Сафронова Раиса Петровна,
член правления Олонецкого филиала
КРОО «Генеалогическое общество Карелии» (г. Олонец)
«Трудом и молитвой (интересные находки в ходе генеалогического поиска)»
Изучением своего рода, как ни странно, я занималась с самого детства. Родилась я в г. Олонце. У нас была большая и дружная семья. Она почему-то всегда отличалась от соседей. В доме всегда полно народу, постоянно кипит самовар и рашаются какие-то вопросы. Мама и папа были родом из одной деревни Путилица. Родители мамы – Уваровы Василий Васильевич (он умер в 1954 году еще до моего рождения) и Анна Михайловна были очень гостеприимными людьми. Была такая традиция – каждый вечер пол деревни собирались в доме у Уваровых. Бабушка рассказывала, что дружно пили чай, вязали, вышивали, разговаривали и даже в карты играли двумя колодами. Даже сейчас я знакома с женщиной, которая помнит эти посиделки. Бабушка вспоминала, что ни разу им не удалось самим сходить вечером к кому-нибудь в гости.
Уваров Василий Васильевич (14.01.1887-14.01.1947)
С переездом в город моих родителей, эта традиция возродилась и в городе. Каждый вечер в маленькой комнате меня укладывали спать, задернув ситцевую занавеску. Собирались соседи, кипятился самовар, заваривали индийский чай и за чаем велись интереснейшие беседы о жизни. Вспоминали молодость, смеялись, шутили. Вот так лежа за занавеской, я изучала карельский язык и историю своего рода. Сейчас не могу вспомнить, был ли хоть один вечер без гостей. Папа работал сапожником. Вечерами дома ремонтировал обувь. Соседи, знакомые постоянно ходили к отцу обувь ремонтировать. Мама работала заведующей обувным отделом Универмага. В наше время эта фраза ни о чем не говорит, а тогда… Это море друзей и знакомых, которые тоже были нашими гостями.
В школе моим любимым предметом была история. Когда у меня появились две дочери, они перед сном просили не сказки почитать, а рассказать, как я была маленькой? Постарше, они просили объяснить, почему у папы много родственников, а у меня мало. Уже тогда с ними мы начинали составлять родословную. Но серьезно я занялась этим только после выхода на пенсию, и это стало моим увлечением.
В Олонецком филиале Генеалогического общества Карелии я состою с первого дня его существования. Встречи с интересными людьми, новые знакомства, встреча с родственниками.
Шаханов Николай Владимирович. Тогда ему было уже под 80 лет. Пришел к нам и с увлечением рассказывал о своем роде Шахановых из деревни Тахтасово. Я вспомнила, что моя бабушка, махнув рукой на противоположный берег реки Олонки, говорила: «Там в Тахтасово живут наши родственники». После выступления я подошла к Николаю Владимировичу и спросила, слышал ли он у себя в деревне фамилию Гюттуевы. Он посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Моя мама урожденная Гюттуева, только она очень рано умерла и о ней я мало что знаю». После этого на собраниях мы всегда сидели рядом и очень тепло относились друг к другу. На 80-летний юбилей я подарила Николаю Владимировичу древо рода Гюттуевых на 20 страницах.
На нашей очередной встрече я познакомилась с Ириной Николаевной Ивановой. Выяснилось, что моя мама и её дед были троюродными братом и сестрой. Сын Ирины Николаевны и моя внучка посещали один садик и учились в одном классе. Естественно я поделилась своим открытием. Арсений пришел с возмущением к маме: «Почему Эвелинка врет, что она моя сестра?» Пришлось объяснять. Новоявленные родственники с самого детства были высокими, здоровыми и естественно их всегда ставили в танцах в первую пару. Моя внучка ворчала: «Все девчонки с парнями танцую, только мне все время надо с братом танцевать…».
Мне повезло в том плане, что весь мой род по линии и мамы и папы, а также родственники отца моего мужа были приписаны к одной церкви. Начиная с 18 века все они посещали Собор Святителя Николая Чудотворца. Искать родственников и знакомых в Метрических книгах архива было довольно просто. Одна из ветвей моего рода составляет 11 поколений.
Знакомый нашей семьи однажды поехал со мной в архив. Он просматривал Метрические книги Николаевского собора и ворчал: «Такое впечатление, что Николаевский собор работал только на вашу семью, одни ваши фамилии».
Однажды от своего крестного, маминого младшего брата я услышала тайну (тогда об этом опасно было говорить). Его отец и мой дед - Уваров Василий Васильевич, когда был маленьким, ездил на Валаам. Самым главным там был его дядя. Он описывал трапезную. Вероятно, это были самые яркие воспоминания.
Естественно меня заинтересовал сей факт, но спросить было уже не у кого. С появлением интернета я выяснила, кто был настоятелем Валаамского монастыря в эти годы. Нашла фотографию и расплакалась. Игумен Гавлиил (Гаврилов) был похож на всех маминых братьев и сестер.
Архимандрит Гавриил (Гаврилов)
Свой поиск я начала с Валаамского монастыря. Ответа не получила.
Потом я через знакомых связалась с Валаамским Спасо-Преображенским монастырем в Хейнявеси, Финляндия (Новый Валаам). Но и там мне ничем не помогли.
В Рязани мне посоветовали обратиться на форум «История, культура и традиции». Написала, но ответа не получила.
В наши дни Зарайский уезд Рязанской губернии перешел в Московскую область. Я нашла Метрические книги Зарайского уезда оцифрованные только на 30% и только за 20 век. Поиски результатов не дали.
В интернете нашла несколько статей об Игумене Гаврииле. Из них я узнала, что умер он в г. Алатырь, Республики Чувашия. В 2022 году я написала в Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. Не сразу, но мне дали номер телефона, по которому я могу обратиться. Так я познакомилась с о. Лазарем – благочинным Свято-Троицкого мужского монастыря. О. Лазарь прислал мне книгу о монастыре.
Трудом и молитвой. Алатырский Троицкий мужской монастырь: очерки и документы / Сост. В.Д. Кочетков и др. – Чебоксары: Новое время, 2019. – 200 с.
Треть книги посвящена Архимандриту Гавриилу, которого там помнят и почитают. Готовится к печати вторая книга, которую мы ждем с нетерпением.
А теперь я хочу рассказать о своем двоюродном прадеде.
Родился Архимандрит Гавриил 8 ноября 1848 года в деревне Белыничи Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Во святом крещении был наречен Георгием в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
Детство Георгия до 10 лет прошло в родительском доме, следующие 5 лет он жил в Москве у старшего брата Павла. Затем у другого брата Ивана в Петербурге. Там 15 летнего подростка сразу определили на должность старшего приказчика на винных складах князя Вяземского.
Уже в пятнадцать лет Георгий начал задумываться над смыслом жизни. Георгий пытался поступать в Александро-Невскую Лавру и Троице-Сергиеву пустынь, но везде получил отказ. И вот 21 мая 1866 года Георгий Гаврилов, в возрасте 17 лет, сошел с парохода на землю Валаама. Игумен Дамаскин принял Георгия в монастырь. Как все новички он выполнял тяжелые послушания. Юноше, не привыкшему к тяжелому крестьянскому труду, первое время было очень трудно. Через шесть лет рясофорного послушника Георгия назначили начальником скита Всех святых, а в 1880 году он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1891 году, после смерти игумена Иоанафана II (Дмитриева), был возведен в сан настоятеля Валаамской обители. Будущий настоятель был исконным воспитанником Валаама. Так с 1891 по 1903 год руководил монастырем игумен Гавриил.
Одной из главных задач игумена Гавриила стало завершение строительства нового Спасо-Преображенского собора, устройство иконостасов в нижнем и верхнем храмах, проведение живописных работ.
В иконописной мастерской Валаамского монастыря
Вместе с другими монастырскими живописцами он трудился над росписью верхнего Спасо-Преображенского собора. На сводах церкви им были написаны все херувимы, а также некоторые иконы.
Херувимы в куполе Спасо-Преображенского монастыря работы игумена Гавриила. Предоставлено архивом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря
Херувимы в куполе Спасо-Приображенского монастыря работы игумена Гавриила (фото 2024 года)
При игумене Гаврииле велась роспись и строительство многих храмов. За время двенадцатилетнего правления отца Гавриила были построены каменные церкви островных скитов: в Тихвинском скиту, в Сергиевском, в Германовском, был заложен храм в честь Воскресения Христова. В Москве стараниями купцов Прусаковых и Курниковых было выстроено двухэтажное подворье монастыря (1901). Также Валаамский монастырь получил великолепное подворье и в Петербурге. Число братии возросло с 500 до 1300 человек!
При игумене Гаврииле монастырь становился крупным производителем и поставщиком разнообразной продукции, в частности, Валаам обзавелся лесопильными линиями и рядом молочных ферм под Петербургом, став одним из ведущих поставщиков молочных продуктов в столицу (по некоторым данным, не менее 10% от всех поставок - очень солидная доля).
За один только 1901 год рухольная пожертвовала бедным паломникам обуви и одежды почти на 2000 рублей (в то время огромные деньги!). Беднякам на территории Карелии раздавали овощи, семена, сено. Монастырский доктор обеспечивал лекарствами бесплатно всех приходящих. На рубеже веков на Валааме была организована школа, в которой училось от 200 до 300 детей из бедных семей и сирот, взятых на пропитание.
Личность игумена Гавриила
Посетивший Валаам в начале XX века И.С.Шмелёв в очерке «Старый Валаам» писал об игумене Гаврииле: «Настоящий властитель Валаамский: высокий, крепкий, с умным взглядом добрых и светлых глаз. Говорит неспешно, плавно».
Господь щедро одарил отца Гавриила многими талантами. Редкостную возможность познакомиться с ним и современной ему монастырской жизнью дают два его дневника, которые хранятся в Архиве г. Ульяновска и ксерокопии в Финдяндии в Новом Валааме.
У него был красивый голос, и он имел неплохие музыкальные способности. Одно время он даже управлял братским хором. Особо важным считал отец Гавриил сохранение традиций и практики древнего Валаамского пения, которое на протяжении многих веков устно передавалось из поколения к поколению. Запись же нотных текстов впервые была произведена именно по настоянию отца Гавриила после того, как в 1893 году на остров была привезена фисгармония. Так Промыслом Божиим, вопреки разрыву монастырской традиции на острове, случившемуся в советское время, знаменитые Валаамские распевы не были безвозвратно утрачены и дошли до нашего дня.
Отец Гавриил, как видно из документов, переписывался с ныне прославленным святителем Феофаном Затворником и с семьей великого князя Константина Константиновича.
В итоге Валаам в конце XIX - начале ХХ века отличался не просто сплоченным и крепким духом братии. Он стал настоящей школой и поставщиком кадров для всей Русской Церкви. В помощь из Валаамского монастыря отправлялись не только будущие руководители, но и простые монахи. Так, в малолюдный и бедный Красноярский Знаменский монастырь поехали четверо монахов, в Олонец - пятеро.
Игумен Гавриил с монахами Валаамского монастыря
Обилие любви и тяга к отцовству отца Гавриила выражались еще и в том, что любимым его начинанием стала монастырская школа для сирот и детей бедняков. Дети вносили в монастырскую жизнь определенное беспокойство, и среди братии находилось немало противников, как школы, так и привязанности игумена к детям. О проделках мальчишек отцу Гавриилу доносили довольно часто, однако он почти всегда защищал их.
Критика действий отца Гавриила и перевод его с острова
В сущности, именно эти качества игумена и привели к последующей отсылке его с Валаама. Неоднократные жалобы на слабую дисциплину и слишком мягкое руководство обителью приходили к местному архиерею, тогда еще архиепископу Финляндскому Антонию. Критики, в частности, настаивали, на том, что для игумена монастыря он слишком мягкосердечен и «до непозволительности сочувствует детям». На все замечания отец Гавриил отвечал в духе кротости и снисхождения.
Противоречия достигли предела к 1901 году - моменту закладки на острове большого дока для рыболовецких судов. Многие из братии воспротивились этому, считая новое начинание излишним и происходящим от чрезмерного увлечения игумена строительством. Наконец, в начале 1903 года дело дошло до нового архиепископа Финляндского Николая, реакция которого по этому поводу была категоричной: отстранить отца Гавриила от управления обителью. По всей видимости, на такое жесткое решение в немалой степени повлияли ладожские промысловики и рыботорговцы, интересы которых, появись у монастыря собственная флотилия, всерьез ущемлялись бы.
Распоряжение архиепископа Николая было подписано 6 марта 1903 года. В тот же день Святейший Синод в Петербурге распорядился перевести игумена Гавриила на должность настоятеля монастыря Святой Троицы в городе Алатыре Симбирской губернии с возведением его в сан архимандрита. 3 апреля, в Великий Четверг, отец Гавриил со слезами простился с родной обителью и, испросив прощения у братии, с несколькими спутниками покинул ее навсегда.
Архимандрит Гавриил в Алатыре
Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь середины ХIХ века
Назначение в захудалую провинциальную обитель выглядело как настоящая ссылка и для любого на месте отца Гавриила явилось бы тяжким, даже непереносимым ударом. Почти сорок лет провел он на Валааме, когда-то в молодости дав твердый обет не покидать никогда остров. Теперь Господь попускал ему новый и весьма сложный поворот в судьбе, как оказалось, приведший лишь к вящему удостоверению его зоркости и правоты.
Новый настоятель и его спутники добрались до Алатыря вечером 22 мая. Братия, уже давно и с нетерпением ожидавшая прибытия прославленного на всю Россию Валаамского игумена, собралась для встречи в соборном Троицком храме. Все, разумеется, были наслышаны об успехах отца Гавриила в управлении Валаамским монастырем и искренне надеялись, что с прибытием нового игумена и Свято-Троицкая обитель двинется к расцвету и духовному преуспеянию.
Все до глубины души были тронуты тем, как тепло и проникновенно говорил отец Гавриил с теми, кого видел впервые в жизни, - будто к родным и давно знакомым людям обращался. Это с самого начала расположило всех к новому настоятелю.
За каких-нибудь три года Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь вышел в число первоклассных обителей. В нем появились новые храмы и корпуса, скиты и сельскохозяйственная техника, мастерские и оборудование. Братия, в которой на момент прибытия состояло всего около десятка человек, значительно укрепилась числом и духом.
Не прерывались связи и с родным для отца Гавриила Валаамским монастырем. Там оставалось немало его друзей. Впоследствии же стараниями отца Гавриила малочисленная алатырская братия была пополнена десятью монахами и послушниками с Валаама.
Спустя всего три года, когда жизнь обители, казалось, уже входила в новое благоприятное русло, на долю ее насельников выпала великая скорбь: пожар превратил почти весь Свято-Троицкий монастырь в пепелище. Сгорели дотла все постройки, кроме небольшого пещерного храма. После пожаров такой тяжести часто бывало, что провинциальные обители уже не имели сил возродиться вновь.
Однако отец Гавриил не пал духом. С целью собрать необходимые средства он несколько раз выезжал в Симбирск, Казань, Рыбинск, Москву и Петербург. Трудно представить, какого внутреннего напряжения стоили ему, некогда прославленному, а ныне отставному Валаамскому игумену, уже пожилому и слабому от болезней, эти поездки в присутственные места и просьбы, обращенные к людям, прежде состоявшим с ним в деловых отношениях по Валааму. Обо всем этом отец Гавриил в своем дневнике скажет всего одной скупой строчкой: «Вояж, который был связан со многими неприятностями, становился мне не по силам». Не раз приходилось ему встречать отказы и насмешки, однако он с кротостью переносил эту скорбь. В итоге спустя уже пять лет почти весь комплекс монастырских строений был возобновлен и жизнь обители текла своим обычным чередом. Те, кто посещал ее стены впервые, никак не хотели верить, что на этом месте еще недавно было пепелище.
Несмотря на свои 60 лет, отец Гавриил был все еще энергичным и склонным к инициативе человеком. Таким помнила его братия до того самого дня 6 ноября 1910 года, когда отец архимандрит, совершив днем богослужение в женском монастыре по случаю храмового праздника, к вечеру занемог. Появились обычные при простуде головные боли и озноб. Врач, особенно не беспокоясь, констатировал грипп.
Однако на следующие сутки отец Гавриил почувствовал себя хуже. Блюдя до последних минут монастырский порядок, он нашел в себе силы прийти к обеду в трапезную и благословил братии пищу. Однако он был уже почти без сил. Поддерживая больного, келейники отвели его в спальню. Там архимандрит Гавриил и скончался так тихо, что никто из присутствовавших даже не отметил того момента, когда душа отделилась от тела. Случившаяся немощь оказалась не чем иным, как воспалением легких, которое доктора не определили заблаговременно. И как это часто случается в подобных случаях, старческое сердце не перенесло этой непомерной для него нагрузки...
Отца архимандрита торжественно похоронили к востоку от алтаря главного Троицкого собора. Алатырская братия обратилась с прошением к настоятелю Валаамского монастыря Маврикию с просьбой прислать на могилу батюшки крест из Валаамского красного гранита, чем одновременно увековечить его память в Алатыре и почить тот великий вклад, который внес отец Гавриил в дело процветания Валаамской обители.
Панихида на могиле архимандрита Гавриила. Фото начала ХХ века
Могила Архимандрита Гавриила. Фото 2024 года.
Повествование о судьбе этого удивительного человека остается закончить лишь тем, что в 1997 году честные останки архимандрита Гавриила с хорошо сохранившимися деталями облачения были открыты в ходе восстановительных работ в Алатырском Свято-Троицком монастыре и осмотрены братией. По свидетельству очевидцев, тело отца Гавриила сохранилось в виде чистых костей ровного желтоватого оттенка, что обычно служит свидетельством богоугодной жизни усопшего и благой его участи в вечности.
Сейчас я постоянно поддерживаем связь с о. Лазарем. Поделилась своими планами и попросила благословения. Он благословил и попросил пригласить моих слушателей посетить их монастырь. Проживание и питание бесплатно.