• Главная
  • 2024
  • Яковенко А.О., Карл Гаскойн – основоположник промышленности Донбасса

start2024

Яковенко Андрей Олегович,
главный консультант отдела информации и
использования документов Архивного фонда
Луганской Народной Республики Архивной службы
Луганской Народной Республики (г. Луганск)

Карл Гаскойн – основоположник промышленности Донбасса

Екатерининское время, как продолжение реформаторской эпохи Петра Великого, выдвинуло на передний план политики и экономических преобразований в Российской империи большое количество выдающихся людей. И эти люди были не только русскими. История оставила нам имена знаменитых французов, испанцев, англичан. Все они затягивались в водоворот событий могучим реформаторским духом русских. И в ряду этих знаменитых иностранцев свое место занял и Чарльз Гаскойн, которого в России стали называть на русский манер – Карлом Карловичем.

Чарльз Гаскойн родился в 1739 году в Шотландии. Известно, что его отец, выходец из Франции, служил капитаном британской армии, мать была дочерью лорда из старинного рода Элфинстонов.

Прославившись на родине успешным руководством Карронским заводом в Шотландии, внедрением технических новшеств в производстве и изобретением нового корабельного орудия – карронады, Гаскойн по приглашению императрицы Екатерины II, прихватив с собой части машин, необходимых для производства пушек, а также строительные материалы – каменный уголь, огнестойкий камень, огнеупорная глина, прибывает в Россию. Вместе с ним в Россию приехали и другие работники Карронского завода, включая механиков, химиков и мастеров других специальностей.

Императрица указом от 2 сентября 1786 года назначила Гаскойна руководителем Олонецких заводов и шотландец проявил себя как выдающийся руководитель, изобретатель и новатор производства.

В середине 90-х годов Гаскойн часто ездил на юг России, в Екатеринославскую губернию. По заданию графа Зубова он занимался разведкой месторождений железной руды и каменного угля. Результатом стало строительство Луганского литейного завода, снабжавшего пушками корабли Черноморского флота. До начала 70-х годов XIX в. Луганский литейный был единственным горным заводом на юге России. Огромную роль завод сыграл в годы Крымской войны. Поставки снарядов и пушек из Луганска позволили Севастополю держать оборону лишних шесть месяцев.

В фондах Архивной службы Луганской Народной Республики хранятся документы, подтверждающие, с какой тщательностью и знаниями Карл Карлович подходил к постройке нового завода. Это мы видим в письме Гаскойна Зубову от 16 июня 1795 года (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 3 об.).

Гаскойн уверен, что необходимо прислать английских мастеровых и механиков, которые были с ним на Александровском заводе. Директор просит проявить заботу о них, чтобы был стимул работать, организовать почту и для успешного строительства завода на реке Лугани требует запретить продажу спиртного.

17 июня 1795 года Гаскойн в докладных письмах предоставляет графу Зубову точную сумму для начала добычи угля и учреждения завода (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 4, 4 об.).

Интересна «Краткая записка о предпринятых уже мерах для выполнения Высочайших соизволений касательно новоучреждаемого литейного завода Екатеринославского

Наместничества в Донецком уезде. Реестр Аглинским механикам, с их должностью и жалованием (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 5, 5 об., 6, 6 об., 7, 7 об., 8, 8 об., 9, 9 об., 10, 10 об., 11, 11 об., 12, 12 об., 13, 13 об., 14).

В этой записке, помимо знакомых ему английских механиков и администраторов, Гаскойн требует прислать на строительство завода Смотрителя Кронштадтского отделения, титулярного советника Андрея Пикарона.

Несколько слов о нем. Пикарон Андрей Иванович – родился в 1768 году в Кронштадте, происходил из штаб-лекарских детей, сын штаб-хирурга.

Прибыл на завод в 18 лет (1786 год), имея офицерский чин подпоручика. Надо отметить, что Пикарон был действительно очень талантливым студентом, подающим большие надежды. В 1780 году (ему было 12 лет) он перевел с немецкого научную работу Моисенкова Ф.П. «Минералогическое известие о саксонском рудном кряже». В 1790 году заведовал обучением детей мастеровых в свободные от учебы дни заводским профессиям (это зафиксировано записью в журнале горной экспедиции Олонецкой казенной палаты, за 23 января 1790 года). Преподавал плавиленное и литейное мастерство, а также модельное и машинное, проводя практические занятия непосредственно на заводском оборудовании при Александровском заводе.

В 1791 был командирован в Кронштадт в качестве управляющего литейным отделением Александровского завода. А в 1796 году направлен на строительство Луганского завода. В 1798 году стал суперинтендантом Луганского завода при управляющем Ч. Гаскойне.

В начале 1800-х  Пикарон А.И.  стал статским советником Московского горного правления.

Но столь стремительно развивающаяся карьера была прервана болезнью. В 1805 году Андрей Иванович Пикарон для излечения болезни был уволен «в чужие края». В 1810 году умер в возрасте 42 лет.

К. Гаскойн пишет, что «господина Пикарона дарования и душевные качества только с доброй стороны Директору известны» (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 7 об.).

В своей записке К. Гаскойн проявляет беспокойство о здоровье людей и подробно описывает возможный путь следования мастеровых из Петрозаводска до Царицына по Волге, при этом он учитывает климат и погоду в это время года (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 9, 9 об.).

Планируется отправить с Александровского завода 300 человек наилучших мастеровых для обучения приезжих мастеровых из Липецка. (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 10).

Несмотря на очень пестрый состав мастеровых, которые отправлялись на строительство нового литейного завода на реке Лугань, а ехали на стройку и военнопленные, и крестьяне, отправленные помещиками на завод в качестве наказания, и преступники, К. Гаскойн очень внимательно относится к здоровью будущих рабочих-строителей завода, понимая, что от этого зависит успех всего предприятия. (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 13).

Именно поэтому при заводе сразу начали работать врачи, а в 1798 году на строительство был направлен доктор Иван Матвеевич Даль, отец нашего выдающегося русского писателя, этнографа и лексикографа. В 1799 году И.М. Даль был приведен к присяге русского подданства. (Ф-1. Оп. 1. Д. 134. Л. 4. 7, 9).

Но вернемся на 3 года назад. Логическим завершением всех исследований, расчетов и организационных приготовлений, проведенных К. Гаскойном, становится сначала доклад графа П.А. Зубова императрице Екатерине II, а следом ее указ от 14 ноября 1795 года об учреждении луганского литейного завода. Фактически этот указ о строительстве литейного завода становится началом города Луганска (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 53 об., 54, 54 об., 55, 55 об., 56, 56 об., 57).

С директором завода продлевается уже действующий контракт (Ф-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 60).

Смерть императрицы Екатерины не останавливает строительство жизненно важного для обороны империи завода на реке Лугань и начинается производство снарядов и орудий для Черноморского флота и крепостей на побережье Черного моря.

После восхождения на престол нового императора Павла, К. Гаскойн присягает ему (Ф-1. Оп. 1. Д. 11. Л. 7).

4 декабря 1798 года сын императрицы Екатерины II император Российской империи Павел пишет указ на имя государственного казначея барона Васильева с требованием выделять деньги на нужды производства (Ф-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 18).

И уже 10 декабря 1798 года барон Васильев докладывает директору горных и монетных дел Михаилу Федоровичу Соймонову о выделении денег Гаскойну (Ф-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 17).

Такое же письмо барон Васильев пишет и Гаскойну (Ф-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 13).

Карл Гаскойн был не только родоначальником Луганского литейного завода. Фактически он стал основателем и города Луганска. Он лично проводит планировку первых улиц, названных на Петрбуржский манер, линиями. Кроме того, с его легкой руки на заводе внедрялись новейшие технологии производства того времени.

Благодарные потомки помнят, что благодаря энергии К. Гаскойна Луганский литейный завод стал первым металлургическим предприятием в Донецком бассейне. Завод считается первым металлургическим, горным и машиностроительным предприятием на юге бывшей Российской империи.

В сентябре 1797 года на нем заработала первая воздушная печь, а в апреле 1799 года провели испытание плавки железной руды на каменноугольном коксе в малой доменной печи. Пробный запуск доменной печи № 1 состоялся 4 октября 1800 года, пишет издание Metallurgical and Mining Industry.

Луганский литейный завод стал первым предприятием во всей Российской империи, приступившим к выплавке чугуна на минеральном топливе. Именно здесь на реке Лугани заработала первая домна на каменном угле. Она представляла собой вертикальную печь шахтного типа высотой около 35 метров.

Через несколько лет на Луганском литейном заводе начали изготавливать бытовые изделия, паровые машины и оборудование, отливали памятники и памятные знаки.

Вложения:
Скачать этот файл (Яковенко.mp4)Видео[ ]42833 kB

Печать

Top.Mail.Ru