• Главная
  • 2024
  • Гаращенко Г.П., Женское наследие в генеалогии великой личности. Преемственность поколений в родословной митрополита Готфейского и Кафайского Игнатия

start2024

Гаращенко Галина Петровна,
учитель русского языка и литературы, учитель-методист
МБОУ «Средняя школа № 47 г. Мариуполя» (г. Мариуполь)

 

Женское наследие в генеалогии великой личности. Преемственность поколений в родословной митрополита Готфейского и Кафайского Игнатия

Недавние события, связанные с проведением Специальной Военной Операции на Украине, привлекли внимание мировой общественности к Мариуполю – городу на побережье Азовского моря и названному в честь Пресвятой Богородицы – Девы Марии. Покровителем города является святитель Игнатий – греческий митрополит, итальянский аристократ, святой Русской Православной церкви. Личность святителя Игнатия (в миру Иакова Гоззадини) сформировалась под влиянием ряда обстоятельств: стать Моисеем для 30 тысяч крымских греков и, заручившись поддержкой императрицы Екатерины II, вывести их на территорию православной Империи, – такую политическую проблему решить мог незаурядный и дальновидный деятель. Именно поэтому образование, воспитание, родословная митрополита вызывают не только общественный интерес, но и становятся объектами исследования учёных различных направлений – генеалогии, ономастики, антропонимики, патристики.

Краткая историческая справка сообщает нам, что митрополит Игнатий родился в аристократической итальянской семье на греческом острове Китнос. Монашество принял на Афоне, был поставлен на Крымскую кафедру митрополитом Готфейским и Кафайским. Как руководитель, получивший христианское образование на Афоне, святитель Игнатий столкнулся с фактами религиозной и национальной амнезии: греки-колонисты не знали основ православной веры, общались на двух наречиях – апла и татарско-турецком, в выборе веры руководствовались соображениями выгоды.

Совершив несколько визитов к Российской императрице, митрополит получил следующие обещания: защиты греков на пути следования, предоставления мест поселения, определённых льгот (отсутствие крепостного права, воинской повинности, налогов). 23 апреля 1778 года в пещерном храме Свято-Успенского скита была произнесена проповедь, ставшая благословением Владыки на исход греков. В августе, собрав урожай, под прикрытием войска А.В. Суворова, греки покинули Крым, чтобы сохранить свою национальную и религиозную идентичность.

В дискурсе этого уникального события, подобного исходу евреев под водительством пророка Моисея, возникает закономерная потребность рационального осмысления и идеологического оформления связи и преемственности поколений в родословной митрополита. Иными словами: кто он и где его корни? Изучая генеалогическое древо святителя, невольно удивляешься символическому оформлению рода, яркое место в котором принадлежит первой женщине—преподавателю университета в Болонье, профессору права Беттисии Гоззадини.  

Сведения об этой выдающейся женщине-ученом содержатся в труде Каролины Бонафеде «Биографические заметки и портреты выдающихся болонских женщин». Книга была издана в 1845 году, в типографии Софри в Спадери.

Автор посвящает и адресует свой труд «добрым молодым людям из Болоньи» и представляет выдающихся болонских женщин как пример для подражания: «Я считаю, что ни один другой город, подобный вашему, никогда не мог похвастаться таким огромным количеством женщин, пользующихся благосклонностью муз, художников, скульпторов, музыкантов, тех, кто хвалился славой в тех суровых дисциплинах, которые, кажется, являются исключительным наследием Мужчины» [1].

Отдавая должное божественному предназначению женщины – быть мудрой женой и неутомимой матерью, госпожа Бонафеде справедливо замечает, что это, скорее, обязанность, а не заслуга, так как это для женщины предусмотрено «с пелёнок». Тем более высоких похвал заслуживают представительницы слабого пола, посвятившие себя наукам и искусствам, потому как «девиц от этого удаляют в любое время и в любом месте» [1].

Первая глава исследования посвящена доктору права, первой женщине-преподавателю ВУЗа Беттисии Гоззадини.

Беттисиа Гоззадини (Bettisia Gozzadini) происходила из древнего дворянского рода. Известны имена её родителей – Амадоре Гоззадини и Аделасия де Пегалотти, которые не препятствовали дочери в постижении наук. Отец рекомендовал девушке изучение не только греческого, но и латинского языков, чтобы «искать идеи, которые учёные черпают из этих языков» [3]. Сохранившиеся скудные сведения доносят нам, что Беттисиа не только преуспевала в учёбе, но и в подростковом возрасте носила мужскую одежду. Вероятно, это было вызвано желанием посещать государственную школу и ничем не отличаться от остальных обучающихся.

Государственную школу сменяет Болонский университет, основанный за 121 год до рождения Беттисии (в 1088 году). На тот момент в нем обучалось около 10 тысяч студентов. Учебное заведение славилось преподавателями, в том числе, именами Джакомо Бальдавино и Танкреди Арчидьяконо (последнему даже было дано поручение реорганизовать Болонский университет). Именно эти учёные, восхищённые способностями Беттисии, посоветовали ей посвятить себя изучению права. Известный юрист и писатель Одофредо, заметивший хорошие манеры девушки и её ораторский талант, побудил её получить докторскую степень. Это событие произошло 3 июня 1236 года: Беттисиа получила высшую степень в области права в результате единогласного голосования всех собравшихся для этого университетских светил.

Несмотря на успех, первое время Гоззадини вынуждена была проводить занятия у себя дома: 30 учеников слушали её лекции из-за ширмы (Беттисиа не хотела смущать студентов); и только через два года ей была предоставлена кафедра в Болонском университете. Произошло это благодаря настойчивым просьбам учеников и ходатайству епископа Энрико Далла Фратта. Пройдёт несколько лет, и благодарность Беттисии епископу Энрико выразится в составленной ею надгробной речи. Именно Гоззадини была выбрана как самая достойная кандидатура для последнего слова: Беттисиа продемонстрировала изысканное красноречие, в котором отдавала должное честности и мужеству пастыря. Епископ защищал свою паству от «иностранного высокомерия» и умел «внушать ужас извращенцам» (). Не забыта была и благотворительность Энрико: он смог изыскать средства, чтобы помочь жертвам землетрясения 1222 года и умирающим от голода в 1227 году. Необходимо отметить, что профессор права опережала время и владела технологиями публичного выступления. Для упомянутой надгробной речи Гоззадини надела костюм вдовы и поднялась на специально созданную для этого выступления трибуну (что не предусматривалось обрядом отпевания). Впоследствии это выступление было названо возвышенным произведением; отмечалось также, что послушать надгробную речь пришло «большое количество выдающихся деятелей и огромная толпа народа».

Исследователи биографии Беттисии отмечают её глубокое религиозное чувство, патриотизм и верность идеалам науки. Деятельность Гоззадини воодушевила многих достойных женщин следовать её примеру: в Болонском университете преподавали Лаура Басси, Мария Гаэтана Аньези, Маддалена Буонсиньори, Мария Заламбани…

2 ноября 1261 года Беттисиа Гоззадини погибла во время наводнения вместе с четырьмя студентами и двумя женщинами, которые были с ней. Сразу же были закрыты школы в Болонье в знак траура; прощание проходило при большом стечении народа. На палец Беттисии было надето кольцо магистериума как знак служения науке…

В судьбе каждого великого человека всегда можно установить «женский след»: в благородном смысле – это то влияние, которое оказано на личность и сообщившее этой личности величие.

Отмечая тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка, мы не можем умалить роли простой крестьянской женщины Арины Родионовны Матвеевой в познании поэтом народной речи как основы литературного языка. Но не меньшую роль в формировании русского сознания поэта сыграла бабушка Мария Алексеевна. И здесь возникает вопрос женского наследия в родословной: это прежде всего генетический код, сообщённый потомкам, образец земного пути. В судьбе святителя Игнатия Мариупольского, в его родословной также была женщина, в личности которой были соединены лучшие качества носительницы рода: религиозность, целомудрие, любовь в родной земле и общественное служение.      

Список источников
1. https://it.wikisource.org/wiki/Autore:Carolina_Bonafede
2.https://web.archive.org/web/20141214163013/http://www.memo.fr/Dossier.asp?ID=1229
3.  Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://eu.m.wikipedia.org/wiki/Bettisia_Gozzadini

Фото Мариуполя

001r 002tr 003q
004u



 

 

 

005j

 

 

006rj

 

 

 

 

007ir

Вложения:
Скачать этот файл (Гаращенко.mp4)Видео[ ]333340 kB

Печать

Top.Mail.Ru