• Главная
  • 2023
  • Такашова С.В., Исследовательский потенциал метрической книги судовой церкви транспорта «Ксения»

21092023

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Такашова Светлана Владимировна,
начальник отдела научно-справочного аппарата и
информационного обеспечения
ГОКУ «Государственный архив
Мурманской области» (г. Мурманск)

Исследовательский потенциал метрической книги судовой церкви транспорта «Ксения»

Государственный архив Мурманской области – крупнейшее по объему государственное хранилище документов, являющихся частью Архивного фонда Российской Федерации, расположенное на территории Мурманской области. В фондах архива имеется обширный комплекс документов за период со второй половины 18 в. до середины 20 в., содержащих информацию генеалогического характера. В их числе - 240 метрических книг, охватывающих период с 1783 г. по 1920-е гг.

Наше внимание сегодня будет приковано к одной их них – метрической книге судовой церкви транспорта «Ксения».

Хронологический период, который охватывает документ – 1914-1918 гг. – переломный период в истории нашей страны. Участие России в Первой мировой войне, падение монархии, приход к власти большевиков – все эти события находят отражение на страницах метрической книги, в ее записях, превращая тем самым в уникальный исторический источник.

Безусловно, уже само место создания документа – судовая церковь, - говорит нам о важности в царской России церкви как института. Со времен Петра I и до 1917 г. для духовного воспитания членов экипажей военных кораблей различных классов - парусных, броненосных, крейсерских и др., на части судов действовали корабельные или судовые церкви, которые устраивались в специально выделенных для этого помещениях.

Самоходный транспорт «Ксения» был построен в Англии в 1899 г. С 1906 г. судно входило в состав Сибирской военной флотилии – объединения военных кораблей на Дальнем Востоке. В конце июля 1916 г. «Ксения» вместе с другими кораблями прибыла на Мурман с Тихого океана и вошла в состав Флотилии Северного Ледовитого океана, которая объединила отряд судов обороны Кольского залива, в т. ч. линкор «Чесма», крейсеры «Варяг», «Аскольд», 6 миноносцев, дивизию траления в 44 тральщика, 2 подводные лодки, дозорные и посыльные суда, службу связи Белого моря и охрану Архангельского порта - всего 94 боевых и вспомогательных корабля. В ходе войны Флотилия обеспечивала эффективную противолодочную оборону и охрану морских перевозок от ударов германского флота.

Церковь на транспорте «Ксения» была организована по инициативе начальника дивизиона подводных лодок Сибирской военной флотилии капитана 2 ранга Виктора Романовича Магнуса в 1910 г., когда судно базировалось еще во Владивостоке. Церковным старостой с 1914 г. был назначен подпоручик Прокопий Маркович Калайда.

На момент передислокации транспорта на Кольском полуострове была развернута достаточно разветвленная сеть религиозных учреждений. Накануне Октябрьской революции 1917 г. на Мурмане действовало 23 прихода, включавших в себя свыше 50 приходских и приписных церквей и 28 часовен. Однако большая их часть находилась на достаточном удалении от местности, где был основан город Романов-на-Мурмане осенью 1916 г., поэтому судовая церковь «Ксении» стала востребованной гражданским населением и стала активно отправлять для него традиционные православные обряды – крещение при рождении, венчание браков, отпевание усопших.

Зимой 1916 г. на средства государственной казны для нужд верующих была построена стационарная Никольская церковь, которая находилась в ведении Архангельской и Холмогорской епархии.

Стоит отметить, что среди историков и краеведов нет единого мнения ни о месте ее расположения, ни о материале строения. Например, в электронной энциклопедии «Кольский Север» говорится, что здание Никольской церкви в Романове-на-Мурмане было дощатым, церковь первоначально «предназначалась для флотской роты Кольской базы, затем перешла в ведение города». Мурманский краевед Валерий Немкин утверждает, что под церковь выделили двухэтажный деревянный сруб. Все эти разночтения связаны с достаточно противоречивым характером источников по истории Церкви на Мурмане этого периода. В документах Государственного архива Мурманской области кроме Никольской церкви упоминается Свято-Николаевская церковь флотской роты Кольской базы, находящаяся в г. Мурманске. В региональной периодической печати - газете «Мурманский вестник» от 15 апреля 1919 г. размещено объявление о расписании служб в Мурманской св. Николая церкви.

Объявление дано церковным старостой, капитаном 1 ранга Невского полка М.М. Каулем. В номере от 16 мая 1919 г. церковь обозначена уже как «церковь св. Николая на Базе». С большой долей вероятности можно предположить, что речь идет об одной церкви.  

Также в 1917 г. действовала судовая церковь на линейном корабле «Чесма»1 и передвижная церковь-вагон при 53-м рабочем батальоне на участке Кандалакша - Мурманск.

В Никольской церкви и в корабельных церквях в разное время штатными священниками были Алексей Иваницкий, Александр Гургенидзе, Петр Покаров, Павел Воронов, Иоанн Стефановский, в церкви-вагоне – Владимир Темин.

Число прихожан в этих храмах, по-видимому, было довольно значительным – без учета гражданских лиц это 2000 (по другим данным - 4000) военных моряков, офицеров и матросов, проходящих на сентябрь 1917 г. службу на судах Флотилии Северного Ледовитого океана.

При таких вышеперечисленных исторических условиях и был создан исследуемый нами сегодня документ.

После установления советской власти все учреждения культа в Мурманске были закрыты, что позднее способствовало передаче их документальных архивов на государственное хранение.
Фонд И-35 «Судовая церковь транспорта «Ксения» малообъемный и содержит всего 2 ед.хр., обе - генеалогического характера – это книга брачных обысков и метрическая книга. Источник их поступления на сегодняшний день достоверно не определен. В деле фонда имеется справка, составленная заведующим архивом Игнатием Григорьевичем Палкиным в 1938 г. В ней говорится, что «материалы фонда судовой церкви поступили на хранение вместе с материалами Мурманской Никольской церкви в декабре месяце 1922 г., куда изначально были переданы после ухода транспорта».

Также метрические книги упоминаются в годовом отчете заведующего губернским архивным бюро при Президиуме Мурманского губисполкома Александра Яковлевича  Комшилова за октябрь 1925 г. – апрель 1926 г. в числе поступивших дореволюционных материалов за указанный период2.

17 сентября 1926 г. Центральных архив РСФСР запросил у Мурманского губархбюро характеристику архивных материалов транспорта Сибирской флотилии «Ксения» и церкви Кольской базы флотской роты за 1914-1920 гг. В обзоре, составленном в ответ на запрос, были даны краткие сведения из истории фонда, судна и говорилось: «фонд составляют книги о записи смертей и бракосочетавшихся. Транспорт Сибирской флотилии, до революции именовавшийся «Великая княгиня Ксения», был переброшен во время Германской войны из дальневосточных портов на Мурманск, где после революции был переименован в «Ксению». Транспорт, ввиду отсутствия флота в Мурманске, свое значение потерял и был использован под мастерские и жилье. Метрические книги являлись принадлежностью судовой церкви, а ввиду минования надобности в таковой, судовая церковь перенесена в береговую, где и числилась под наименованием «Церковь Кольской базы флотской роты», существовавшая под этим наименованием с 1918 г. по февраль 1920 г. Транспорт «Ксения» как все еще вспомогательное судно вышел из строя еще при белых, а при переводе «Ксении» в 1923 г. в Архангельск при буксировке пошел ко дну, о чем сообщалось в газетах»3. По другим данным, судно затонуло в 1921 г. во время первой Карской экспедиции. Мы обратились к находящейся на хранении в архиве региональной прессе за этот период – газетам «Мурманский вестник» и «Полярная правда» за 1920-1923 гг., но сведений, подтверждающих какую-либо версию гибели транспорта «Ксения», обнаружить не удалось.

Метрическая книга оказалась под пристальным вниманием архивистов в процессе проведения плановой каталогизации документов, а именно при пополнении базы данных  «Электронная генеалогическая картотека». Внешне документ практически ничем не отличается от подобных документов стационарных церквей, оформлен на такой же бумаге, имеет традиционные части «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «Об умерших». Однако книга имеет и ряд особенностей.

Часть 1 «О родившихся» (лл. 1-18) начата священником Александром Давидовичем Гургенидзе, который был назначен штатным священником транспорта Сибирской флотилии «Ксения» распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства от 20 ноября 1910 г. Отец Александр делал записи за сентябрь 1914 – декабрь 1915 г. За 1916-1917 гг. записей не имеется. В этот период Гургенидзе поступил в Петроградскую Духовную Академию, и на вакантное место священника на «Ксении» распоряжением помощника протопресвитера военного и морского духовенства от 12 октября 1916 г. был назначен священник Алексей Григорьевич Иваницкий, который и продолжил вести в книге записи с января 1918 г. Стоит отметить, что преемственность в нумерации записей о родившихся лицах обоего пола у священников отсутствует, например, по лицам мужского пола о. Александр остановился на записи номер 27, о. Алексей начинает вести отсчет с номера 13. В числе лиц, ведущих учет родившихся, появляется еще один священнослужитель - протоиерей Павел Воронов, который с 23 октября 1917 г. состоял при церкви линкора «Чесма» флотилии Ледовитого океана, а с 1 марта 1918 г. по декрету Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства был освобожден от службы в церкви на корабле и по решению мурманских верующих стал настоятелем Николаевской церкви в г. Мурманске. 1 июля 1918 г. в книге сделана отметка, что дальнейшие акты внесены в метрическую книгу Николаевской церкви г. Мурманска за 1918 г.

Записи о заключении браков за период 1914-1916 гг. отсутствуют, предположительно часть 2 «О бракосочетании» была изъята из книги или утрачена еще до поступления документов в архив.

Далее в книге следует часть 3 «Об умерших», заполненная рукой Гургенидзе, до л. 33.

Документ продолжается уже как «метрическая книга, данная из Духовного правления при Протопресвитере военного и морского духовенства в церковь при флотской роте Кольской базы за 1916-1917 гг. Открывает ее снова часть 1 «О родившихся», с л. 34 записи сделаны рукой священника Иоанна Стефановского. С л. 38 начинаются записи, произведенные священником линкора «Чесма» Петром Покаровым, с л. 41 вновь располагаются записи священника Алексея Иваницкого. Причем в рамках раздела все записи располагаются по хронологии и последовательно в порядке возрастания счета родившихся женского и мужского пола.

С л. 56 - часть «Об умерших» за декабрь 1916 – январь 1917 гг., заполненная священником Кольской базы Иоанном Стефановским. С л. 60 с марта 1917 г. записи делает священник линкора «Чесма» Петр Покаров, по-прежнему с преемственностью счета, на этот раз не родившихся, а умерших лиц обоих полов. С л. 72 часть «О бракосочетавшихся» с начала 1917 г. ведет Иоанн Стефановский, на л. 74 отмечается священник «Чесмы» Петр Покаров, с л. 76 – Алексей Иваницкий.

С л. 80 неожиданно открывается часть «О родившихся» за 1917 г. метрической книги, данной «из Архангельской духовной консистории священнику 53-го рабочего батальона действующей армии Северного фронта в районе Мурманской железной дороги на участке Кандалакша-Мурманск», заполненная священником Владимиром Теминым.
Уже даже это неполное перечисление приложивших к документу руку священнослужителей показывает нам, что фактически данная метрическая книга может быть своего рода конгломератом, состоящим из частей разных метрических книг разных учреждений культа.

Это же смешение происходит в книге брачных обысков, которая велась в судовой церкви «Ксении» - среди обысков, заполненных священником транспорта «Ксения» Алексеем Иваницким присутствуют документы, составленные священником линкора «Чесма» Петром Покаровым, пронумерованные валово в порядке возрастания номеров.

Традиционно метрические книги считаются документами генеалогического характера, поскольку на их основании можно воссоздать генеалогию родов, иногда – установить факты биографии их представителей. Но как раз с генеалогической точки зрения для мурманских исследователей книга представляет незначительный интерес и вот почему: все записи книги, а их – 361, сделаны о лицах, родители которых не являются коренными жителями края. На основании записей метрической книги составлено 406 карточек-записей в базе данных «Электронная генеалогическая картотека» за 1914-1918 гг.  

Увеличение количества карточек по сравнению с количеством записей происходит потому, что на событие «бракосочетание» создается 2 именные карточки – 1 на жениха и 1 на невесту. Поскольку электронная картотека входит в число баз данных, составляющих  «Автоматизированную информационную систему по документам Архивного фонда Мурманской области» (АИС ДАФ МО), размещенную в сети Интернет, карточки могут быть доступны и полезны генеалогам и пользователям других регионов Российской Федерации.
Однако, несмотря на свой довольно низкий генеалогический потенциал, книга может быть интересна историкам, изучающим события, происходящие в России на севере в начале XX в.
61 запись за 1914 г. - декабрь 1915 г. сделана до прибытия транспорта «Ксения» на Мурман и главным образом содержит сведения о жителях Дальнего Востока, в основном – военнослужащих Сибирской флотилии и членах их семей. В записях содержатся интереснейшие сведения о кораблях флотилии – упоминаются подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметьев» в составе дивизиона подводных лодок, транспорт «Тобол», миноносцы «Твердый», «Грозовой», перечислены звания и должности членов экипажей. 49 записей посвящено рождению детей в семьях гражданских и военных лиц, 12 записей – о смерти, в основном – детей первого года жизни.
Наибольший интерес для мурманских историков и краеведов, безусловно, представляют записи, составленные с июля 1916 г., когда в церковь стали обращаться верующие, проживающие на территории Кольского края.

На основании записей священников Алексея Иваницкого, Павла Воронова, Петра Покарова и Иоанна Стефановского можно судить о социально-экономической и политической ситуации на Мурмане того времени.

Данные книги свидетельствуют о достаточно интенсивной миграции крестьянского и мещанского населения в регионе: упоминаются граждане - выходцы из Киевской, Витебской, Тульской, Воронежской, Ярославской, Саратовской Нижегородской, Архангельской, Пензенской, Вологодской, Курской и др. губерний и частей государства.

Участие России в Первой мировой войне повлияло на состав населения края: появляются записи о сухопутных и морских военнослужащих. В основном это касается записей о смерти граждан. Из 91 записи о кончине граждан за 1917-1918 гг. 16 записей – о смерти рядовых, матросов и офицеров. Среди них встречаются и представители известных фамилий, игравшие важную роль в политических событиях того периода.

Например, от 22 марта 1917 г. имеется запись о смерти контр-адмирала Анатолия Ивановича Бестужева-Рюмина.
Он прибыл на Мурман как командующий отряда судов особого назначения с Дальнего Востока, причем переход этих судов был осуществлен довольно успешно благодаря административному опыту военачальника. К тому времени А.И. Бестужев-Рюмин являлся начальником Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива, базировавшегося в Мурманске. В Мурманске, возможно случайно, в какой­-то момент сорвался корабельный трап, и Анатолий Иванович с большой высоты упал в ледяную воду. Видимых последствий замечено не было, командир продолжал исполнять свои обязанности, однако через несколько дней, как пишет священник линкора «Чесма» П. Покаров, контр-адмирал «умер от разрыва сердца, по внезапной смерти не был причащен» и 26 марта 1917 г. в сопровождении боцмана Севастьянова пассажирским поездом № 97 отправлен сначала в Петроград, а затем – в усадьбу Бестужевых-Рюминых в селе Рыбинское Бежецкого уезда Тверской губернии.

От 28 января 1918 г. в книге значится запись о смерти 43-летнего контр-адмирала Казимира Филипповича Кетлинского, личность которого, и особенно его деятельность в Мурманске, до сих пор является предметом полемики в исторической науке и литературе. С 11 сентября 1917 г. он был назначен Главным начальником Мурманского укрепленного района (Главнамуром), то есть командующим всем северным побережьем Кольского полуострова, а также командиром Мурманского отряда судов. После  октябрьской революции Кетлинский вступил в сотрудничество с Мурманским революционным комитетом большевиков, продолжая оставаться на посту Главнамура. Ряд членов Мурманского совета требовали отдать его под суд за утверждение смертного приговора матросам «Аскольда», которым он командовал в 1916 г. Экипаж крейсера выступил в защиту бывшего командира. Народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко 9 января 1918 г. отдал распоряжение об аресте Кетлинского, но уже 12 января приказ был отменён, Кетлинского освободили из-под стражи, и он продолжил работать на своей прежней должности. В том же январе 1918 г. Революционный судовой комитет подал требование расстрелять Главнамура. 28 января 1918 г. Кетлинский был смертельно ранен по дороге из Центромура к штабу двумя неизвестными и скончался примерно через 20 минут после покушения. Убийство осталось нераскрытым. По официальной версии адмирала убили белогвардейцы, так как он перешёл на сторону красных. Сам Кетлинский перед смертью сказал, что в него стреляли «аскольдовские матросы». В метрической книге указано, что убит Главнамур огнестрельным оружием и погребен 31 января 1918 г. на Мурманском городском кладбище.

Причины смерти других лиц носят разнообразный характер.

47 граждан, включая детей первого года жизни, умерло от инфекционных заболеваний различной этиологии (оспы, туберкулеза, дизентерии, менингита и др.), 5 граждан – от заболеваний сердечнососудистой системы, что в целом, безусловно, говорит об ограниченности медицинской помощи и неудовлетворительном санитарном состоянии города. 13 лиц – молодые матери и младенцы, - умерли в тяжелых родах и от последующей слабости. 7 граждан погибло при пожарах и по причине получения сильных ожогов – разумеется, ожоговая медицина на северной периферии была развита очень слабо. Распространение технического прогресса, благодаря которому в регионе появились флот и железнодорожный транспорт, косвенно способствует тому, что причиной смерти становятся несчастные случаи на кораблях и железной дороге, происходящие по причине   нарушения техники безопасности – отмечены 4 таких случая, среди них – попадание под поезд, ушиб якорным канатом. 5 граждан скончалось от отравления денатурированным спиртом, что говорит о распространении такого социально-бытового явления как пьянство. Зафиксированы 4 случая самоубийства, которые свидетельствуют о депрессивных настроениях части населения. Все эти факты могут быть интересны для историков в плане изучения менталитета населения региона того периода.

Стоит отметить, что церковь наряду с православными верующими посещали для крещения и бракосочетания представители других ветвей христианства - лютеране и католики. На территории региона с 1905 г. существовал Евангелическо-Лютеранский приход в г. Александровске, ныне – Полярном, который возглавлял пастор Андрей Густав Вуотила. Приход находился на расстоянии чуть более 60 км от Мурманска, и не все его прихожане имели возможность туда добраться, поэтому считали допустимым крестить детей и сочетаться браком в соответствии с православными обрядами. Об этом имеется 4 свидетельства в книге.

Фрагменты метрической книги церкви-вагона 53-го рабочего батальона на сегодняшний день являются фондовым включением, содержащим сведения о ситуации на отдельном участке Мурманской железной дороги. Этот батальон упоминает К.Ф. Кетлинский в своем докладе «Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 г.» от 21 октября 1917 г. в качестве воинской части, которая в действительности имеет скудное вооружение и является скорее партией рабочих в военной форме, получая и содержание наравне с рабочими.
Священником 53-го рабочего батальона действующей армии Северного фронта Владимиром Теминым составлено 46 записей: 18 – о рождении, 11 – о бракосочетании, 17 – о смерти. Снова мы не находим среди них записей о коренных жителях Мурмана, упоминаются лишь граждане - выходцы из других регионов страны.

В части «Об умерших» метрической книги имеются сведения о четверых военнослужащих 53-го и 54-го рабочих батальонов в звании рядовых, скончавшихся от туберкулеза, тифа, и погибших от ран, основная же масса перечисленных прихожан – гражданские лица, умершие от инфекционных (7) и сердечнососудистых (2) заболеваний, по неустановленным причинам (2), вследствие несчастного случая (2).

Проведя такой небольшой анализ содержания записей, наполняющих метрическую книгу, мы видим, что данный архивный документ, как и каждая метрическая книга, несет  в себе не только генеалогическую нагрузку, но хранит и разнообразную информацию о реалиях времени, в связи с чем никогда не выпадет из поля внимания историков и краеведов как ценный исторический источник.

________________________________________________________________________________
1. Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период// Региональные программы… С.141.
2. ГАМО. Ф.Р-100. Оп. 1. Д. 6. Л. 16-16об.
3. ГАМО. Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 6. Л. 31

Печать

Top.Mail.Ru