Шарова Татьяна Алексеевна,
заместитель председателя Государственного комитета
по делам архивов Республики Крым,
Колышницына Наталья Валерьевна,
преподаватель истории ФГБУ ВО «Крымский государственный
инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова»,
кандидат исторических наук (г. Симферополь)
Метрические книги Таврической губернии как исторический источник
Современные исследования массовых источников населения очень разнообразны. На протяжении довольно длительного времени метрические книги воспринимались исключительно как источник генеалогической информации. Однако они являются прекрасным источником по локальной истории населения – численному составу населения, естественному движению населения, влиянию демографических процессов на экономическое, социальное, политическое и культурное развитие регионов.
Старые метрики хранят большой объем информации. Пристальное их изучение как комплексного источника позволит исследователям выделить этноконфессиональные особенности в развитии церковных общин. Метрические книги представляют собой первичный документ учета населения и, соответственно, являются массовым историческим источником. Это означает, что на длительном отрезке времени систематически проводился сбор сведений по заданной программе. Священнослужитель проводил регистрацию гражданского состояния прихожан за определенный период времени, используя устойчивый формуляр. Данные о населении прихода, занесенные в метрики, содержат значительный объем скрытой информации. Она фиксировалась объективно, иногда и помимо воли священника. Выявить такую информацию позволяет применение различных методов исследования. Подробный анализ метрик даже при отсутствии дополнительных источников (мы знаем о плохой сохранности церковных архивов) дает возможность установить границы прихода, даты служения священнослужителей, время образования лютеранских колоний, постройки церквей и молитвенных домов. Их использование помогает восстановить не только историю отдельных групп населения, но и историю всего прихода.
Целью исследования является проведение источникового анализа метрических книг Таврической губернии для выявления их информационного потенциала и использования данных метрик в дальнейших исследованиях.
Метрическими книгами называют книги, в которые в хронологическом порядке вносились записи о рождении, бракосочетании (разводе) и смерти. В Российской империи ведением метрических книг занималась церковь, при этом формуляры метрических книг для разных конфессий вводились в разное время и имели незначительные отличия.
Преобладающей религией Российской империи являлось православие, представленное Российской православной церковью, объединявшей около двух третей населения империи. Однако до начала петровских реформ обязательной метрикации не существовало. 14 апреля 1702 г. Петр I подписал указ «О подаче в Патриарший духовный приказ приходскими священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших»1, очевидно, что составить такие ведомости было возможно на основании актовых записей о родившихся и умерших в приходе, которые заносились в метрические книги. Однако большинство исследователей связывают введение реальной метрикации в России с появлением в мае 1722 г. «Прибавлений к Духовному регламенту»2. Статья 29 этого регламента «О правилах причта церковного и чина монашеского» напрямую обязывала всех священников вести метрические книги.
В последующие годы был принят ряд синодских указов, которые регламентировали ведение метрических книг и содержащуюся в них информацию3. Крым был присоединен к России в 1783 г., и с этого времени начинается активное переселение жителей из центральных губерний на территорию Таврической области, а затем и Таврической губернии. Таврическая епархия как отдельная административно-территориальная единица Русской Православной Церкви была организована в 1859 г., до этого момента губерния подчинялась Херсонской епархии4. Именно это стало причиной того, что консисторские экземпляры метрических книг сохранились только со второй половины XIX в. За более ранний период в приходских экземплярах метрических книг также имеются существенные хронологические и территориальные лакуны. Частично метрические книги этого времени хранятся в Государственном архиве Запорожской области и Государственном архиве Херсонской области. Консисторские экземпляры метрических книг Феодосийской духовной консистории, которая действовала весьма непродолжительное время (1797–1800 гг.), частично находятся на хранении в Государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания, г. Владикавказ). Основной массив метрических книг православных церквей Таврической губернии в Государственного архива Республики Крым (далее – ГА РК) сосредоточен в архивных фондах отдельных соборов и церквей, но большая их часть находится в фонде «Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей Таврической губернии» (Ф. 142, 1534 ед. хр., 1827–1920). В коллекцию вошли экземпляры метрических книг 150 православных церквей. Отдельно следует выделить архивные фонды старообрядческих молитвенных домов – Ильинского в с. Саки (Ф. 837, 3 ед. хр., 1867-1878) и Рождественско-Богородичного в с. Петровском Феодосийского уезда (Ф. 285, 7 ед. хр., 1845–1878).
Первые лютеранские метрические книги, появившиеся в России, – приходские регистры были введены в лютеранской церкви в Москве. Все они были утрачены в пожаре 1812 г. и до нас не дошли. Достоверно известно, что каждая община вела подобные регистры самостоятельно, единого формуляра не существовало до 1764 г.5 Первый указ по метрикации в лютеранских церквях был подписан императрицей Екатериной II 29 февраля 1764 г.6 28 декабря 1832 г. высочайшим указом была упразднена Юстиц-Коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, вместо нее образована Генеральная евангелическо-лютеранская консистория Министерства внутренних дел7. Тогда же контроль за ведением метрических книг был возложен на местные консистории. Таврическая губерния вошла в состав Санкт-Петербургской консистории. В фондах ГА РК метрические книги евангелическо-лютеранских церквей хранятся в фондах отдельных кирх и имеют значительные хронологические лакуны. Всего на хранении имеются метрические книги трех кирх – г. Ялты за 1874–1922 гг., с. Менгермен Феодосийского уезда за 1909 г. и с. Цюрихталь Феодосийского уезда за 1812–1889 гг. В архивном фонде «Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей» метрические книги евангелическо-лютеранских церквей отсутствуют. Следует так же отметить, что часть метрических находится в архивных фондах государственных архивов Запорожской и Херсонской областей, а часть их была вывезена в Германию в годы Великой Отечественной войны, и сейчас они находятся в германских архивах.
Вопрос о создании органов управления католической церковью был поставлен после разделов Речи Посполитой, когда в состав Российской империи вошло значительное количество земель с католическим населением. Согласно высочайшему указу 22 ноября 1773 г. была образована Белорусская епархия, в 1782 г. переименованная в Могилевскую епархию с центром в Могилеве8. Именно Могилевской консистории с этого момента были подчинены все католические церкви в Российской империи. В ГА РК метрические книги римско-католических костелов сосредоточены в нескольких фондах. В архивном фонде Таврического губернского правления (Ф. 27, 44884 ед. хр., 1803–1917 гг.) имеются метрические книги отдельных приходов губернии за 1899–1906 гг. Приходские метрические книги имеются также в фондах отдельных церквей. В частности, в документах архивного фонда римско-католической церкви г. Ялты имеются метрические книги за 1892–1924 гг., а армяно-католической церкви г. Карасубазар – за 1790–1859 гг. В документах архивного фонда «Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей» находятся на хранении метрические книги Евпаторийского, Карасубазарского, Феодосийского и Екатеринодарского костелов с большими хронологическими лакунами.
На законодательном уровне в Российской империи разделялось инославное население (неправославные христианского исповедания) и иноверческое население (приверженцы нехристианских конфессий). Закон выделял среди «терпимых религий» инославные вероисповедания (римско- и армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-лютеранское и евангелическо-реформатское) и иноверные (мусульманство, иудаизм, караимизм, буддизм (ламаизм) и язычество). До начала XIX в. учет рождений, браков (разводов) и смерти мусульман велся по ревизским сказкам. Вообще надзор за деятельностью мусульманского духовенства и правильностью исполнения мусульманских обрядов принадлежал двум мусульманским духовным правлениям – Оренбургскому и Таврическому, образованным в XVIII в. Таврическое мусульманское духовное правление было создано по указу императрицы Екатерины II от 25 января 1794 г., хотя свою официальную деятельность открыло только в 1830-х гг. Первые официальные метрические книги для мусульман были введены указом от 21 сентября 1828 г. для Оренбургского мусульманского духовного правления9. 24 ноября 1832 г. был принят еще один закон – «О распространении на Таврическое магометанское духовенство правил, изъясненных в указе 21 сентября 1828 г., относительно ведения метрических книг»10.
В ГА РК метрические книги мусульман сосредоточены фондах отдельных мечетей, в том числе мечети Хан-Джами в Евпатории за 1851–1910 гг. (Ф. 761, 21 ед. хр., 1851–1910), мечетей городов Бахчисарая за 1833–1872 гг. (Ф. 321, 1151 ед. хр., 1833–1872), Карасубазара за 1833–1862 гг. (Ф. 323, 179 ед. хр., 1833–1862), Симферополя за 1848–1897 гг. (Ф. 317, 25 ед. хр., 1848–1897), Алушты за 1833–1855 гг. (Ф. 669, 107 ед. хр., 1833–1855), сел Салгир-Кият за 1850 г. (Ф. 473, 1 ед. хр., 1850), Аутка за 1833-1867 гг. (Ф. 670, 57 ед. хр., 1833–1867), Корбек за 1882–1917 гг. (Ф. 684, 2 ед. хр., 1882–1917). Имеются метрические книги по отдельным уездам и волостям, например, метрические книги мечетей Евпаторийского (Ф. 316, 60 ед. хр., 1858–1869), Перекопского (Ф. 318, 23 ед. хр., 1835–1862), Феодосийского (Ф. 319, 336 ед. хр., 1835–1872) уездов, Айтуганской (Ф. 372, 160 ед. хр., 1833–1862), Дуванкойской (Ф. 324, 794 ед. хр., 1833–1862), Зуйской (Ф. 371, 49 ед. хр., 1845–1876) и Мангушской (Ф. 370, 36 ед. хр., 1833–1862) волостей Симферопольского уезда, Алуштинской (Ф. 299, 867 ед. хр., 1833–1862), Байдарской (Ф. 320, 143 ед. хр., 1835–1862) и Озенбашской (Ф. 293, 393 ед. хр., 1833–1866) волостей Ялтинского уезда. Частично они имеются в архивном фонде «Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей». Все метрические книги мусульманских мечетей составлены на татарском языке и доступны ограниченному контингенту исследователей.
Еврейские метрические книги появились в Российской империи согласно высочайше утвержденному 13 апреля 1835 г. «Положению о евреях»11. До этого момента, как и мусульман, учет гражданского состояния велся на основании ревизских сказок. Метрические книги с записями о рождении, браке/разводе и смерти иудеев находятся в архивных фондах синагог городов Бахчисарая, Евпатории, Карасубазара, Керчи, Перекопа, Симферополя, Феодосии. Все они имеют большие хронологические лакуны. Также метрические книги синагог имеются в архивном фонде Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей.
Отдельно нужно сказать о метрических книгах караимов. Караимские общины в Крыму известны со второй половины XIII в. Еще с 1795 г. с них были сняты все ограничения, которые налагались на лиц иудейского вероисповедания. В 1837 г. было создано Таврическое и Одесское караимское духовное правление, которое осуществляло руководство деятельностью караимских религиозных общин и надзор за соблюдением религиозных устоев. Метрические книги караимов сохранились крайне плохо. В ГА РК имеется на хранении только архивный фонд Евпаторийской караимской кенасы, состоящий из 87 ед. хр. за 1821–1920 гг. Метрические книги отдельных караимских кенас с большими хронологическими лакунами имеются также в архивном фонде Таврического и Одесского караимского духовного правления. В этом же архивном фонде за отдельные годы имеются экстракты из метрических книг кенас. Практически все они выполнены караимской скорописью.
Таким образом, метрические книги различных конфессий Таврической губернии находятся на хранении либо в архивных фондах православных соборов и церквей, евангелическо-лютеранских кирх, католических костелов, еврейских, крымчакских синагог, караимских кенас и мусульманских мечетей, либо в составе архивного фонда «Коллекция метрических книг соборов, церквей, синагог и мечетей Таврической губернии». Данная коллекция начала формироваться в ГА РК в 1947 г. из 54 разрозненных метрических книг, которые не вошли в фонды отдельных мечетей. Этот фонд получил номер 608 и название «Метрические книги мусульманских мечетей уездов Таврической губернии» за 1834–1904 гг. В 1954 г. из Архивного отдела УМВД по Крымской области были переданы на хранение в Крымский областной государственный архив еще два архивных фонда – Катерлезская Георгиевская обитель (Ф. 831, 1 ед. хр., 1873-1878) и Карантинный приход г. Керчи (Ф. 830, 1 ед. хр., 1864-1867). Оба этих фонда впоследствии были присоединены к Коллекции метрических книг Таврической губернии (Ф. 142). И, наконец, с конца 1970-х гг. на государственное архивное хранение метрические книги стали поступать из городских отделов ЗАГС. В частности, 1 февраля 1979 г. из областного архива ЗАГС было передано на хранение 60 метрических книг за 1854–1883 гг., которые вошли в состав архивного фонда № 142. В дальнейшем поступление метрических книг из областного архива ЗАГС продолжалось: в 1982 г. принято 582 ед. хр. за 1870–1905 гг., в 1983 г. – 67 ед. хр. за 1879–1907 гг., в 1985 г. – 2 ед. хр. (крайние даты в акте о передаче документов не указаны), в 1986 г. – 37 ед. хр. за 1880–1920 гг., в 1987 г. – 174 ед. хр. за 1908–1912 гг. и в 1996 г. – 334 ед. хр. за 1904–1920 гг. Здесь следует отметить, что акты приема-передачи дел из архива ЗАГС в Госархив не содержат конкретных описей сдаваемых дел и не указывают время и источник поступления метрических книг в сам областной архив ЗАГС. Отдельно следует упомянуть о передаче из Государственного архива Одесской области в 1991 г. архивного дела «Метрические книги Розентальской римско-католической приходской церкви» за 1847–1865 гг., которое также сразу было присоединено к фонду 142 – «Коллекция метрических книг Таврической губернии». Часть метрических книг оказалась в коллекции в результате расфондирования в 1997 и 2002 гг., находившихся на хранении в Госархиве архивных фондов 258 (Благочиния Таврической епархии) и 373 (Метрические книги на армянском языке). В результате этого в состав Коллекции поступило еще 212 ед. хр.
Одними из первых на хранение в ГА РК стали поступать метрические книги православных соборов и церквей Таврической губернии. Однако дела фондов этих архивных фондов малоинформативны. Ни в одном деле указанных фондов нет справок о фондообразователях, нет актов приема-передачи дел на государственное архивное хранение. В листах фондов указан только год первоначального приема документов – 1928 или 1929 г. и источник поступления – Крымцентрархив. Можно полагать, что метрические книги православных соборов и церквей, находящиеся ныне на хранении в ГА РК – это приходские экземпляры метрических книг, которые поступили на хранение первоначально в Крымцентрархив от своих фондообразователей на основании постановления «О бумаге архивов», принятого 30 января 1923 г. на объединенном заседании президиума ЦИК и СНК Крымской АССР. Согласно этому постановлению, проводилось полное изъятие всех дореволюционных архивов из ведомств и у частных лиц и передача их в Крымцентрархив12. После утверждения 27 апреля 1926 г. ЦИКом Крымской АССР «Положения о Крымском центральном архивном управлении», все находящиеся в его хранилищах материалы были разделены на два архива – Исторический архив и архив Октябрьской революции13. Таким образом, к концу 1920-х – началу 1930-х гг. архивные фонды всех православных церквей оказались на хранении в Историческом архиве Крымской АССР. Сохранность документов крайне плохая, со значительными хронологическими лакунами. На сегодняшний момент установить причину этого не представляется возможным. Не лучше обстоит дело с делами фондов римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей. Все вышесказанное в отношении малосодержательности дел фондов церквей христианских конфессий можно отнести и к делам фондов синагог и мечетей. Они поступали на хранение в Госархив в период с 1939 г. до конца 1940-х гг. также без актов приема-передачи дел и справок о фондообразователях. В связи с чем вопрос о сохранности и местонахождении документов, не поступивших на государственное хранение, остается открытым.
Следует сказать также и о том, что далеко не все сохранившиеся метрические книги церквей Таврической губернии ныне находятся на хранении в ГА РК. Часть из них до сих пор находится в архивах районных отделов ЗАГС, часть хранится в Евпаторийском, Керченском и Ялтинском городских архивах, а часть – в краеведческих музеях.
Метрические книги как одна из наиболее стабильных документных систем Российской империи, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, являются единой документной системой персонального учета населения. Именно в этом отношении они являются одним из важнейших источников на основании, которого может быть восстановлена демографическая ситуация на разных временных промежутках. Несмотря на достаточно широкий спектр историко-демографических исследований, общей картины демографического состояния населения на территории Таврической губернии не существует. Ликвидировать образовавшиеся лакуны возможно как за счет углубленного изучения уже известных источников, так и путем введения в научный оборот малоизвестных документов, каковыми являются материалы метрических книг. Рассмотрим возможности получения демографической информации по метрическим книгам Таврической губернии.
В первую очередь изучение погодных записей в метрических книгах дает возможность провести сравнение процентных показателей рождения брака и смерти и соответственно, сделать выводы относительно стабильности демократической ситуации в регионе на определенном временном промежутке.
В качестве примера проанализируем записи из метрической книги церкви во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены г. Симферополя за 1971–1974 гг. (Таблица 1).
Таблица 1. Сравнение показателей рождения, брака и смертности по Константино-Еленинской церкви г. Симферополя за 1791–1794 гг.14
Год | Количество родившихся | Количество бракосочетавшихся | Количество умерших |
1 | 2 | 3 | 4 |
1791 | 7 | - | - |
1792 | 48 | 10 | 8 |
1793 | 51 | 11 | 21 |
1794 | 73 | 13 | 35 |
Данные таблицы 1 позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, они показывают значительный прирост православного населения г. Симферополя за выбранные 4 года. В частности, естественный прирост населения за 1792–1794 гг. составил 52%, количества заключенных браков – 30%, при этом очень высок показатель роста смертности – 337,5%. Соответственно изменилось и отношение числа родившихся к числу умерших, если в 1792 г. количество родившихся в 6 раз превышало количество умерших, то к 1794 г. этот показатель уменьшился до 2 раз. К сожалению, в актовых записях XVIII в. не указывалась причина смерти, поэтому определить причины этого только на основании записей метрических книг не представляется возможным. Можно проанализировать только возраст погребенных за определенный год (Таблица. 2).
Таблица 2. Сравнительная таблица возраста умерших по Константино-Еленинской церкви г. Симферополя за 1792–1794 гг.15
Год | От рождения до 7 лет | 8-35 лет | Старше 36 лет |
1 | 2 | 3 | 4 |
1792 | 3 | 1 | 4 |
1793 | 8 | 3 | 10 |
1794 | 7 | 3 | 25 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что на протяжении рассматриваемого периода не произошло никаких катаклизмов и эпидемий. Процент детской смертности был относительно невысок, а применительно к условиям XVIII в. – низок. Смерть настигала людей, по всей видимости, по естественным причинам, чаще всего от старости.
Теперь обратимся к анализу актовых записей метрических книг XIX в. В качестве примера рассмотрим метрическую книгу собора во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского г. Красубазара за 1872 г. В первую очередь сравним процентное соотношение рождений, браков и смертей. В 1872 г. в Николаевском соборе г. Карасубазара было зарегистрировано 142 рождения, 24 брака и 57 смертей. Таким образом, соотношение рождение / смерть составило 2,5:1 и мы можем сделать вывод, что демографическая ситуация в это время оставалась стабильной, наблюдался естественный прирост населения, рождаемость превышала смертность. Анализируя актовые записи о смерти, можно сделать вывод, что большинство умерших было старшего возраста (27 смертей из 57), детских и младенческих смертей – 13. Иными словами, естественная убыль населения была вызвана не эпидемиями и стихийными бедствиями и катаклизмами, а вполне естественными причинами – детскими инфекциями и старостью. Анализ записей о причинах смерти подтверждает эти выводы. Наиболее частными из них названы младенческая и детская смертность (для детей до 2 лет), детские инфекции (корь, дизентерия, дифтерит), туберкулез, смерть от несчастных случаев (утопление), простуда, апоплексия, грудная жаба (сердечные заболевания), туберкулез и старость (дряхлость)16.
Приведенные данные позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, они показывают, что за выбранный период времени наблюдается незначительный спад рождаемости и спад смертности. В частности, естественный прирост населения за 1862–1873 гг. составил - 56%, количества заключенных браков – 14,2%, при этом очень высок показатель роста смертности – -51%. Помимо этих данных, возможно произвести подсчет числа родившихся и умерших по половому признаку.
Изучение метрических книг периода Крымской войны (1854–1856 гг.) дает несколько иную картину. Смещается процентное соотношение показателей рождаемости и смертности в сторону последних. Даже в метрических книгах гражданских церквей процент актовых записей о смерти от ран достаточно высок. Метрики полковых церквей в основном фиксируют смерти именно от боевых действий.
Еще одни важный вывод, который мы можем сделать на основании актовых записей метрических книг – социальный состав и сословное положение жителей православных приходов. Изучая актовые записи о рождении из метрической книги церкви св. пророка Илии г. Карасубазара за 1872 г.17 мы видим, что большую часть населения прихода составляли крестьяне не только из разных уездов, но и из разных губерний Российской империи. На основании этих данных можно проследить миграции населения между губерниями. Тоже самое относится и к представителям мещанского сословия.
Таким образом, анализ метрических записей об актах гражданского состояния позволяет сделать выводы об уровнях рождаемости и смертности, их цикличности, отследить влияние эпидемий и катаклизмов на изменение демографической ситуации. Изучение актовых записей о рождении дает информацию об уровне рождаемости в разные годы, возрастные характеристики родителей, их социальный статус. Актовые записи о венчании позволяют охарактеризовать половозрастные и социальные характеристики брачующихся, сезонность заключения браков. В частности, браки не заключались во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов у христиан, у остальных – в обозначенные религиозной принадлежностью календарные посты. Возраст вступающих в брак различен – от 18 до 60 лет и старше. Встречаются и случаи снижения брачного возраста, особенно в сельской местности.
Запрещалось вступать в брак лицам старше 80 лет. Основная масса брачующихся заключала либо первый, либо второй брак. Больше трех раз вступать в брак было также запрещено.
Анализ актовых записей о смерти позволяет раскрыть несколько важных показателей. Во-первых, он позволяет вычленить основные причины смертности населения в разные временные периоды и разных районах губернии. Во-вторых, он дает возможность охарактеризовать возрастно-половые и сезонные грани смертности. В- третьих, на основании анализа актовых записей о смерти можно проследить развитие эпидемий и социальных бедствий. В качестве отдельного показателя можно выделить достаточно высокий процент младенческой и детской смертности. Однако здесь надо иметь ввиду, что этот показатель был значителен во всей Российской империи. Одной из причин этого явления было отсутствие детской медицины18.
Что касается метрических книг евангелическо-лютеранских и римско-католических приходов, то он не может дать таких же массовых результатов, поскольку эти метрики имеют в своем составе существенные хронологические и территориальные лакуны. Единственный показатель, по которому возможно сравнение – соотношение процента рождаемости и смертности по конкретным приходам за конкретные годы. В качестве примера можно рассмотреть метрическую книгу прихода с. Розенталь Феодосийского уезда за 1822–1825 гг. (Таблица 3).
Таблица 3. Сравнительная таблица рождаемости по евангелическо-лютеранскому приходу с. Розенталь Феодосийского уезда в 1822–1825 гг.19
Год | 1822 | 1823 | 1824 | 1825 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество родившихся | 19 | 40 | 47 | 34 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о значительном приросте (почти в 2 раза) рождаемости в 1822–1824 гг. и незначительном его спаде в 1825 г.
Проанализировать метрики караимов, армян и мусульман не представляется возможным, так как они требуют квалифицированного перевода.
Метрические книги содержат записи актов гражданского состояния по конкретным приходам. Крупные населенные пункты могли иметь несколько приходов. Крым вошел в состав Российской империи в 1783 г. и с этого времени на него начали распространяться все узаконения империи. Это касалось и метрикации населения. Сохранившиеся в фондах ГА РК метрические книги конца XVIII – начала XIX в. дают представление о процессах миграции населения из центральных районов страны на вновь присоединенные земли. Самые ранние из сохранившихся метрических книг относятся к северным уездам будущей Таврической губернии – Бердянскому, Днепровскому и Мелитопольскому. Именно они стали первыми заселяться российскими переселенцами, и именно здесь были открыты первые молитвенные дома, перестроенные затем в церкви. Метрические книги отдельных церквей указанных уездов сохранились с 1797 г.
Примерно к этому же времени относятся первые метрические книги церквей таких крымских городов как Симферополь, Евпатория, Карасубазар, Керчь, Старый Крым, Перекоп и некоторых других.
Метрические книги являются уникальными документальными источниками. Они имеют научно-историческое значение как при составлении родословных, так и для изучения истории населенных пунктов. Их информационный потенциал поистине неисчерпаем. Содержащийся в них фактический материал может послужить источниковой базой для многих фундаментальных исследований в самых разных направлениях научных изысканий.
________________________________________________________________________________
1. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. II. – Т.IX. –Ст. 8970.
2. Князева, Е.Е., Деревнина, Е.А., Заерко, О.А. Методическое пособие по исполнению запросов генеалогического характера по метрическим книгам и оформлению архивных справок в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга / Е.Е. Князева, Е.А. Деревнина, О.А. Заерко. – СПб., 2017. – С. 15.
3. Полное собрание законов Российской империи. – Т. VII. – Ст. 4480; Собр. III. – T. XII. – Ст. 8540; Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. 1723. – СПб., 1875. – Т. 3. – № 1143; Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. 1724-1725. – СПб., 1876. – Т. 4. – №1218; Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 10. – СПб., 1911. – С. 351-355; Антонов, Д.Н., Антонова, И.А. Метрические книги России XVIII – начала ХХ в. / Д.Н. Антонов, И.А. Антонова. – М.: Российский гос. Гуманитарный ун-т, 2006. – С. 52.
4. Мурадасылова, Ш.М. Создание учреждений церковной власти в Таврической губернии / Ш.М. Мурадасылова. – Текст: непосредственный // Гуманитарные науки. – 2015. – № 1 (29).
5. Князева, Е.Е., Деревнина, Е.А., Заерко, О.А. Указ. соч. – С. 19.
6. Полное собрание законов Российской империи. – Т. VI. – Ст. 4397. – Формы. – С. 203-204, 816-818.
7. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. II. – T. VII. – Ст. 5870.
8. Полное собрание законов Российской империи. – Т. XIX. – Ст. 140, 14122.
9. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. II. – Т. III. –Ст. 2296.
10. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. II. – T. VII. – Ст. 5870.
11. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. II. – Т. X. –Ст. 8054.
12. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-652: Совет Народных Комиссаров Крымской АССР. – Оп. 1. – Д. 273. – Л. 1.
13. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-663: Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов Крымской АССР. – Оп. 1. – Д. 534. – Л. 106.
14. ГА РК. Ф. 142. Оп. 5. Д. 1. Л. 5, 18об., 22.
15. ГА РК. Ф. 142. Оп. 5. Д. 1. Л. 5, 18об., 22.
16. ГА РК. Ф. 142. Оп. 1. Д. 28, 33; Оп. 5. Д. 201, 202, 204.
17. ГА РК. Ф. 142. Оп. 1. Д. 2.
18. Томашевский, Л.И. Исторический очерк 50-летия существования Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы (1834-184) / Л.И. Томашевский. – СПб.: тип. А.С. Суворина, 1884. – 82 с.
19. ГА РК. Ф. 142. Оп. 4. Д. 44. Л. 1 об. – 2.