Печать

1 декабря 1927 г. открылось автобусное сообщение между центром Петрозаводска и железнодорожным вокзалом

. Публикация Декабрь 2022

31Первые попытки организовать движение от Гостиного двора, находившегося в районе пересечения современных проспекта К. Маркса и улицы Куйбышева, и вокзалом, располагавшимся в то время в районе нынешней товарной станции, предпринимались еще в 1918 г., когда частный перевозчик, судовладелец Иван Артемьевич Маминов открыл автомобильную пассажирскую линию на автобусе Бюссинг (Büssing). Однако она просуществовала недолго в связи с недостатком топлива, запчастей и конфискацией автомобиля в пользу государства.

В 1922 г. уже государственное предприятие - Карельское управление местного транспорта (КУМТ) организовало курсирование автомобилей между вокзалом и Гостиным двором. Вскоре после открытия рейсы по перевозке на вокзал пассажиров и багажа на автомобилях были прекращены, так как извозчики, встревоженные появлением на линии конкурента в виде автобуса, резко снизили свои цены.

Лишь к 1927 г. в городе удалось организовать полноценное автобусное движение. Этому немало способствовали 2452работники гаража управления, который возглавлял Павел Александрович Кисловский, а также шоферы Николай Федорович Ильин, Михаил Федорович Ласточкин, Андрей Иванович Мухин, Николай Алексеевич Морозов.

Движение по маршруту Гостиный двор – пр. К. Маркса – пр. Ф. Энгельса – пр. Ленина – шоссе 1 Мая – железнодорожный вокзал было открыто 1 декабря 1927 г. Нововведение было достойно оценено жителями города, стремившимися прокатиться на автобусах. «Успех налицо. Весьма минимальная плата за проезд доступна широким трудящимся массам. Едут по делу, едут и без дела. Садятся только для того, чтобы прокатиться. Многие старики попадают в машину впервые за жизнь» - писала газета «Красная Карелия» 8 ноября 1927 г.

Автобусы выходили в рейс 8 раз в день и работали до 7 часов вечера. Плата за проезд составляла 50 коп. за весь путь следования, 15 копеек за остановку. С 11 декабря 1927 г. автобус курсировал уже до 8 часов вечера в будни и до 10 часов вечера в праздники. Летом маршрут автобуса был продлен до пристани.

Первоначально, пассажиры останавливали автобус поднятием руки в любом месте следования. В июле 1928 г. это правило было отменено и введены обязательные остановки на Комсомольской улице, у Кареллеса и Неглинского кладбища. При этом в приказе Карельского управления местного транспорта особо оговаривалось, что милиционеры, имеющие служебное задание, при необходимости проезда в автобусе, имели право останавливать автобус поднятием руки, а также пользовались внеочередным правом проезда.

Ввиду неоднократных пререканий со стороны пассажиров в связи с невыдачей билетов шоферами гаража, с 28 января 1928 г. была введена обязательная выдача билетов всем пассажирам, пользующимся автомобилями гаража КУМТа, а с 6 сентября 1928 г. введена оплата при входе в автобус, причем кондуктор или шофер, получая деньги, должны были обязательно выдавать билет или чек на проезд.
Городская автобусная линия перестала быть единственной в городе с апреля 1929 г., когда в дополнение к ней была открыта новая автолиния «станция Голиковка – больничный городок  на Военной улице».

Позже в этом же году начала действовать третья линия от станции Голиковка до Гостиного двора. В дальнейшем, автобусы пошли на Сулажгору, Кукковку, Зареку и Перевалку, став одним из неотъемлемых признаков городской жизни в столице Карелии.

Иллюстрации
1. Автобусное сообщение в г. Петрозаводске. Время съемки: 1930-е гг. Автор съемки: Г. А. Анкудинов.
2. Один из первых билетов гаража Карельского управления местного транспорта. 1928-1929 гг.

Top.Mail.Ru