• Главная
  • 2024
  • Рындин С.Н., Фотографические материалы как источник по генеалогии населения Беларуси XIX–начала ХХ вв.

start2024

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рындин Сергей Николаевич,
заведующий отделом научно-исследовательской и
публикационной деятельности
ГУ «Национальный исторический архив Беларуси»,
магистр исторических наук
(г. Минск, Республика Беларусь)

Фотографические материалы как источник по генеалогии населения Беларуси XIX–начала ХХ вв.

Фотографические материалы являются ценным источником для исследователей генеалогии, поскольку позволяют воочию увидеть представителей минувших времен.

На белорусские земли фотография пришла приблизительно в середине XIX в. вскоре после ее изобретения. Старейшая из известных сегодня фотографических мастерских в Беларуси была открыта в г. Минске Антоном Прушинским (1826–1895). Его заведение начало свою работу в 1850 г. в самом центре города на ул. Францисканской (совр. – ул. Ленина). Много лет Прушинский практиковал дагеротипию, а приблизительно в 1858 г. перешел на фотобумагу. Дагеротипы Прушинского не сохранились или пока не обнаружены. Из его работ на фотобумаге наиболее ранней является портрет матери – Розы Прушинской [7, с. 32]. Именно в этом ателье был сделан знаменитый фотопортрет классика белорусской литературы Винцента Дунина-Марцинкевича предположительно в 1861–1862 гг. (слайд 1). В течение следующих десятилетий в связи с ростом популярности фотографии увеличивалось и количество фотографических заведений. Например, в г. Минске в 1880 г. их действовало 4, в 1893 г. – 6, в 1896 г. – 8 [4, л. 150–150 об.; 5, л. 34–34 об., 6, л. 27–27 об.]. В частности, в 1896 г. в Минске открыл собственное заведение Моисей Наппельбаум (1869–1958) (слайд 2), в будущем автор фотопортретов многих знаковых фигур ХХ в. – Владимира Ленина, Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Алексея Толстого, Бориса Пастернака и многих других. Национальный исторический архив Беларуси (далее – НИА Беларуси) хранит ранние, дореволюционные работы этого выдающегося фотопортретиста. В архиве также хранятся работы многих его современников – Григория Миранского (слайд 2), Льва Эпштейна, братьев Янкеля и Ильи (Эльи) Берманов, Израиля (Сроля) Метора, Осипа (Иоселя) Бернштейна, братьев Евеля и Гешеля (Гирши) Гатовских и ряда других фотомастеров. Большинство заведений на территории Беларуси создавалось в 1890–1900-е гг. Причем фотографы работали как в постоянных студиях, так и передвижным способом. Всего к 1904 г. в 34 населенных пунктах Беларуси функционировало 94 фотографических заведения [8, с. 34].

Уроженцы и жители Беларуси не только активно осваивали фотографию, но и внесли вклад в ее техническое усовершенствование. В 1875 г. Владислав Малаховский изобрел и выпустил в продажу прототип современного фотоаппарата. В 1882 г. Сигизмунд Юрковский сконструировал моментальный фотографический затвор, а в 1883 г. – шторно-щелевой затвор, позволявший фотографировать отдельные стадии быстрых движений и процессов [7, с. 32]. Цикл работ, посвященных конструкции фотообъективов, написал уроженец Гродненской губернии, физик и оптотехник Александр Гершун (1868–1915). Им также был опубликован ряд статей о фотографировании солнечной короны. В конце XIX в. Яков Наркевич-Иодко (1847–1905) впервые получил электрографические изображения объектов живой природы. Вклад в развитие аэрофотосъемки внес уроженец Смолевичей (Минская губерния) Гавриил Тихов (1875–1960) [8, с. 36–37]. Ян Булгак написал ряд книг по технике и искусству фотографии.

НИА Беларуси хранит значительное количество фотографических документов XIX – начала ХХ в. – несколько десятков тысяч. Они представлены фотопортретами, снимками отдельных улиц, помещений, фотопанорамами городов и т. д. Большинство фотодокументов относилось к служебным материалам и использовалось в делопроизводстве различных учреждений – органов государственного управления, правопорядка, образования и т. д. Однако этот редкий для данного хронологического периода вид источников труднодоступен для современных исследователей, так как сохранившиеся фотодокументы рассеяны по фондам архива. Именно этим было вызвано утверждение Ученым советом архива в 2016 г. научной темы «Фотографические материалы в Национальном историческом архиве Беларуси». Данная тема ставит своей целью выявление, научное описание и публикацию фотодокументов, хранящихся в НИА Беларуси.

В течение многих лет фотоматериалы НИА Беларуси никак не учитывались и не описывались. Работа над научной темой началась в начале 2017 г. с разработки фондов образовательных учреждений города Минска. Сведения по каждой фотографии, выявленной в ходе просмотра каждого фонда, вносятся в специальную базу данных.

В течение шести лет работы достигнуты значительные результаты. В 2024 г. эта база данных насчитывает около 3800 позиций из 19 фондов НИА Беларуси. Среди них наибольшее количество относится к двум фондам – 466 «Минская мужская гимназия» и 468 «Минская женская гимназия».

Каждый фотодокумент сопровождается аннотацией, содержащей следующую информацию:
1) поисковые данные с указанием номеров фонда, описи, дела и листа;
2) формат;
3) фамилия, имя, отчество сфотографированного лица и краткие биографические сведения о нем;
4) размер (отдельно фотографии и паспарту (бланков)) в сантиметрах (первая цифра – широта, вторая – высота);
5) содержание инскрипций;
6) заголовок документа, к которому непосредственно прилагается фотография, и его поисковые данные (графа «Документ»);
7) место создания с указанием названия фотоателье (если таковое имелось), его владельца и названия населенного пункта, где оно размещалось;
8) примечание, где помещаются сведения об особенностях внешнего вида фотодокумента: наличие печатей, штампов, повреждений, расшифровка подписей должностных лиц и т. д.

Хранящиеся в НИА Беларуси фотоматериалы являются в основном портретными фотодокументами, выполненными в павильонах, парные и групповые фотопортреты пока не выявлены или отсутствуют. У заказчиков был весьма востребован портретный жанр. Это объяснялось не только модой, но и активным внедрением фотокарточек в правовые отношения – фотографию начинали использовать для удостоверения личности. Все хранящиеся в НИА Беларуси фотографии прикладывались к личным делам. Они наклеивались на цветные, часто позолоченные бланки.

Большинство фотодокументов изготовлено в формате визитного портрета, исполнявшего с середины XIX в. функцию визитной карточки (слайд 3, 4). Нередко фотография данного формата наклеивалась на бланк с часто позолоченной надписью на лицевой стороне: «Visite Portrait». Размер снимка вместе с картонной основой-подложкой составлял 6×10 см. Визитный размер (формат) был запатентован французом Андре Диздери (1819–1854). В последующие десятилетия этот формат стал пользоваться большой популярностью в фотопортретном искусстве. Со временем появились десятки фотографических форматов, имевших разные наименования и различавшихся в первую очередь размером [1, с. 343, 348].

На бланках некоторых фотодокументов встречается надпись: «Souvenir». Сувенир-портреты обычно заказывались для дарения на память и по своим параметрам практически не отличаются от визитных портретов (слайд 5).

В начале ХХ в. распространяется новый формат фотобумаги – открыточный, унифицированный с почтовой карточкой. Значительное количество наших фотодокументов относится к формату почтовой карточки (открытого письма, открытки) для почтового сообщения. По сравнению с визитным портретом почтовая карточка отличалась большим размером (9×14 см), отсутствием бланка (паспарту) и характерным для открытки оформлением оборотной стороны (слайд 6, 7).

Отдельные фотодокументы соответствуют формату кабинетного портрета. Этот еще более крупный формат (8×16, 10×10, 10×16) стал популярным в начале 1870-х гг. Он позволял охватить при фотосъемке больше пространства, запечатлеть значительную часть интерьера помещения или вида природы. Фотографии таких размеров широко использовались для украшения жилых комнат, рабочих кабинетов и т. д. [1, с. 344–348] (слайд 8, 9).

Установить исходный формат многих фотопортретов из фондов НИА Беларуси не представляется возможным из-за таких дефектов, как отсутствие бланка или паспарту, обрезка фотодокумента. Некоторые из них имеют сходство с почтовой карточкой, но они приклеены оборотной стороной к листам архивных дел, что не позволяет определить наличие или отсутствие характерных элементов почтовой карточки.

В фондах НИА Беларуси хранятся также фотографии, изготовленные в фотоателье Минска, Витебска, Вильно, Борисова, Брест-Литовска (совр. – Брест), Могилева, Койданово, Люблина, Санкт-Петербурга, Поневежа (совр. – Паневежис), Владимира, Харькова, Кременчуга, Слонима, Юрьева (совр. – Тарту) и многих других городов Российской империи.

В сопроводительной документации сообщается ряд сведений о сфотографированных людях: вероисповедание, сословная принадлежность, место жительства, трудовая занятость и т. д. Например, многочисленную группу материалов образуют документы, которые подавались абитуриентами в учебные заведения. К ним, в частности, относились выписи из метрических книг о рождении (слайд 10). Многие фотографии приклеивались или подшивались к свидетельствам об окончании учебных заведений (слайд 11). В фонде Либаво-Роменской железной дороги хранится около 9 тысяч личных дел железнодорожных рабочих и служащих, многие из которых содержат фотокарточки (слайд 12). Ряд фотографий в фонде Минской мужской гимназии принадлежали лицам, сдававшим в 1914–1915 гг. экзамены на права вольноопределяющегося 2-го разряда. Это объясняется тем, что в Виленском учебном округе прием этих экзаменов был организован только в Минской мужской гимназии (слайд 13).

В фондах архива имеются фотопортреты людей, ставших впоследствии известными и заслуженными. Фото крестьянина Степана Булата (1894–1921) (слайд 14), будущего белорусского политического деятеля и журналиста, прилагается к его прошению директору Минской мужской гимназии от 18 ноября 1912 г. о допуске к экзаменам на звание учителя народных училищ. В 1913 г. аналогичное прошение подавал крестьянин Кондратий Атрахович, который в будущем станет более известен как Кондрат Крапива (1896–1991) – белорусский советский писатель, поэт, драматург и переводчик, литературовед, сатирик, общественный деятель, доктор филологических наук, академик АН БССР (слайд 15). Имеются также фото крестьян Минского уезда Степана Тупеневича и Ивана Ярошевича, сдавших в 1914 г. экзамены на права вольноопределяющихся 2-го разряда. С. Тупеневич (1893–1981) свяжет свою жизнь с биологией, станет доктором сельскохозяйственных наук, профессором (слайд 16). Благодаря ему и его коллегам в период блокады Ленинграда будут сохранены ценнейшие библиотека, коллекции и оборудование Всесоюзного института защиты растений Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина. И. Ярошевич (1895–1937) также пойдет по стезе ученого и будет работать старшим научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института агротехники, землеведения и удобрений в Москве (слайд 17). Его брат Никанор Ярошевич станет первым ректором Белорусского политехнического института. В 1915 г. экзамен на права вольноопределяющегося 2-го разряда сдал новогрудский мещанин Константин Улащик – старший брат Николая Улащика (1906–1986) – историка, археографа, прозаика, переводчика и мемуариста, специалиста по истории Великого Княжества Литовского. Среди учеников Минской мужской гимназии сохранилось фото дворянина Франца Минкевича (1904–1988) – участника Великой Отечественной войны, летчика, Героя Советского Союза (1942) (слайд 18); фельдшерского сына Николая Смольского (1905–1976) – белорусского и таджикистанского биолога, академика АН Таджикской ССР (1951–1976) и АН БССР (1969–1976) (слайд 19); крестьянина Вадима Башкевича (1904–1937) – педагога, государственного деятеля БССР (слайд 20).

Однако работа в данном направлении не сводится исключительно к заполнению базы данных для служебного пользования. НИА Беларуси стремится также и к тому, чтобы материалы были более доступны. Для этого архив реализует серию публикаций «Архивное фото». Каждая часть содержит в себе фотодокументы, относящиеся к деятельности какого-либо учреждения. Первый сборник вышел в 2022 году и был посвящен материалам Минской мужской гимназии. В сборнике представлено и описано 355 фотографий [2]. Очередная книга в этой серии посвящена Минской женской гимназии и содержит информацию уже о 443 фотографиях. На снимках показаны дети представителей всех сословий и вероисповеданий [3]. Следующая часть будет посвящена фотоматериалам уже 6 учебных заведений. И на этом работа с фондами учебных заведений г. Минска будет завершена. Внимание разработчиков плановой темы переключится на г. Витебск. В этих изданиях архив стремится не только показать фотографии с аннотациями к ним. В вводных частях также раскрывается история этих учебных заведений. При этом используются как публикации, так и архивные источники. Наиболее развернутое введение дано в первой книге.

Помимо очерка об истории заведения в нем также и раскрывается становление фотографического дела в мире и на белорусских землях. Задуманная серия сборников фотодокументов призвана способствовать более глубокому и наглядному изучению отечественной истории. Фотография – это наглядная история. Сохранившиеся фотодокументы демонстрируют уровень развития фотоискусства, моду и предпочтения тех времен, показывают выходцев из разных слоев населения Беларуси. Например, из 254 человек, чья сословная принадлежность указана в документах Минской мужской гимназии, 137 были мещанского происхождения, 77 – крестьянского, 24 – дворянского, 7 – купеческого, 5 – из семей почетных граждан, 3 – из семей духовенства, 1 – из казаков, 17 были детьми чиновников. Имеются также сведения о вероисповедании 293 человек: 129 – православного исповедания, 105 – иудейского, 51 – римо-католического, 4 – лютеранского, 3 – мусульманского, 1 – старообрядческого. Естественно, эта статистика не является полной, поскольку не включает людей, чьих фотокарточек нет в архивном фонде. Однако и эти данные отражают пестрый сословный и религиозный состав учеников и лиц, проходивших аттестацию. Безусловно, эти материалы будут ценны и в ходе генеалогических и тематических исследований.

Для изучения отечественной истории XIX – начала XX в. фотодокументы представляют собой весьма ценный и редкий материал. Он может быть полезен как профессиональным историкам, так и всем интересующимся развитием фотоискусства в начале прошлого века, историей образования и культуры Беларуси, генеалогией.

Литература и источники
1. Величко, А.М. Фотографы земли Белорусской, 1850–1918. – Минск: Змицер Колас, 2018. – 351 с.
2. Минская мужская гимназия: фотографические материалы / сост. С.Н. Рындин. – Минск: НИАБ, 2022. – 216 с. – (Архивное фото. Т. 1).
3. Минская женская гимназия: фотографические материалы / сост. С.Н. Рындин. – Минск : НИАБ, 2023. – 252 с. – [Архивное фото. Т. 2].
4. Национальный исторический архив Беларуси (далее – НИАБ). – Ф. 295. Оп. 1. Д. 3396. – Ведомости о фотографических заведениях, находящихся в Минской губ. 20.01.1880–02.05.1881. – 158 л.
5. НИАБ. – Ф. 295. Оп. 1. Д. 5516. – Ведомости о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных магазинах и библиотеках, находившихся в городах и уездах Минской губ. 26.08.1893–28.10.1893. – 37 л.
6. НИАБ. – Ф. 295. Оп. 1. Д. 6251. – Ведомости о фотографиях, типографиях, книжных магазинах и библиотеках, находившихся в городах и уездах Минской губ. 22.08.1896–30.09.1896. – 62 л.
7. Савченко, Н.И. В объективе – история // Фотомагия. – 2008. – № 1. – С. 32–35.
8. Фотография: энциклопедический справочник / редкол.: П.И. Бояров, В.Д. Лобко [и др.]. – Минск: Беларуская энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 1992. – 399 с.

Печать

Top.Mail.Ru