• Главная
  • 2023
  • Крипатова Ю.И., Иванова А.А. «Документы по личному составу организаций из фондов Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге как источник для генеалогических исследований»

21092023

Крипатова Юлия Игоревна,
директор ГКУ «Ленинградский областной
государственный архив в г. Выборге» (г. Выборг),
Иванова Алина Александровна,
начальник отдела публикаций и научного использования
документов ГКУ «Ленинградский областной
государственный архив в г. Выборге» (г. Выборг)

 

«Документы по личному составу организаций из фондов Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге как источник для генеалогических исследований»

Сегодня стремление узнать больше о прошлом своей семьи, изучение родословных, становится все более распространенным явлением. Этому способствуют, в том числе, оцифровка архивных документов и возможность удаленного доступа пользователей к письменным источникам с помощью официальных порталов архивов.

Вместе с тем, у генеалогии и архивоведения тесная связь. Поскольку в практической деятельности архивисты постоянно обращаются к генеалогии не только при исполнении запросов, но и при работе с документами личного происхождения, описании личных и семейных фондов и создании различного рода баз данных.

В настоящее время в Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборге (далее - ГКУ ЛОГАВ) существует шесть тематических баз данных, из них четыре будут особо интересны с точки зрения поиска информации по генеалогии: «Генеалогия», «Жители блокадного Ленинграда», «Лишенные избирательных прав в 1918-1936 годах» и «Метрические книги». Подробнее базах данных мы рассказали в прошлом году на V Международной научно-практической конференции «Архивы и генеалогия» в докладе «Базы данных информационных систем «Архивы ЛО» – источник информации для генеалогических исследований». Сегодня же речь пойдет о документах по личному составу организаций из фондов ГКУ ЛОГАВ.

Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге -  несомненно кладезь для исследователей и генеалогов. Архив ежегодно отмечает увеличение числа исследователей читального зала и количества тематических запросов, направленных на поиск биографической и генеалогической информации. Цели таких исследований различны. В их числе:

1. Составление генеалогического древа;
2. Составление истории (хроники) рода;
3. Розыск конкретных родственников, сведений о них;
4. Доказательство происхождения конкретного лица (заявителя или его родственника(ов)), происхождения фамилии.

Однако, сложность поиска информации зависит не только от целей и даже объема необходимых сведений, но и от количества имеющейся информации на момент поиска. Поэтому, прежде чем искать ответ в архивных документах, необходимо провести собственное расследование. Даже маленькая деталь или заметка может стать ключом к раскрытию новых глав в истории семьи.

Биографическая1 и генеалогическая2 о человеке фиксируется на протяжении всей его жизни разными государственными, общественными и иными организациями. На помощь отделу использования документов по исполнению запросов ГКУ ЛОГАВ нередко приходят именно фонды ликвидированных организаций, в которых содержится информация о служащих и их трудовом стаже.

Всего в Ленинградском областном государственном архиве насчитывается 3402 фонда (1 317 279 единиц хранения), из них 767 по личному составу ликвидированных организаций. Источником информации являются личные карточки, анкеты и личные дела работников; в которых содержатся автобиографии, характеристики, заявления, удостоверения и иные документы, характеризующие правовую, трудовую и служебную деятельность работников организации. В большинстве своем, в документах представлены такие сведения, как:
1. ФИО сотрудника;
2. Дата рождения;
3. Место рождения;
4. Профессия и должность;
5. Даты приема на работу и увольнения;
6. Сведения о карьерных изменениях;
7. Семейное положение;
8. Данные о семье (супруги/супруги, дети).

Проанализируем некоторые из наиболее часто встречающихся документов по личному составу на наличие сведений относительно представленного списка.

Особую ценность для генеалогических исследований представляют анкеты. В 1920-х годах, когда анкеты только вводились, сотрудники организаций довольно честно указывали свое сословное происхождение, род занятий родителей и службу в армии. Эти анкеты просто клад для генеалога, поскольку в них, как правило, представлены сведения о родственниках, а сама информация написана лично рукой сотрудника.

Документ:

011. Анкета Верещагина М.Я. 20 января 1931 г. ЛОГАВ. Ф. Р-3463. Оп. 1. Д. 183. Л. 11-11об.

К концу 1920-х документы по личному составу начали унифицировать; количество анкет сократили. Появился новый вид документа - трудовые списки, который включал меньше сведений. Их заполняли работники отделов кадров на всех служащих учреждения, зачисленных на постоянную работу. При переходе в другое учреждение трудовой список, как правило, выдавался ему на руки для предъявления по месту работы. Трудовой список состоял из двух разделов. В первом разделе помещались общие сведения о служащем, во втором – изменения его служебной деятельности. Присутствовали там партийность, социальное положение, образование, профессия и сведения о военном учете.

В начале 1930-х личные карточки служащих организации являлись одним из наиболее популярных источников генеалогической и биографической информации. В них было систематизировано и отражено большое количество данных, которые сегодня могут быть полезными при реконструкции жизни служащего и выявлении родственных связей, соответственно.

К основным категориям информации следует отнести: основные биографические данные (ФИО сотрудника, дата и место рождения, национальность), образование и профессиональный опыт (уровень образования, специальность и квалификация), семейное положение и данные о семье, информация о местах проживания и участиях в мероприятиях и событиях.

Документы:

02
1. Личная карточка рабочего строительно-монтажного треста Свирьстрой-2 И.Н. Грошева, принимавшего участие в восстановлении Волховской ГЭС. 1943 г. ЛОГАВ. Ф. Р-4607. Оп. 8. Д. 173. Л. 58-58 об.

03

2. Личная карточка заведующего кладовой Петросовета Монахова С.Ф. 24 июня 1921 г. 232х201 мм. ЛОГАВ. Ф. Р-3550. Оп. 3. Д. 106. Л. 136-136 об.

С самого начала создания советского государственного аппарата возникла практика ведения личных дел3 на служащих и руководящих работников (так называемых номенклатурных работников).
Состав документов личного дела за советский период претерпел значительные изменения. Если 1920-е - начало 1930-х гг. характеризовалось большим разнообразием анкетных форм и количеством содержащихся в них вопросов, то к концу 1930-х гг. сформировался в основном стабильный комплекс документов по кадрам, включающий такие виды документов как личный листок по учету кадров, дополнение к личному листку, которые заменили анкету и анкетный лист, заявление (о приеме, переводе, отпуске), характеристика, автобиография, приказ, выписка из приказа, распоряжение, справка-объективка.

К концу 1950-х гг. некоторые формы были распространены на все категории служащих, на которых заводились личные дела. Однако личные дела по составу документов и содержащихся в них сведений отличались друг от друга. Это зависело от занимаемой должности, трудового стажа в данном учреждении, организации, предприятии, перемещений по службе в пределах ведомства, трудовой и общественной активности, личных качеств лица, на которое заведено дело, четкости работы кадровой службы и т.д.

Личные дела сотрудников организаций, хранящиеся в фондах ГКУ ЛОГАВ, содержат такие документы как:

1. Личный листок по учету кадров. В данном документе фиксировались демографические сведения (Ф.И.О., пол, год рождения, место рождения), данные социально-политического характера (социальное положение и происхождение, партийность, участие в профсоюзах, участие в выборных органах и т.д.), сведения об образовании, отношение к воинской службе, а также семейное положение и данные о семье.

Документ:

04

Личный листок по учету кадров Салакова В.И. 8 октября 1947 г. ЛОГАВ. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 103. Л. 1-1об.

2. Автобиография. Данный вид документа включает разнообразную информацию, в том числе, о дате и месте рождения, образовании, трудовой деятельности, семейном положении и месте жительства. Особенно ценны автобиографии, написанные в период Великой Отечественной войны, которые отражают тяжелые обстоятельства времени. Почерк в автобиографии может раскрывать характер и грамотность человека. Записи часто создавались собственноручно, но неграмотные люди иногда просили помощи.

Автобиографии, написанные при трудоустройстве, являются ценными источниками для исследований, предоставляя данные о жизни и личности человека.

Документ:

05

Автобиография Салакова В.И. [1948 г.]. ЛОГАВ. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 103. Л. 3-3 об.

3. Заявления. В личных делах обязательно хранятся заявления граждан, написанные как при трудоустройстве и увольнении с организации, так и в процессе работы. В данном случае, перед нами заявление Василия Ивановича с просьбой дать ему отпуск, в связи с необходимостью лечения. Данный документ представляет особый интерес, поскольку: написан и подписан собственноручно служащим, а также в нем отражены населенные пункты, в которых он бывал.

В рамках генеалогии заявление трудно назвать содержательным, однако при изучении биографической информации Василия Ивановича любые данные о его жизни будут несомненно важны.

Документ:

06

Заявление В.И. Салакова. 13 ноября 1947 г. ЛОГАВ. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 103. Л. 6.

4. Характеристика. В личных делах хранятся характеристики с предприятий, с институтов и училищ. По характеристике можно образно представить человека, каким он был, и что о нем говорили товарищи, однокурсники, руководители, преподаватели. Отношение к учёбе, как проявлял себя в общественных мероприятиях, чем увлекался в свободное от работы время, как относился к работе и продвижению по карьерной службе.

В характеристике прописываются полностью ФИО, дата рождения, с какого года работает(ал) на данном предприятии.

Случается найти и такие ценные для генеалогических исследований документы, как например:

Паспорт. Данный документ выдан сотруднику Петроградской губернской потребительской коммуны («Петрогубкоммуна») в 1916 году Львову Ивану Николаевичу. В нем отражены такие сведения, как: вероисповедание, дата рождения, профессия, семейное положение, состав семьи и отношение к воинской повинности. При неграмотности предъявителя описывалась его внешность: рост, цвет волос и особые приметы, что могло быть полезно для идентификации.

Данный документ также назывался «паспортом переселенца» или «временным паспортом», так как он предоставлял право на переезд в другие населенные пункты Российской Империи на срок до года. По требованию, можно было получить отсрочку на определенный срок, и информация об отсрочке фиксировалась в графе «Отсрочка».

Документ:

07

Паспорт, выданный И.Н. Львову, об увольнении в разные города Российской Империи на один год. 29 октября 1916 г. 238х305 мм. ЛОГАВ. Ф. Р-3550. Оп. 4. Д. 25806. Л. 1-1об.

Выписка из домовой книги для проживающих в доме. Выписка встретилась нам в личном деле сотрудника так же состоящего на учете Петроградской губернской потребительской коммуны («Петрогубкоммуна»). Она предоставляет следующую информацию: ФИО, дата и место рождения, звание и сословие, наименование совместно живущих членов семьи, вероисповедание.

Информация, отраженная в выписке из домовой книги, предоставляет дополнительные детали о жителях дома, помогая в учете их характеристик и статусов.

Документ:

08

Выписка из домовой книги Ф.А. Михайлова. [Май 1919 г.] 165х219 мм. ЛОГАВ. Ф. Р-3550. Оп. 4. Д. 28320. Л. 12-12об.

При подготовке доклада использовались документы по личному составу различных организаций, в их числе:
1. Р-138. Приморская судостроительная верфь Ленинградского государственного рыбопромышленного треста «ЛЕНРЫБА».
Судоверфь была организована в мае 1947 г. на базе незаконченного строительства с задачей производства моторных рыболовных судов с одновременным продолжением строительства производственных цехов. Располагалась в г. Приморск Ленинградской области.

В фонде содержатся документы за 1947-1951 гг., в том числе: приказы треста «ЛЕНРЫБА» и по судоверфи, штатные расписания, сметы, лицевые счета рабочих и служащих, личные карточки, листы по учету кадров, биографии, заявления и характеристики личного состава.

2. Р-3550. Петроградская губернская потребительская коммуна («Петрогубкоммуна») и её части.
Петроградская потребительская коммуна, кооперативно-хозяйственная организация (зарегистрирована 25.09.1919 г.), ведавшая снабжением города продуктами и промтоварами, занималась заготовкой, производством и распределением продуктов. Располагалась в г. Петроград.

В фонде содержатся документы за 1917 – 1923 гг. Четыре из пяти описей фонда – документы по личному составу.

3. Р-4660. Управление народного образования Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов.

Отдел народного образования был образован 1 октября 1927 года на основании приказа №111 (п.1) от 30 сентября 1927 года по Ленинградскому губернскому отделу народного образования. Облоно осуществлял общее руководство работой местных органов народного образования и просветительских учреждений города Ленинграда и области.

В фонде содержатся документы за сентябрь 1927 г. - декабрь 1991 г. Двадцать шесть из двадцати семи описей фондов – документы по личному составу.  

4. Р-4607. Каскад Свирских гидроэлектростанций открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго».

Каскад Свирских ГЭС № 2 образован 1 июля 1955 года на основании приказа Министерства электростанций и электропромышленности СССР от 24 марта 1955 года из слияния Нижне-Свирской ГЭС №9 и Верхне-Свирской ГЭС № 12. Работы по сооружению гидроэлектростанции проводились Свирским строительным управлением во главе с академиком Г. О. Графтио.

В фонде содержатся документы за 1928 - 2005 гг. Всего 10 описей из них 3 по личному составу.

Представленные сегодня фонды это лишь крупица от всего объема, что хранится в ГКУ ЛОГАВ. Фонды архива постоянно пополняются новыми документами и материалами.

На данный момент в ГКУ ЛОГАВ существует 138 источников комплектования:
1. Государственная форма собственности (федеральная) – 21;
2. Государственная форма собственности (областная) – 87;
3. Негосударственная форма собственности – 30.

Включение в данный список дает возможность собрать, правильно сформировать и передать в архив документы организаций региона, которые будут доступны и полезны и будущим поколениям исследователей. Через несколько десятков лет они также будут использоваться при поиске генеалогической информации, позволяя людям продолжать изучать свою семейную историю и историю своего региона.

Документы по личному составу организаций, вне зависимости от цели их создания, места, времени и авторства, содержат информацию, которая позволяет нам ближе знакомиться с нашими предками, их жизнью и карьерой, а также воссоздавать историю наших семей.

_______________________________________________________________________________
1. Биографическая информация – информация о жизни и деятельности одного лица.
2. Генеалогическая информация – информация, позволяющая восстановить родственные связи, историю рода.
3. Личное дело работника - документы, отражающие сведения о работнике и его трудовой деятельности

Печать

Top.Mail.Ru