• Главная
  • 2023
  • Суркова Ю.А., Метрические книги камчатских церквей как источник информации о населении Камчатки XIX - начала XX вв. на примере Нижнекамчатской Успенской церкви

21092023

Суркова Юлианна Алексеевна,
главный архивист отдела публикации и
использования документов
ГАФ РФ КГКУ «Государственный архив
Камчатского края» (г. Петропавловск-Камчатский)

Метрические книги камчатских церквей как источник информации о населении Камчатки XIX - начала XX вв. на примере Нижнекамчатской Успенской церкви

В последнее время в Государственный архив Камчатского края все чаще поступают запросы на информацию генеалогического характера.

С одной стороны - это интерес к истории своей семьи и рода, осознание собственных исторических корней. С другой, желание заявителей доказать свое «камчадальство», вступить в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера и приобрести соответствующие льготы.

Большую ценность метрические книги представляют для исследователей-краеведов, изучающих историю нашего полуострова. По мнению Сергея Вахрина, автора книг о происхождении камчатских фамилий, «история любой камчатской династии — это, в конечном итоге, история Камчатки». Книга - альбом Сергея Ивановича Вахрина «Тайны камчатских имен. Курильцы, Камчадалы, тунгусы» рассказывает об истории происхождения камчатских фамилий и их современных носителях. Книга «Камчатка – Россия – Мир. 325 лет вместе с Россией» о людях, оставивших наиболее значимый след в истории не только Камчатки, но и России и мира. Потомки этих людей и сегодня живут среди нас. Они – живая история Камчатского края. Истории этих семей Сергею Вахрину удалось разыскать и в Государственном архиве Камчатского края, работая с архивными документами.

Метрическая книга помогает в изучении христианской истории нашего края. История православия на Камчатке началась в начале XVII века. Границы Российской империи неуклонно расширялись на север и восток, прирастая все новыми неисследованными землями. Расширяя географическое пространство Российского государства, первопроходцы осваивали новые земли и прокладывали торговые маршруты. Сопровождаемые миссионерами Русской Православной Церкви они соединяли разрозненные этносы северных народов в единое братство, освещенное православной верой.

Основные направления исследований Натальи Александровны Татаренковой (Действительного члена Русского географического общества, с 2016 г. - начальника отдела сохранения историко-культурного наследия Командорского биосферного заповедника) — это генеалогия командорских алеутов, их материальная и нематериальная культура, история заселения командорских островов. На страницах книги «Топонимы командорских островов» размещен большой объем разнообразной информации, исторических фактов.

В скором времени будут опубликованы «Петропавловские хроники» Сергея Витальевича Гаврилова, автора многочисленных книг об истории Камчатки. Материалом для написания книг стали метрические книги Петропавловского собора, находящиеся на хранении в Государственном архиве Камчатского края.

В Государственном архиве Камчатского края содержатся архивные документы, которые могут быть полезны в поиске генеалогической информации. Это метрические книги камчатских церквей с 1849 по 1925 гг., в которых содержатся сведения о рождении, смерти и бракосочетании, брачные обыски, исповедные росписи. К сожалению данные документы поступили в ГАКК КГКУ не в полном объеме. Документы ранее 1885 г. находятся на хранении в Российском Государственном историческом архиве Дальнего Востока. Также часть метрических книг не сохранилась и не была передана в архив на хранение.

Изучая метрические книги Камчатских церквей можно более полно представить исторические события, а также получить информацию о людях, населявших Камчатку в ХIХ - начале ХХ вв. Составить характеристику населения, получить ценнейшую информацию о половозрастной, социальной и брачной структуре населения. Узнать место проживания, занятия жителей.

На Камчатке метрические книги велись до начала 20-х гг. ХХ в. Затем регистрация рождения, бракосочетания и смерти из ведения церкви была передана государственным службам. 8 января 1925 г. в составе Камчатского Губревкома был организован Административный отдел, куда вошло губбюро ЗАГС.

Основной работой ЗАГСов был учет всех изъятых из церквей метрических книг и других архивных материалов, перерегистрация их, регистрация пропущенных случаев рождения и смерти с момента организации ЗАГС в губернии, а также родившихся после Октябрьской революции и почему-либо не зарегистрированных.

В данной работе проанализируем метрические книги Нижнекамчатской Успенской церкви как источнике информации о населении Усть-Камчатского района.

Многие связывают зарождение православия на Камчатке именно здесь. В судьбе Нижнекамчатска отразилась непростая история освоения Дальнего Востока. В XVII в. русские казаки-землепроходцы стали первыми исследователями этих земель. Их прибытие было связано с практическими задачами: узнать, что представляет собой край, построить тут остроги, чтобы укрепить восточную границу России.

Нижнекамчатский острог был основан в 1697 г. Владимиром Атласовым. Он нашел место у реки Еловка, что впадает в реку Камчатка и поставил несколько деревянных сооружений. Через несколько лет зимовье перенесли ближе к Горелой сопке (Ключевской вулкан), затем острог опять переехал ниже по реке. Став одним из самых крупных острогов камчатки, он служил перевалочной базой для экспедиций, направлявшихся в Тихий океан и на Аляску. Так, в 1728-1729 гг. именно здесь базировалась Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. Отсюда начиналось промысловое освоение Алеутских островов и Аляски, вошедших в историю планеты под именем Русской Америки.

В 30-е годы XVIII в. была построена первая в остроге Успенская церковь. Позже начался перенос поселения на левый берег реки Радуги, так как правый берег постоянно подтоплялся наводнениями, губительно действовали вулканические толчки и все здания начали постепенно гнить и разрушаться. Церковь тоже перестраивали.

Особую ценность представляет Успенская церковь, построенная в 1860-е годы. Это единственная на полуострове историческая реликвия. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, являющаяся колыбелью русского православия в Русской Америке. Богослужения в ней совершались до 1920-х годов. Затем церковь была разграблена. Впоследствии в ней размещались склад, сарай, мастерская, клуб и даже содержались упряжные собаки.

В 2012 г. была проведена большая реставрационная работа. Успенская церковь была полностью отремонтирован.

Сейчас храм располагается в нежилом месте, но так как он входит в комплекс историко-культурного наследия, здание бережно охраняется.

Возле Нижне-Камчатска (современное название) позже появилась деревня Ключи. Основное население долины реки Камчатки было русским. Фамилии, встречающиеся в метрических книгах Нижнекамчатской Успенской церкви — это фамилии прибывших на Камчатку русских крестьян, казаков, промышленников, обживающих восточные окраины Российской империи.

Просматривая записи, сделанные в метрических книгах Нижнекамчатской Успенской церкви за 1850-1925 гг., можно увидеть, что прихожанами являлись жители Нижнекамчатского, Камаковского и Усть-Приморского селений. Первые два поселения возникли в ХVIII в. и просуществовали до середины ХХ в., а в 1968 году были исключены из списков населенных пунктов Камчатской области. Усть-Приморское селение с 1890 года стало называться Усть-Камчатском и в 1926 году приобрело статус административного центра Усть-Камчатского района.

Мужское население Нижнекамчатского селения занималось, в основном, сельским хозяйством, потому что абсолютно во всех записях в метрических книгах значится «крестьянин Нижнекамчатского селения» и дальше указывается фамилия, имя и отчество мужчины. В Камаковском же селении проживали исключительно камчадалы — коренное население, ведущее привычный для местных людей образ жизни. В Усть-Приморском поселении располагался Усть-Камчатский казачий отряд и при прочтении записи «казак  Усть-Камчатского казачьего отряда» или «кантонист того же отряда», становилось понятным, что речь идет о жителях Усть-Приморского села.

Ежегодно, согласно записям, в этих селениях рождалось от 13 до 30 малышей, причем во второй половине ХVIII века цифра родившихся за год не превышала 21 ребенка, но с 1902 года количество новорожденных  насчитывалось не менее 20 ежегодно.

Как правило, дата записи о рождении ребенка совпадала с датой крещения. Нарекали новорожденного чаще всего именем по святцам, причем священник Геронтий Коллегов не проявлял излишней фантазии — имен типа Сиклитикии, Протасии, Хрисанфа или Стратилата в этих записях нет.

Встречаются записи о принятии православия иностранцами. Например, в январе и феврале 1922 года японские подданные Накаки, Судзуки, Цуция и Накаями, проживавшие в Усть-Камчатске, проповедавшие буддизм, при смене веры были наречены Андреем, Василием, Иоанном и Василием соответственно.

Статистика смертей схожа с данными о рождении: если до 1899 года регистрировалось ежегодно от 4 до 20 умерших, то начиная со следующего за ним года, указывались данные в диапазоне от 15 до 24 человек. А вот в 1899 году было зарегистрировано самое большое количество умерших — 47 человек, но узнать причину высокой смертности сложно, т. к. в метрических книгах

Нижнекамчатской Успенской церкви в основном указывались две причины — это смерть «от родимца» у младенцев и от «внутренней болезни». И если  священники других церквей указывали разные причины, вплоть до врачебных диагнозов, например, наступление смерти от менингита, чахотки, воспаления легких, от рака желудка, кори, от горячки - эта причина указывалась чаще всего-, (встретилась даже запись « причина смерти -  от детского маразма»), то священник Геронтий Коллегов все причины объединял одним понятием «от внутренней болезни». В основном умирали младенцы, т. е. дети до 5 лет, и люди среднего возраста. До так называемой старости доживали немногие и возраст умерших старше 55 лет встречается довольно редко.

Заключать браки видимо сельчанам было некогда -  с 1885 по 1923 год, согласно сведениям метрических книг, ежегодно заключалось от 4 до 8 браков, а в 1909 году был установлен «антирекорд» - всего один брак. Вступали в брак люди разного возраста — от 16 и выше, второй брак являлся не редкостью, встречаются записи и о заключении третьего брака со стороны жениха.

Чаще всего в метриках встречаются такие фамилии как Брагин, Греченин, Кречетов, Коллегов, Расторгуев, Савинский, Ушаков, Шмагин. Понятно, что эти фамилии получили распространение от фамилий казаков и пришлых, проживавших в районе Нижнекамчатского поселения. На протяжении второй половины ХIХ - первой четверти ХХ вв. эти фамилии в метрических записях встречаются постоянно.

Интересно, что в ХХ веке частота упоминания названных выше фамилий при совершении записей актов гражданского состояния сохранилась.

Например, по данным отдела ЗАГС администрации Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края, в 1926 году была произведена регистрация смерти людей, носивших фамилии Кречетов и Ушаков, их количество составило 20% от числа умерших.

В 1927, и в последующие годы, прослеживаются записи актов, составленные в отношении других людей, носивших эти фамилии. Их преимущественные места проживания в период с 1927 по

1940 годы — с. Ключи, с. Нижне-Камчатск, с. Кресты, с. Козыревск, с. Ушки.

В период с 1940 по 2000 годы расселение людей, носивших самые распространенные фамилии, происходило по всем населенным пунктам Усть-Камчатского района. Регистрация рождения смерти, заключения и расторжения брака зафиксированы в п. Усть-Камчатск и с. Еловка. В настоящее время, а именно в период с 2001 по 2020 годы, наблюдается значительное снижение регистраций, где заявителями указаны такие граждане, как «Брагины», «Кречетовы», «Коллеговы», «Расторгуевы», «Савинские», «Ушаковы», «Шмагины», «Греченины».

Если рассматривать каждую фамилию в отдельности, то можно увидеть, что фамилия Греченин впервые упоминается в Нижнекамчатском селении и менее часто упоминается в с. Усть-Камчатск и с. Камаки. В дальнейшем распространение приобретает на территории преимущественного Ключевского поселения.

Согласно записям актов гражданского состояния, произведенным в советское время, фамилии «Брагин»,  «Коллегов», «Ушаков» берут свое начало в 1927 г. на территории с. Ключи с дальнейшим распространением в с Усть-Камчатск, с. Козыревск и с. Крутоберегово. Носители фамилии «Кречетов» расселяются на территории населенных пунктов с. Кресты, с. Ушки, с. Нижне-Камчатск, с. Ключи.

Люди с фамилией «Расторгуевы» наиболее часто встречаются в книгах, составленных Камаковским сельским Советом Усть-Камчатского района, а так же на территории Ключевского сельского поселения.

Фамилии «Савинский» и «Шмагин» фиксируются так же с 1927 года в книгах, составленных на территории Усть-Камчатского сельского поселения.

Их всех вышеуказанных фамилий наибольшее распространение получила фамилия «Ушаков», далее «Кречетов» и «Расторгуев», «Коллегов», «Брагин». Наименее редко встречаются Савинские, Греченины и Шмагины.

Если сравнивать динамику за период с 1926 по 2020 годы, то можно отметить снижение количества жителей, носящих эти фамилии, в 3-4 раза. Последнее упоминание ребенка с фамилией Греченин было в 1968 году. Заключили брак Греченины в 1925 году в с. Ключи.

Люди, носящие фамилии «Брагины», «Кречетовы», «Коллеговы», «Расторгуевы», «Савинские», «Ушаковы», «Шмагины», продолжают проживать в п. Ключи Усть-Камчатского района Камчатского края, а так же в п. Усть-Камчатск.

В долине реки Камчатки побывали за прошедшие 325 лет пребывания ее в составе России тысячи людей, начиная с сибирских казаков, русских зверопромышленников, крестьян, купцов. Многие из них, придя сюда из самых разных городов России, оставались здесь жить и вливались в единую камчатскую семью народов.

А в годы Советской власти представители различных отраслей народного хозяйства приезжали сюда из различных уголков великого Советского Союза строить новую Камчатку.

Вложения:
Скачать этот файл (Суркова Ю.А.mp4)Видео[ ]54560 kB

Печать

Top.Mail.Ru