• Главная
  • 2023
  • Резникова Т.В., Заемная «роспись» Антониево-Сийского монастыря 1650-х гг. как источник по генеалогии холмогорского купечества

21092023

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Резникова Татьяна Владимировна,
главный специалист отдела научной информации и
публикации документов ФКУ «Российский
государственный архив древних актов» (г. Москва)

Заемная «роспись» Антониево-Сийского монастыря 1650-х гг. как источник по генеалогии холмогорского купечества

Антониево-Сийский Троицкий мужской монастырь был основан в 1520 г. на берегу Большого Михайлова озера и реки Сии. В 1525 г. обитель получила жалованную грамоту от великого князя Василия III на земельные угодья и церковную утварь. Иван IV в 1543 г. пожаловал монастырю окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г. – судебные и финансовые льготы. Во второй половине XVI в. обитель имела свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. Борис Годунов сослал своего политического противника, боярина Федора Романова, (в иночестве Филарет, будущий патриарх при своем сыне Михаиле Романове) в Сийский монастырь, что послужило в дальнейшем на благо обители. Игумен Иона старался облегчить пребывание в ссылке высокопоставленного узника, а в 1620-х гг. патриарх Филарет не забыл проявленного к нему дружеского отношения.1 После воцарения династии Романовых игумен Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Роль и влияние Антониево-Сийского монастыря в Двинском крае значительно усилилась. Наряду с Соловецким монастырем Сийская обитель стала крупным духовным и хозяйственным центром.2 Подчеркнем, что монастырь располагался приблизительно в 100 верстах от Холмогорского посада, и имел хозяйственные связи с местным купечеством. Как известно, жители Холмогор со второй половины XVI в. вели активную торговлю с западно-европейскими купцами.3

Для совершения торговых операций купцы занимали денежные средства у Антониево-Сийского монастыря. Сведения об этом сохранились в документе, который имеет следующее самоназвание «роспись колмогорцам торговым людям, которые имали в ефимки денги и хто по ком порука» 1650-х гг.4 Купцы брали в долг русские деньги, а возвращали «ефимки любские» (очевидно, полученные от иностранцев) по курсу 15 алтын 4 деньги за ефимок, что подтверждает наблюдения  В. Н. Потина.5

Источник не содержит даты начала составления, но записи о возврате денег датированы: самая ранняя 14 марта 1654 г., самая поздняя – 13 февраля 1655 г.6 Помимо основных записей в тетрадь подклеена «память», составленная на другой бумаге с датой 14 января 1653 г.7 К филиграни, которая просматривается на большинстве листов рукописи, наиболее близок Герб семи провинций (Лев с мечом) датируемый 1657 г.8 На подклеенном л. 15 виден фрагмент Кувшинчика с литерами IP, наиболее близкие к нему водяные знаки датируются 1621 и 1629 гг.9 Заметим, что обычно все денежные операции фиксировали в приходо-расходных книгах, которые вели в течение одного года. Длительные сроки займов (5, 10 лет), как правило, оговаривали дополнительно. Поскольку в «росписи» подобных указаний на срок выдачи денег нет, то можно предположить, что займы были выданы на один год. Таким образом, датировать изучаемый источник следует 1653 г.

В этой «росписи» зафиксированы сведения о лицах, бравших в долг различные денежные суммы, а также их поручителях. Каждая выплата части долга сопровождалась записью с указанием даты, имени должника и суммы, которую он вернул. Для понимания формуляра записей в документе приведем цитату: «На колмогорце на посадцком человеке на Еремее Иоевле сыне Софьине 100 рублев. Порука по нем Осип Федоров сын Морошкин, Василей Филатов сын Мылников, Иван Степанов сын Софьин, Василей Иванов сын Малахов, Макар Федоров сын Ляскин, Клементей Кузмин сын Котелников, Иван Гаврилов сын Зайков, колмогорцы. 162-го году марта в 14 день Еремей Иевлев уплатил семь фунтов без четырех золотников ефимков любских. Взято. 163-го году февраля в 5 день Еремей же уплатил 61 золотник ефимков любских. Взято. И всего уплатил 7 фунтов 57 золотников, числом 106 ефимков с третью и бес трети золотника, по 15 алтын 4 денги ефимок. Итого 49 рублей 31 алтын 4 денги. Дана отпись февраля в 18 день. Дана».10 После полной выплаты долга запись перечеркивали вертикально или крест на крест и делали помету о том, что деньги возвращены, и выдавали заемщику «отпись». Те записи, по которым купцы по какой-либо причине не смогли расплатиться полностью, не были зачеркнуты, но рядом с большинством из них сделаны пометы о частичном погашении долга.

Как хорошо видно из формуляра, заемщиками в большинстве случаев были «торговые люди» с полным обозначением имени, отчества, фамилии и, как правило, с указанием географической привязки (преимущественно с Холмогорского посада). Важно отметить, что для большинства заемщиков указаны три-четыре поручителя, некоторые из которых приходились родственниками или соседями. Также для генеалогического исследования важно, что долги могли отдавать родственники купца – мать, жена, братья.

Всего в источнике содержатся 36 записей о займах, которые включают сведения о 101 заемщике (заемщиков и поручителей 140), полностью были погашены долги в 24 случаях, частично – в 3 случаях и 6 записей не содержат сведений о возврате долга. Две записи отличаются от остальных тем, что в одном случае долг был уплачен представителем «гостинной сотни» Иваном Якимовым сыном Усовым11, а в другом оплата произведена «на Москве». Отдельно стоит «память», описанная выше, с указанием суммы долга и не имеющая отметок о выплатах.

Обратимся к тем случаям, когда сведения из источника раскрывают семейные связи. Так, заемщиками могли быть братья, которые независимо друг от друга брали в долг. Например, Еремей Иевлев сын Софьин взял в долг 100 рублей (на себя), а его брат – Василий Иевлев сын Софьин, тоже был заемщиком, но в составе группы посадских людей из 8 человек. При этом среди этих заемщиков мы встречаем братьев Карпа и Роспуту Игнатьевых, братьев Кирилла и Михаила Фокиных детей Старостиных. В числе поручителей Еремея Иевлева сына Софьина записан Иван Степанов сын Софьин, который мог приходиться дядей или племянником заемщику. Всего в документе встречается четыре представителя с патронимом-прозвищем «Софьин».12

В трех записях «росписи» упоминаются представители семьи Пятухиных, а именно Павел Назарьев с сыном Иваном, братья Селиван, Игнатей, Микифор и Мокей Васильевы дети, а также Евсей Степанов. На основании общего патронима-«прозвища» можно предположить, что они являются родственниками дядями и племянниками. На это указывает и их ремесло, все они гребенщики. Вероятно, это были успешные предприниматели, учитывая количество и сумму займов (представителями данной семьи было взято в долг денег (в том числе с купцами других фамилий) на общую сумму 700 рублей).13

Для сравнительно-исторического анализа и уточнения генеалогических сведений была привлечена переписная книга Холмогорского посада 1646 г., которая, согласно подсчетам О. В. Овсяникова, содержит сведения о 894 тяглых жителях.14 Для анализа состава посадских людей из «росписи» и переписной книги имена были занесены в таблицу (см. Приложение. Таблица 1). Такое сопоставление уместно, поскольку многие заемщики проживали на Холмогорском посаде, а также хронологической близостью источников.

В «росписи», в части, отражающей возврат денег, содержится запись, что за одного из заемщиков, а именно Осипа Федорова сына Морошкина, долг платила его мать Феодора.15 В переписной книге 1646 г. есть запись об Осипе Морошкине с племянниками16, но вот сведения о его матери мы можем почерпнуть только из документа о займе, поскольку женщины (если они не являлись вдовами и владелицами двора, либо просвирницами на монастырском подворье) не учитывались в переписных книгах, поскольку налог с них не взимался.

Важную роль в генеалогическом поиске играет фамилия. Но для XVII в. этот параметр не характерен, поскольку фамилии в современном понимании сформировались только в конце XIX – начале XX в. XVII – XVIII вв. записывались так называемые патронимы-«прозвища», которые могли отражать род занятий (например, Шапошниковы, Кузнецовы, Мясниковы), привязку к месту проживания (Вологда, Варзуга), указание на восходящего предка (Степанов, Вавильев). К сожалению, патронимы-«прозвища» записывались не всегда. Исследователи, проводя поиск по материалам писцовых книг, как правило ориентируются на Имя-Отчество. Но в редких случаях бывает, что имена и отчества у владельцев дворов совпадают или указан только один представитель семьи (без указания детей или братьев). Так в переписной книге 1646 г. выявлена запись о братьях Карпе и Федоте Игнатьевых детях и Кирилле, Михаиле и Федоте Фокиных детях, записанных в одном дворе. В данной переписи указано прозвище Федота Игнатьева (Роспутка), а также другие представители семьи, такие «подсказки» значительно облегчают поиск.

Вместе с тем, в записях 1650-х годов «на Карпе, да на Роспуте Игнатьевых детех, да на Кириле, да на Михайле Фокиных детех Старостиных» совместно с другими купцами числится займ в 200 рублей.17 Таким образом, благодаря хозяйственной книге Сийского монастыря выявлены уточняющие сведения о семье Старостиных. В качестве примера может служить и запись о займе Иваном Евсеевым сыном Осечкиным вместе с другими холмогорцами 200 рублей.18 В «росписи» указано, что дважды платеж вносил Богдан Осечкин, который скорее всего приходится братом Ивану. При просмотре переписи 1646 г. в числе жителей Холмогорского посада упоминаний о Богдане не выявлено. В данном случае хозяйственный документ монастыря более информативен, чем перепись. В качестве еще одного примера можно привести запись переписной книги Холмогорского посада 1646 г.: «Двор Ивана ж Усова, а в нем живет прикащик ево Митрошка Григорьев».19 Информацию об этом же приказчике находим в «росписи», где «Ивана Усова приказщик Митрофан Григорьев сын Окулова»20 выступает в качестве поручителя у Богдана Нестерова сына Кокорина со Степаном Федоровым сыном Нагибиным и у Федора и Василия Ефимьевых детей Пругавиных.

Всего было выявлено 57 записей, подтвержденных посредством переписной книги 1646 г. Нужно учитывать, что не все лица, указанные в «росписи», проживали непосредственно на посаде в Холмогорах, некоторые были из Куростровской волости или даже из других городов (Архангельска, Вологды, Устюга), например, архангелогородец Федор Иванов сын Попов21, вологжанин Андрей Осипов сын Оконничников22, устюжанин Первой Семенов сын Протодьяконов23. Они выступали и как созаемщики вместе с кем-то из Холомогор, и как поручители.

Общая сумма займа у Антониево-Сийского монастыря составила 5010 рублей, которая пришлась на 101 заемщика. Размеры займов были следующими: в 20 случаях занимали 100 руб. (самая распространенная сумма займа), в 4-х случаях – 200 руб., 3 раза по 300, дважды – 150 руб., 4 – по 50 и однократно по 60, 250 и 500 (самая большая сумма займа в указанном документе) рублей.

Таким образом, благодаря введению в научный оборот заемной «росписи» Антониево-Сийского монастыря 1653 г. были раскрыты и уточнены родственные связи холмогорских купцов. Кроме этого, источник содержит сведения о ремесленной специализации заемщиков, косвенно указывает на уровень их благосостояния. Итак, монастырские хозяйственные документы часто фиксируют данные о лицах, проживавших в ближайшей округе, а порой и в отдалении, и поддерживавших религиозные и социально-экономические отношения с обителями. Естественно, что сведения переписных книг содержат больше сведений и охватывают значительно большие территории. В тех же случаях, когда материалы государственного кадастра утрачены или содержат лаконичные сведения по генеалогии, документы из монастырской казны восполняют и дополняют их.


См. Приложение

________________________________________________________________________________
1. Чаев Н.С. Из истории крестьянской борьбы за землю в вотчинах Антониева-Сийского монастыря в XVII в. // Исторический Архив. М., Л., 1936. Т. 1. С. 25–65.
2. Куратов А.А., Трифон (Плотников), архим. Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. II. С. 596–598.
3. Любименко И.И. История торговых отношений России с Англией, XVI в. Юрьев. 1912. Вып. 1; Флоря Б.Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске (конец XVI–начало XVII в.)// Средние века. 1973. Вып. 36. С. 129–151.
4. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. I.
5. Потин В.Н. Талеры на территории Русского государства в XVI–XVII веках // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Л., 1977. С. 50–104.
6. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 1, 13 об.
7. Там же. Л. 15.
8. Филиграни XVII в. по рукописным источникам ГИМ. Каталог / Сост. Т. В. Дианова, Л.М. Костюхина. М., 1988. № 869 (1657 г.).
9. Филиграни XVII в. по рукописным источникам ГИМ... № 752 (1621 г.); Филигрань «Кувшин» XVII в. / Сост. Т. В. Дианова. М., 1989. № 213 (1629 г.).
10. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 1.
11. Подробнее о госте И. Усове см.: Голикова Б.Н. Привилегированное купечество в структуре русского общества в XVI – первой половины XVIII в. Из научного наследия / Сост. Н. В. Козлова, В.Н. Захаров, И.Е. Тришкан. М.; СПб. 2012. С. 86–87.
12. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 1, 1 об., 13 об., 16.
13. Там же. Л. 14, 16, 20.
14. Овсянников О.В. Холмогорский и Архангельский посады по писцовым и переписным книгам XVII в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вологда, 1970. Вып. 1. С. 201.
15. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 3
16. Там же. Ф. 137. Оп. 1. Архангельск. Ед. хр. 1. Л. 77 об.
17. РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 1 об.
18. Там же. Л. 19
19. Там же. Ф. 137. Оп. 1. Архангельск. Ед. хр. 1. Л. 52–52 об.
20. Там же. Ф. 1196. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 4 об., 11 об.
21. Там же. Л. 18.
22. Там же. Л. 5.
23. Там же. Л. 4 об.

Печать

Top.Mail.Ru