• Главная
  • 2023
  • Копотилова О.А., Использование документов Камчатского краевого архива в генеалогических исследованиях для определения национальной принадлежности к коренным малочисленным народам

21092023

Копотилова Ольга Анатольевна,
начальник отдела публикаций и использования
документов ГАФ РФ КГКУ «Государственный архив
Камчатского края» (г. Петропавловск-Камчатский)

Использование документов Камчатского краевого архива в генеалогических исследованиях для определения национальной принадлежности к коренным малочисленным народам

В последние годы количество генеалогических запросов в КГКУ «Государственный архив Камчатского края» возросло. Это означает, что интерес к таким исследованиям не утихает. Как правило, их проводят с целью восстановления рода и расширения знаний о своих предках. Но сегодня есть и другое направление — установление юридического факта принадлежности к коренным малочисленным народам.

Архивный фонд Р-220 «Отдел записи актов гражданского состояния администрации Камчатской области» насчитывает 243 единицы хранения. Основной массив первой описи составляют 84 метрические книги тринадцати камчатских церквей, в которые внесены записи о рождении, бракосочетании, смерти с 1849 по 1925 гг., исповедные росписи 1893 г., брачные обыски Мильковской церкви с 1912 по 1923 гг., 8 книг записей актов гражданского состояния сельских Советов.

На сегодняшний день актуально исполнение генеалогических запросов для подтверждения своей национальной принадлежности к коренным малочисленным народам. Коренные малочисленные народы РФ — народы, которые проживают на территории расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни и хозяйствования и считающие себя самостоятельным этносом. С 7 февраля 2020 г., с момента внесения изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам», у представителей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока появилась возможность один раз подтвердить свою национальную принадлежность, а не предоставлять каждый раз ряд документов профильным ведомствам при реализации своих прав. Теперь сведения о представителях коренных народов аккумулируются и собираются в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В 1925 г. статистическая организация «Камчатское губстатбюро» опубликовала итоги обследования населенных пунктов Камчатской губернии, проведенного в 1923-1924 гг. В Приложении к Статистическому Бюллетеню № 14-15 дано подробное описание этнографического состава: «Из общего количества 21.007 человек оседлого населения выделяются две крупные группы: 1) русско-камчадальская в количестве 12.840 человек и 2) туземная. Последняя объединяет восемь различных туземных народностей губернии эскимосов, алеутов, чукоч, коряк, чуванцев, тунгусов, ламутов и якутов), всего 7.389 человек. Камчадалы, которые этнологически, собственно, относятся к американской группе палеазиатов и которых в Петропавловском уезде насчитывается 5.716 человек, объединены в одну группу с русским населением, т. к. ни этнографически, ни антропологически ничем от последних не отличаются, давно уже обрусели и слились с русским населением. В настоящее время под термином «камчадалы» население подразумевает всех лиц, родившихся и недолгое время проживших на Камчатке. Название «камчадалы» не означает уже название туземной народности, а характеризует только коренного жителя Камчатки, в отличие от пришлого. «Камчадалами» зовет себя также и смешанное русское население Анадырского, Гижигинского и Охотского у., никакого отношения к древним ительменам (камчадалам) никогда не имевшего»1.

В период установления советской власти в документах стали указывать национальность «русский», что впоследствии привело к тотальной русификации. Но в Палане, Пенжинском, Олюторском, Карагинском, Тигильском, Быстринском районах на протяжения всего ХХ в. проживали представители коренных народов, которые из поколения в поколение вели традиционный образ жизни, сохраняя национальный быт и язык своих предков. Жители северных камчатских поселков в полной мере ощущали на себе все тяготы сурового климата, трудности и лишения, связанные с отдаленностью своих мест проживания от цивилизации, отсутствие регулярного наземного и воздушного сообщения с «центром» полуострова — городом Петропавловск-Камчатским. Часть коренных жителей, не выдержав испытаний, уехала в более «благодатные» для жизни места, но те, кто остался, навсегда сроднились с камчатской тундрой, морем, народным бытом, продолжая жить на земле своих предков и сохранять язык и национальные традиции.

В конце 80-х гг. ХХ в. наблюдался большой рост численности коренного населения, но это было связано не с увеличением рождаемости и уменьшением смертности — раньше в этнически смешанных семьях записывали национальность «русский», а в этот период стали писать «коряк», «ительмен», «эвен», «чукча», «алеут». По данным Камчатского областного управления статистики на 1990 г. общая численность проживающего на территории области коренного населения составляла 2,6 % от общей численности постоянного населения области или 12040 человек2.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 г. на камчатской земле проживают 13129 представителей восьми коренных национальностей: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены (ламуты), эскимосы. Сейчас уже не встретишь чистокровных потомков аборигенов, за триста с лишним лет проживания русских на полуострове произошел быстрый процесс ассимиляции коренного населения. Этому способствовали смешанные браки, миграция населения. Но основные места жительства местных народов сохранились и сейчас: ительмены проживают в основном в Тигильском муниципальном районе, чукчи — в Олюторском, эвены — в Быстринском, коряки — на севере Камчатки, в Корякском округе, алеуты — в Алеутском. Если до прихода казаков одной из многочисленных народностей Камчатки были ительмены, что означало «житель», «живущий здесь», то в результате этнических контактов русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. образовалась  этнографическая группа — камчадалы, которая проживает на современной территории Камчатского края, Магаданской области, Чукотки.

Документом, который может подтвердить принадлежность человека к малой народности Севера, является свидетельство о рождении, где указана национальность. Если такового документа не имеется или указана национальность «русский», необходимо обратиться в архив для получения справок, на основании которых в свидетельство о рождении будут внесены изменения. Но для определения принадлежности к коренным народам для получения мер государственной поддержки сейчас не обязательно вносить изменения в записи актов гражданского состояния. Достаточно, имея на руках необходимые документы, подать заявление в Федеральное Агентство по делам национальностей. А для того, чтобы получить архивные выписки или справки, в которых указана национальная принадлежность предков, проживавших на территории Камчатки, необходимо обратиться в краевой архив г. Петропавловска-Камчатского.

Исполнение таких генеалогических запросов происходит путем поиска записанных сведений о национальной принадлежности предков заявителя в метрических книгах камчатских церквей с 1849 по 1925 гг., брачных обысках – письменных актах, содержащих сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви и устанавливающих отсутствие препятствий к совершению их брака, исповедных росписях – ежегодных отчетных документов, составляемых по каждому приходу православной церкви в Российской империи в XVIII— начале XX в. и представляющих собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), книгах записей актов гражданского состояния (1921-1925 гг.).

Небольшая часть документов архивного фонда Р-220 частично оцифрована, что позволяет ими пользоваться без нанесения вреда артефактам. Но часть метрических книг находится в плохом физическом состоянии и в настоящее время реставрировать их в силу определенных сложностей не представляется возможным.

Чаще всего в записях о рождении, браке или смерти в метрических книгах Дранкинской, Тигильской, Облуковинской, Паланской церквей значится «звание» «камчадал такого-то селения», в метрических книгах Мильковской, Ключевской, Нижнекамчатской, Большерецкой церквей, Петропавловского собора — «крестьянин», «мещанин», в книгах Анадырской и Гижигинской церквей преобладают «звания» «кочующий чуванец», «ламут», в записях Медновской церкви указаны «инородец», «креол», «алеут». Если в выполненном генеалогическом запросе значится принадлежность предка к одной из восьми коренных национальностей, проживавших на Камчатке, и все документы, подтверждающие родство заявителя у него на руках, то проблем с подтверждением, как правило,  не возникает.

В других архивных фондах сведения генеалогического характера могут содержаться в похозяйственных книгах, включающих информацию о конкретном хозяйстве и состоящих в нем лицах. Помимо состава семьи  довольно часто указывается национальность всех ее членов. В годы массовых репрессий пострадали семьи части коренного населения, о чем свидетельствуют документы следственных, уголовных, наблюдательных дел архивного фонда «Региональное управление Федеральной службы безопасности по Камчатской области». В архивных делах на репрессированных и реабилитированных наряду с протоколами допросов, очных ставок, обысков, содержатся анкеты арестованных, характеристики, личные карточки с указанием национальной принадлежности и места постоянного проживания.

До 2020 г. архивистами в среднем исполнялось по 60-80 генеалогических запросов ежегодно, а после принятия Федерального Закона от 30.04.1999 г. № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» их количество увеличилось почти в полтора раза. Например, в 2018 и 2019 гг. было исполнено 80 и 82 запроса соответственно, в 2022 г. — 139, а за 7 месяцев текущего года — 72. Это говорит о том, что потомки коренного населения заинтересованы в подтверждении своей принадлежности к коренным малочисленным народам.

Государственная поддержка коренных малочисленных народов в Камчатском крае началась с 2009 г. На сегодня в регионе оказывается 48 мер поддержки в различных сферах. Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.

Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
— безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;
— получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций  материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
— получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

За 15 лет созданы несколько уникальных этно-культурных центров по всему краю: этнодеревня «Танынаут», корякское стойбище «Чау-Чив», ительменская деревня «Пимчах», эвенское стойбище «Мэнэдек», этнокультурный комплекс «Кайныран», а также питомники ездовых собак «Снежные псы», «Эйвет» и «ХАЛЬЧ».

В Камчатском крае родные языки коренных народов изучаются на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: в муниципальных образованиях Корякского округа и Быстринском муниципальном районе.

В 2021-2022 учебном году родные языки изучали 174 воспитанника дошкольных учреждений и 751 школьник в Пенжинском, Олюторском, Карагинском, Тигильском и Быстринском районах и городском округе «посёлок Палана».

В целях сохранения культуры Коренных малочисленных народов на Камчатке проходят фестивали творчества, художественных промыслов и традиционных ремесел. Это такие фестивали как «Мастера земли Уйкоаль», «Золотые родники», фестиваль фото- и видеотворчества «Народное творчество и традиционная культура Камчатского края».

Ежегодно на полуострове проходят праздники коренных народов Камчатки – «День первой рыбы» и эвенский «Нургэнэк» в июне, ительменский «Алхалалалай» в августе и корякский «Хололо» (проводы нерпы) в ноябре — все они являются официальными праздниками Камчатского края.

2022 г. на Камчатке был объявлен Годом культуры коренных малочисленных народов Севера.

________________________________________________________________________________
Библиография:
1. Материалы по статистике Камчатской     губернии (Приложение к Статистическому Бюллетеню) № 14-15 1925 г. /Хабаровск. КГКУ ГАКК. НСБ № 6163. Л. 8.
2. КГКУ ГАКК. Ф. Р-169. Оп. 5. Д. 874. Л. 3.

Вложения:
Скачать этот файл (Копотилова О.А.mp4)Видео[ ]79195 kB

Печать

Top.Mail.Ru