после постройки участка дороги Костомукша-товарная и Костомукша-пассажирская и обустройства станции. В расписании движения по Октябрьской железной дороге появился новый маршрут – Петрозаводск-Костомукша.
В этом же году к Дню металлурга был сдан в эксплуатацию Дворец культуры «Дружба», возведенный финскими строителями.
1983 г. – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 апреля рабочий поселок Костомукша преобразован в город республиканского подчинения. Изменения в статусе населенного пункта были обусловлены значительным ростом населения, удаленностью от районного центра – Калевалы, отсутствием между ними надежного сообщения, развитостью промышленного потенциала Костомукши. В ходе подготовки административных изменений обсуждались и иные варианты наименования города – рассматривались такие предложения, как Сампо или Контокки (в начале 1970-х гг. именно последнее название часто использовалось в качестве наименования будущего города).
28 декабря 1983 г. была пущена в строй вторая очередь Костомукшского ГОКа, а через год – 27 декабря 1984 г. – третья очередь предприятия. К апрелю 1985 г. комбинат достиг проектной мощности.
14 декабря 1983 г. учрежден государственный природный заповедник «Костомукшский», который охватил территорию в 476 кв.км., примыкающую к границе с Финляндией. В 1991 г. на базе заповедника "Костомукшский" и пяти охраняемых территорий Финляндии был организован первый в России международный заповедник "Дружба».
1988 г. - в состав Костомукши включена старинная карельская деревня Вокнаволок, а несколько позднее - вновь ожившие в связи с развитием фермерских хозяйств населенные пункты Ладвозеро, Поньгагуба, Суднозеро, Толлорека.
1995 г. – 14 октября епископом Карельским и Петрозаводским Мануилом в Костомукше освящена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В храме имеется старинная икона Николая Чудотворца, которая была написана 150 лет назад на средства известного купца Синебрюхова.
1997 г. – 23 августа состоялось открытие Международного автомобильного пункта пропуска «Люття». В торжественной церемонии приняли участие Председатель Правительства России В.С. Черномырдин и Премьер-Министр Финляндии П. Липпонен.
В этом же году в д. Вокнаволок возвели церковь на месте старой, сгоревшей еще в 1939 г.
2003 г. – открылся музей истории д. Вокнаволок, ставший филиалом созданного в 1981 г. Костомукшского городского музея.
2008 г. - в рамках реализации проекта TACIS состоялось открытие "Дома деревни" в отреставрированном здании школы Вокнаволока. Целью проекта является создание помещений, пригодных для деятельности мастерских (ткацких и столярных), проведения обучающих курсов для местного населения, предпринимателей в сфере туризма, деятельности общественных объединений жителей деревни, организации культурных программ.
Составитель Е.В. Усачева