Сабенникова Ирина Вячеславовна,
ведущий научный сотрудник отдела архивоведения
Всероссийского научно-исследовательского института
документоведения и архивного дела,
доктор исторических наук (г. Москва)
Генеалогия в системе современного знания: теория и методология когнитивной истории О.М. Медушевской
Ольга Михайловна Медушевская – известный российский ученый, первый заслуженный профессор РГГУ. В настоящее время общепризнанным является значение для российской и мировой науки созданной ею теории и методологии когнитивной истории1. Данная научная теория стала новой парадигмой в гуманитарном познании, открыв перспективы междисциплинарного синтеза для целого ряда научных направлений и дисциплин – от теории информации и наук о мозге до истории, антропологии, источниковедения, всего комплекса вспомогательных исторических дисциплин и архивоведения. С изданием «Собрания сочинений» ученого в 2017 г. стало возможным введение в научный оборот всего корпуса ее трудов, методических материалов, программ лекционных курсов, а также большой историографии о ее творчестве, позволяющих раскрыть процесс формирования данной концепции и направления ее развития в историографии2.
Процесс гуманитарного познания в трудах О.М. Медушевской предстает как реконструкция исследователем системы информационного обмена – непосредственного и опосредованного, - которая функционировала в прошлом и отражена во всей совокупности продуктов целенаправленной человеческой деятельности. Основной задачей данного познания становится установление смысла этой деятельности, - путем раскодирования фиксированной информации всей совокупности исторических источников3. С этим связано специальное внимание к формам фиксации информации в прошлом – вопросам ее кодирования, передачи и интерпретации, - методам, позволяющим исследователю обеспечить точную и доказательную реконструкцию смысла понятий исторического источника и стоящей за ним когнитивной реальности – понимания пространства, времени и смысла существования человека определенной эпохи, в том числе, значительно удаленной от нас во времени4.
В рамках этой исследовательской логики, ориентированной на понимание смысла представлений прошлого и их доказательную реконструкцию, особое место отводится теоретическому и прикладному источниковедению и всему комплексу так называемых «вспомогательных исторических дисциплин», применяющих специальные точные методы для анализа определенных областей конструирования реальности – языка (палеография), времени (хронология), пространства (историческая география и топонимика - названия мест), торгового обмена (нумизматика), фиксации правовых отношений (дипломатика и сфрагистика), сословного статуса (геральдика), и отношений родства (генеалогия), выбора имен собственных (ономастика)5, причем подчеркивается особое значение системы этих дисциплин и их методов в современной гуманитарной культуре6. В рамках деятельности Кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ (позднее РГГУ) О.М. Медушевская, являвшаяся бесспорным научным лидером данного центра, сыграла ключевую роль в создании общей концепции гуманитарного историко-архивного образования, развитии источниковедения и вспомогательных научных дисциплин7, их преподавании, создании специализированных курсов и программ, в частности по генеалогии8, научном руководстве первыми кандидатскими диссертациями в этой области9. Она стала инициатором первых конференций МГИАИ по вопросам генеалогии10, обобщив российские и зарубежные исследования в этой области11.
Вклад О.М. Медушевской в развитие генеалогии очень значителен и представлен по ряду направлений. Во-первых, она сыграла ключевую роль в сохранении и продвижении классических традиций генеалогических исследований русской академической науки в советский период, когда они были полностью отброшены как наследие «буржуазной науки прошлого» и могли существовать исключительно в рамках общего курса исторчниковедения русской истории – как узкая «вспомогательная» сфера исследовательской деятельности. В этом качестве генеалогия постоянно присутствовала в трудах О.М. Медушевской по теории, истории и практике источниковедческих исследований, начиная с 1950-х гг. ХХ в.12. Во-вторых, существенное значение имела постановка О.М. Медушевской вопроса о роли и методах генеалогических исследований в изучении социально-экономической и политической истории русской государственности и целенаправленное выявление источников, содержащих генеалогическую информацию в кооперации с отечественными и зарубежными исследователями российского и западного феодализма13 – это прежде всего, корпус документов делопроизводственного и учетного характера, активно вводившихся в научный оборот в 70-80-е гг. ХХ в. (Родословные книги, Боярские книги, Боярские списки, переписи чиновников, служилых людей и казаков), широкий круг документов различного происхождения, содержащих данные о родстве – письменных, изобразительных, записанных с устных свидетельств и позволявших расширить применение генеалогических исследований на другие социальные слои (купечество, городское население, крестьянство). В-третьих, отметим постановку вопроса о границах применения генеалогических методов, разработанных для феодального периода к периодам новой и новейшей истории, связанных с учетом специфики документации и решением задач получения верифицируемой и доказательной информации, требующих особых профессиональных навыков в источниковедческих исследованиях. Особое внимание обращалось на генеалогию наиболее динамичных социальных групп, менявших когнитивные представления эпохи, включая, например, ведущих представителей научных школ14, землепроходцев, мореходов15 и участников русских географических открытий16.
Оценивая место генеалогических исследований в своем учении об источниковедении, О.М. Медушевская отмечала, в то же время, что они выходят за эти пределы, поскольку открытие новых источников генеалогической информации затрагивает проблемы архивоведения и социологии. «Генеалогические факты, - подчеркивала она, приобретают научную значимость тогда, когда возникает возможность связать их с дополнительными сведениями о сословной принадлежности личности, имущественном положении, образовании, служебном статусе, политической или другой общественной деятельности тех лиц, родственные связи которых исследуются»17. Генеалогия в этом смысле обращена к общечеловеческим ценностям семьи, родства и отношения поколений, ее предмет исполнен интереса не только для специалистов, но и общества, независимо от социальных, национальных и профессиональных разделений в нем, а потому выступает важным индикатором гуманитарной культуры18. При этом достигается одна из ключевых проблем познания – «преодолеть раздельное изучение биологического, психологического, социального аспектов природы человека»19.
Констатировав появление в западной науке 1960-1970-х гг. такого явления как «ренессанс эрудиции», О.М. Медушевская объясняла его, с одной стороны, трансформацией сознания в направлении гуманизации, историзма и интереса к человеческой личности и, с другой, изменением структуры общества, семьи и появлением нового типа отношений «отцов и детей» с переходом к новому восприятию родства и связанных с ним социальных стереотипов. Выражением этих тенденций стало возрождение генеалогических исследований в историографии европейских стран, представленное ростом научной литературы, изданием обзоров фондов, путеводителей, энциклопедий, каталогов, справочников, отдельных документов во многих странах – от Франции, Германии, Великобритании и Польши, где эти исследования опираются на длительную историческую традицию до США и Австралии, где стали ответом на растущий социальный запрос общества обнаружить свои корни, начиная с эпохи колонизации. «Генеалогические проблемы сегодня, - констатировала О.М. Медушевская, - выступают как одна из тех сфер деятельности, где наиболее активно проявляет себя связь профессионализма и массовой инициативы, движения любителей истории». В этой перспективе возрастает актуальность исследовательских, координационных и организационных вопросов, прежде всего «соединения интереса к генеалогии, с одной стороны, и необходимого источниковедческого профессионализма, - с другой»20.
О.М. Медушевской, безусловно, принадлежит центральная роль в восстановлении престижа генеалогии и генеалогических исследований в постсоветский период, представленная в серии чрезвычайно резонансных статей и выступлений ученого по этим темам конца 70-начала 90-х гг. ХХ в., обобщившим достижения западной и российской науки. Играя ключевую роль в формировании научно-педагогической концепции РГГУ, О.М. Медушевская подчеркивала самостоятельную роль генеалогических исследований в этой концепции21, усматривая их значение не только для укрепления академического профессионализма, но и повышения престижа гуманитарного исторического образования в обществе, неожиданно открывшем для себя эту сферу деятельности, а также переориентации деятельности архивов в соответствии с этим социальным запросом. Проявлением этого стало сочетание академических исследований с появлением значительного числа генеалогических обществ и широкое распространение генеалогов-любителей в разных странах, включая Россию22.
Переломное значение сыграл доклад О.М. Медушевской – «Генеалогия в системе современного знания», прочитанный на специальной конференции Общества историков и архивистов в 1993 г.23. В нем четко представлено определение предмета данного научного направления, возможности междисциплинарного синтеза и сформулирована программа развития данной области знаний в России. Предметом генеалогии в традиционном понимании (как одной из древних исторических дисциплин) является установление и закрепление в памяти поколений систем родства, а ее развитие в сословном обществе связано с практическими потребностями привилегированных сословий по закреплению статуса, определявшегося происхождением, фиксируемым родословием (генеалогическим древом). Из этого понимания не следует, однако, что предмет генеалогии как современной научной дисциплины ограничивается данным кругом задач, - он определяется, скорее, теми широкими информационными возможностями, которые данная дисциплина демонстрирует при выявлении и изучении всего корпуса исторических источников, содержащих генеалогическую информацию.
Корпус документов, содержащих генеалогическую информацию реконструируется О.М. Медушевской с позиций теоретического источниковедения на основе их видовой классификации. Это, во-первых, собственно генеалогическая документация, специально созданная или подобранная для доказательства происхождения и родства (как, например, родословные книги российского дворянства); во-вторых, это документы, содержащие информацию массового характера, которые создавались для других целей, но включают данные генеалогического характера (например, некоторые разновидности учетно-контрольных документов – анкеты, списки администраторов и других лиц для достижения управленческих задач); в-третьих, - это вообще всякая документация, содержащая данные о лицах, а следовательно те или иные данные, позволяющие при соответствующем сопоставлении и исследовании дополнить генеалогические сведения. Систематическое выявление в архивах и комбинированное изучение этих документов с позиций генеалогии позволяет создать резервуар генеалогической информации с возможностями ее фиксации, классификации по разным признакам и практического применения – предоставления для использования.
Этим определяется место генеалогии в системе современного знания, а также его адресат – круг реципиентов генеалогической информации. Специфика предмета генеалогии (установление родственных отношений) с позиций информационного обмена представлена по трем направлениям: по вертикали (хронологическая ось передачи данных о родстве из прошлого в будущее); по горизонтали (сети родственных отношений определенного периода времени); и по линии функционирования социальных институтов – от семьи и рода до социальных групп, слоев, определения их статуса и социально-психологических установок в социуме (включая символику, мифы и легенды, легитимирующие их происхождение и право на место в социальной иерархии).
Данный подход к определению предмета и проблемной области генеалогических исследований с позиций теории и методологии когнитивной истории превращает эту дисциплину из вспомогательной и прикладной в одно из центральных направлений гуманитарно-исторического познания, открывая новые возможности междисциплинарного синтеза. Генеалогические исследования прекрасно сочетаются с рядом фундаментальных наук: социологией – изучением социальной стратификации и мобильности, позволяя понять процессы формирования сословий и каст, профессиональных групп, перемещения из одних социальных групп в другие и исторические тенденции этих изменений; правом – раскрытием системы писаных или неписаных норм (обычное право), определяющих статус и привилегии индивида и группы в зависимости от системы родства; социальной психологией – раскрытием социальных стереотипов, связанных с конфессиональными, национальными, сословными, имущественными и возрастными особенностями заключения брачных союзов и шкалы их предпочтительности в обществах разного типа.
Круг областей взаимодействия генеалогии с исторической наукой включает междисциплинарные контакты с исторической демографией – изучением закономерностей наследственности, здоровья, влияния естественных и социальных факторов на рост или сокращение населения; исторической географией – анализом переселения населения из одних регионов в другие с изменением их семейных отношений; изучением институтов с позиций просопографии (метода коллективной биографии), позволяющего реконструировать состав и родственные связи членов устойчивых социальных корпораций, организаций и институтов, что позволяет понять их социальный профиль, интересы и факторы устойчивости существования. В целом, генеалогические данные становятся информационным резервуаром для раскрытия истории семьи и рода, экономической истории (перемещения собственности и имущества) и социально-политической структуры (или истории сословий), культуры, в том числе – отдельных ее выдающихся представителей с позиций их происхождения, семейных и социальных связей.
Говоря об общественном значении генеалогии и генеалогических исследований, О.М. Медушевская подчеркивала три стороны этого явления: во-первых, очевидный рост запроса населения на генеалогическую информацию, начавшийся в постсоветский период и связанный, преимущественно, с поиском разными социальными слоями культурной, исторической и наследственной преемственности (восстановление семейной памяти), разорванной русской революцией, эмиграцией и последующими радикальными изменениями в общественном сознании; во-вторых, степень готовности Государственной архивной службы ответить на этот запрос предоставлением необходимой генеалогической информации архивов и созданием поисковых систем, делающих реализацию этого запроса технически осуществимым; в-третьих, уровень образования и профессионализм исследователей, необходимый для качественного научного сопровождения этой деятельности и развенчания различных псевдонаучных конструкций и мифов, полноценной источниковедческой экспертизы вводимых документальных ресурсов и доказательного анализа их информационной ценности.
Объединение усилий общества, архивистов и исследователей в этой работе рассматривалось как важная составляющая успеха в данной области знаний. Сохраняет, поэтому значение предложение О.М. Медушевской о создании единого национального Центра генеалогических исследований, способного интегрировать, координировать и направлять деятельность по формированию современного направления генеалогических исследований.
________________________________________________________________________________
1. Когнитивная история: концепция – методы – исследовательские практики: Чтения памяти профессора Ольги Михайловны Медушевской. М.: РГГУ, 2011; Круглый стол по книге О.М. Медушевской «Теория и методология когнитивной истории»// Российская история, 2010. № 1. С.131-166; Концепция когнитивной истории: интеллектуальные источники, место в структуре современного гуманитарного знания, перспективы развития // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН, 2013. Вып. 44; Медушевская О.М. // Историки России. Иконография. М.: Собрание, 2015. Кн. 3. С. 264-279; Беззаветное служение науке и образованию. К 100-летию со дня рождения профессора Ольги Михайловны Медушевской. Международная научная конференция 6 октября 2022. М.: РГГУ, 2023.
2. Медушевская О.М. Собрание сочинений в 4 томах. Под общ. ред. А.Н. Медушевского. М.-Берлин, Директ-Медиа, 2017. Т. 1-4.
3. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории // Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин, 2017. Т. 1. С. 65-418.
4. Медушевская О.М. Когнитивно-информационная теория в социологии истории и антропологии// Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин, 2017. Т. 1. С. 775 - 814.
5. Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания. Сборник памяти О.М. Медушевской. М.: РГГУ, 2008; Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. М.: РГГУ, 2015.
6. Медушевская О.М. Вспомогательные исторические дисциплины: особая система методов гуманитарного познания // Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин, 2017. Т. 4. С. 368- 370.
7. Медушевская О.М. Источниковедение в системе гуманитарного образования// Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института. – М.: РГГУ, 2001.
8. Генеалогия: программа курса для специальностей № 020700 – История, № 020800 – Историко-архивоведение. Сост. Е.В. Пчелов. Под ред. О.М. Медушевской. М.: РГГУ, 1999.
9. Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей IX-начала XI в. Источники, проблемы, интерпретации. Автореф. дисс. … канд. ист. наук 07. 00. 09; Науч. Рук. О.М. Медушевская. Екатеринбург, 1997.
10. Генеалогия. Источники, проблемы и методы исследования. М.: МГИАИ, 1989.
11. Медушевская О.М. Генеалогия в зарубежных исследованиях // Генеалогические исследования. М.: РГГУ, 1994. С. 50-58.
12. Этот интерес отражен уже в первых крупных научных трудах по истории русских географических открытий. См. Медушевская О.М. Пространство и время в науках о человеке: Избранные труды. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.
13. См.: Медушевская О.М. Генеалогические исследования польских историков // С.Б. Веселовский и проблемы генеалогических исследований. М.: Наука, 1977. С. 266-273.
14. Медушевская О.М. История науки как динамический процесс// Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 4. С. 263-261.
15. Медушевская О.М. Социальный состав мореходов XVIII в. // Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII веков. – М.: РГГУ, 1990.
16. Медушевская О.М. Источники о плаваниях русских мореходов на Алеутские острова во второй половине XVIII в. // Реализм исторического мышления: проблемы отечественной истории периода феодализма. М.: МГИАИ, 1991. С. 3-14.
17. Медушевская О.М. Теория, история и метод источниковедения // Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 1. С. 760.
18. Медушевская О.М. Источниковедение и гуманитарная культура// Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 2. С. 868.
19. Медушевская О.М. Единство человека в свете источниковедческой парадигмы методологии гуманитарного познания// Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 4. С. 452-453.
20. Медушевская О.М. Генеалогия в зарубежных исследованиях // Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 4. С. 377-378.
21. Концепция развития Историко-архивного института РГГУ М.: РГГУ, 2002.
22. Медушевская О.М. О проблемах генеалогии // Советские архивы, 1989, № 6.
23. Медушевская О.М. Генеалогия в системе современного знания// Медушевская О.М. Собр. Соч. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. Т. 4. С. 371-376.