• Главная
  • 2023
  • Студенцова Е.О., Генеалогические источники в Государственном архиве Архангельской области по Кемскому уезду Архангельской губернии

21092023

Студенцова Екатерина Олеговна,
ведущий архивист отдела публикации и
использования документов
ГБУАО «Государственный архив
Архангельской области» (г. Архангельск)

Генеалогические источники в Государственном архиве Архангельской области по Кемскому уезду Архангельской губернии

В Государственном архиве Архангельской области имеется неплохой комплекс генеалогических источников по Кемскому уезду Архангельской губернии, ныне это территория нескольких районов Республики Карелии: Беломорский, Кемский, Лоухский, Калевальский, северные части Сегежского и Муезерского. Он далеко неполный, но тем не менее позволяет составлять родословные по бывшему Кемскому уезду Архангельской губернии.

Кемский уезд располагался в западной части Архангельской губернии, граничил с севера с Кольским уездом Архангельской губернии, с востока с Белым морем, с запада с Финляндией (Улеаборгской губернией), с юга-востока с Онежским уездом Архангельской губернии, с юга и юга-запада Олонецкой губернией. Граница с Онежским уездом проходила примерно там же, где сейчас проходит граница Архангельской области с Республикой Карелией. В состав Кемского уезда, кроме материковой части, входили острова в Белом море, в том числе и Соловецкие острова. В восточной, прибрежной, части преобладало русское население – поморы, в западной части, или, как говорили, Карельском крае, Карелии, жили преимущественно карелы и финны.

Все документы по генеалогии делятся на две большие группы: 1. документы духовного ведомства (исповедные ведомости, или духовные росписи, метрические книги, книги брачных обысков, клировые ведомости и т.д.) и 2. документы светского характера (ревизии населения, переписи населения, посемейные списки, рекрутские списки и т.д.).

Начну с документов, которые очень любят и профессиональные генеалоги, и начинающие исследователи, и работники архива – это документы переписей населения 1897 г. и 1920 г. В январе 1897 г. в стране была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской империи. В нашем архиве сохранились полностью переписные листы по всем хозяйствам Архангельской губернии, в том числе и Кемскому уезду. Находятся они в фонде № 6 (Архангельском губернском статистическом комитете) в описях 18, 19 и 20. Переписные листы по Кемскому уезду включены в опись № 19. Всего 43 дела. Они все оцифрованы, с ними можно ознакомиться в читальном зале архива бесплатно и за небольшую плату на официальном сайте Государственной информационной системы «Единая архивная информационная система Архангельской области» (ГИС «ЕАИС АО») в сети Интернет по адресу: https://archives.dvinaland.ru, в разделе «Каталог фондов», подраздел «ГБУАО «Государственный архив Архангельской области». Проведению переписи предшествовала большая и очень тщательная подготовка, она была проведена в единой форме по всей стране и приурочена к одному дню, 28 января 1897 г. Кемский уезд был поделён на 6 переписных и 43 счётных участков, по одному счётчику в каждом.

Перепись производилась по отдельным хозяйствам. Все сведения заносились в переписные листы печатной формы, состоявшие из 14 вопросов: фамилия (прозвище), имя, отчество, пол, возраст, семейное положение, отношение к главе хозяйства (жена, сын, сноха и т.д.), сословие или состояние, место рождения, приписки и постоянного проживания, отметка об отсутствии и временном пребывании, если отсутствовал, то указывалось где находится, вероисповедание, родной язык, грамотность, если грамотный где обучался, главное и побочное занятие, ремесло или промысел, отношение к воинской повинности, физические недостатки. Если кто-то из домочадцев отсутствовал по каким-то причинам: был на промыслах, на заработках, в солдатах, то его всё равно вписывали в состав семьи, но с пометкой об отсутствии, иногда писали где отсутствовал. Если на момент переписи в доме находились, например, родственники жены, прислуга (няня, горничная, кухарка, сторож) или посторонние люди (прохожие, жильцы, нищие, занимающиеся подаянием, убогие и др.), их тоже переписывали с ответствующими пометками. Таким образом, были переписаны все, кто находился в доме в момент переписи. Переписные листы заполнялись в двух экземплярах, первые отправлялись в Главную переписную комиссию в Санкт-Петербург, вторые на хранение в Архгубстаткомитет, в фонде которого они благополучно хранятся по сей день.

На момент проведения переписи Кемский уезд состоял из одного уездного города Кеми, одного посад Сумского и 22 волостей: Юшкозерской, Олангнской, Кестенгской, Вычетайбольской, Поньгамской, Маслозерской, Ухтинской, Подужемской, Тихтозерской, Шуерецкой, Погосской, Сорокской, Тунгудской, Кондокской, Вокнаволоцкой, Нюхотской, Колежемской, Лапинской, Летнеконецкой, Кандалакшской, Ковдской, Керетской. Такое количество волостей сохранилось до 1917 г. Всего в уезде проживало 37 839 человек. Отдельно переписаны рабочие лесопильного завода на Попов острове в г. Кеми, жители становищ Новой Земли, насельники Соловецкого монастыря. Перепись 1897 г. была первой и последней переписью, проведенной в царской России.

Вторая перепись, которая у нас сохранилась и которая представляет также большой интерес – это Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1920 г., её еще называют первой советской переписью. Переписано было не только сельское население, но и жители городских поселений и посадов. Она была проведена в сентябре–октябре 1920 г. Поразительно, что в период полной разрухи и нехватки финансов, а кое-где продолжалась ещё Гражданская война, она вообще была проведена. Документы этой переписи находятся в фонде Статистического отдела Архангельского губернского исполнительного комитета (Ф. р-187). К сожалению, по Кемскому уезду сохранились только личные листки по Лапинской волости (Ф. р-187. Оп. 1. Д. 601, оцифровано), Нюхотской волости (Ф. р-187. Оп. 1. Д. 604, оцифровано), Надвоицкой волости (Ф. р-187. Оп. 1. Д. 602), Сумскому посаду (Ф. р-187. Оп. 1. Д. 603), Соловецким островам (Ф. р-187. Оп. 1. Д. 834). Работать с ней гораздо сложнее, чем с переписью 1897 г. В сельской местности на каждый населённый пункт составлялся поселённый список домохозяев, в который были включены следующие вопросы: фамилия, имя, отчество домохозяина, их записывали по порядку, и этот порядковый номер присваивался всему хозяйству (дому), родной язык домохозяина, имеет ли землю, сколько налицо в день переписи лиц мужского и женского пола в хозяйстве, сколько временно отсутствующих лиц мужского и женского пола, указывались и причины отсутствия: на заработках, военнопленный, без вести пропавший, солдат в Красной армии. На каждого гражданина, даже на грудничков, заполнялся личный листок. Личные листки на отсутствующих не заполнялись. Вот эти личные листки и представляют интерес для составления родословных. Личный листок включает в себя 18 вопросов: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, национальность, родной язык, место рождения, сколько времени здесь постоянно проживал, семейное состояние, грамотность, образовательный ценз, участие в войнах Первой мировой (1914–1818) и Гражданской (1918–1920), отношение к сельскому хозяйству, прочие занятия, если таковые имелись, профессия, если не имели занятий (например, дети, старики), то указывалось на чьи средства проживали, способен ли к труду, физические и психические недостатки.

Дела с личными листками и поселёнными списками сформированы по уездам и волостям. Они не подшиты, некоторые содержат по 1500 листов и более, листы лежат вперемешку. Чтобы найти личные листки на всех членов семьи, надо сначала найти в поселённом списке нужное хозяйство, запомнить его №, определить, сколько лиц мужского и женского пола проживало на момент переписи, а затем проводить поиск личных листков в деле.

Следующий источник, пользующийся большой популярностью, это ревизии населения, или, как их часто называют, ревизские сказки. Всего, как известно, было проведено 10 ревизии. Первая в 1719 г., последняя, десятая, в 1858 г. Находятся они в разных фондах, но основная масса отложилась в фонде Архангельской казённой палаты, номер фонда № 51. Первой ревизии по Кемскому уезду на хранении в архиве не имеется. По второй ревизии 1744 г. (без женского пола) имеются только священнослужители и их дети Кемского городка, Сумского острога, Колежемской, Нюхоцкой, Шуерецкой и Шижемской волостей вотчин Соловецкого монастыря (Ф. 1. (Канцелярия архангельского губернатора) Оп. 1. Т. 3. Д. 3827), крестьяне, трудники и работники вотчин Соловецкого монастыря: Сумский острог с присутственной Надвоецкой волостью, с присутственными деревнями Лапинской, Сумостровской, Ендопожской, Каргозерской, Парандовской, Сухонаволоцкой, Виремской, Выж(г?)ским островом, волости – Колежемская, Нюхоцкая, Шижемская, Сороцкая, Кемский городок с присутственной Шуерецкой волостью, «поморскими волостями», Летнерецким усольем, Муезерской пустынью, деревнями – Подужемской, Пильдозерской, Булдыревской и др. Всего 30 деревень. Не у всех крестьян указаны фамилии. (Ф. 1534. (Канцелярия ревизии Двинской провинции Архангелогородской губернии) Оп. 1. Д. 16).

Здесь надо отметить, что территория практически всего Кемского уезда издавна была вотчиной Соловецкого монастыря1, и проживавшие на монастырской земле крестьяне были приписаны к Соловецкому монастырю и назывались монастырскими. После проведения в середине XVIII в. секуляризации монастырских земель в пользу государства крестьяне были переданы в Коллегию экономии, стали именоваться экономическими, часть крестьян стали черносошными. После 1834 г. все крестьяне стали государственными.

Третья ревизия 1762 г. сохранилась не полностью. Это экономические крестьяне Соловецкого монастыря: Сумского острога присутственной Надвоецкой волости, с присутственными деревнями Лапинской, Сумостровской, Ендопожской и началом Каргозерской деревни (Ф. 1. Оп. 1. Т. 3. Д. 5541). Окончание Каргозерской деревни находится в деле № 6011 того же фонда, там же находятся присутственная деревня Парандовская и Сороцкая волость (начало, конец утрачен). Фамилии указаны не у всех крестьян.

Четвертая ревизия 1782 г. сохранилась также фрагментарно. Это экономические крестьяне Сумского острога Сороцкой волости, Шуезерской волости, Кемского городка с присутственными 32 деревнями. (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 2672).

Пятая ревизия 1795 г. это Кемский уезд экономические крестьяне Шуерецкой волости, Летнерецкого и Подужемского старащений и черносошные крестьяне Шуезерского погоста, Шуезерского погоста Тунгудской половины, Панозерского погоста, Вокнаволоцкого, Летнерецкого и Подужемского стращений (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 2710). В этом же деле имеются экономические крестьяне Повенецкого уезда: Сумского острога, волостей: Колежемской, Нюхоцкой, Сороцкой, Надвоецкой, Шижемской. Это те приходы, которые в 1797 г. после упразднения Поневецкого уезда вошли в состав Кемского уезда, а тот в свою очередь в состав Архангельской губернии2. По пятой ревизии имеются и священнослужители Кемского уезда: Панозерского, Шуерецкого, Шуезерского, Вокнаволоцкого приходов (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 2902).

Шестая ревизия 1811 г. (без женского пола) это черносошные и экономические крестьяне волостей: Тунгудской, Вокнаволоцкой, Шуерецкой, Подужемской, Колежемской, Нюхоцкой, Сороцкой, Надвоецкой, Шижемской, погостов Шуезерского, старащений Панозерского, Летнерецкого. (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 3260). И священнослужители г. Кеми, Панозерского, Шуезерского, Вокнаволоцкого, Шуерецкого, Сумского, Шижемского, Колежемского, Нюхоцкого приходов (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 3248).

Седьмая ревизия 1816 г. это государственные и экономические крестьяне волостей: Тунгудской, Вокнаволоцкой, Шуерецкой, Летнерецкой, Колежемской, Нюхоцкой, Сороцкой, Надвоецкой, Шижемской, погостов Шуезерского, Панозерского, старащений  Летнерецкого и Подужемского. (Ф. 51. Оп. 11. Т. 4. Д. 8435, 8436). Штаб-офицеры, нижние и отставные чины, поселенцы, разночинцы (Ф. 51. Оп. 11. Т. 4. Д. 8415). Купцы и мещане г. Кеми (Ф. 51. Оп. 11. Т. 4. Д. 8412).

Документы восьмой ревизии 1833 г. содержатся в трёх делах (Ф. 51. Оп. 11. Т. 8. Д. 12868, 12869, 12872). Там и государственные и экономические крестьяне. Купцов и мещан г. Кеми нет.

Документы девятой ревизии 1850 г. содержатся в семи делах (Ф. 51. Оп. 11. Т. 8. Д. 12908, 12910, 12911; Оп. 11. Т. 23. Д. 300, 301, 307, 308). Купцы и мещане г. Кеми (Ф. 51. Оп. 11. Т. 23. Д. 297, 300), священнослужители (Ф. 51. Оп. 1. Т. 4. Д. 8).

Документы десятой ревизии 1858 г. содержатся в пятнадцати делах (Ф. 51. Оп. 11. Т. 23. Д. 404-418). Купцы и мещане г. Кеми (Ф. 51. Оп. 11. Т. 23. Д. 384, 400).

Таким образом, ревизские сказки по Кемскому уезду с 1795 г. по 1858 г. сохранились в полном объёме. Рекомендация по работе с ними будет одна – не обращать внимания на названия волостей, старащений, погостов, а уж тем более деревень, а открывать архивные дела и смотреть всё подряд. Это особенно касается ревизии со 2-й по 6-ю.

В уже упомянутом нами архивном фонде Архангельской казённой палаты имеются две обывательских книги «кемского градского общества»: первая за 1797–1799 гг. (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 2903) и вторая за 1802–1804 гг. (Ф. 51. Оп. 11. Т. 2. Д. 2932).  

Теперь рассмотрим документы духовного ведомства: исповедные ведомости (духовные росписи) и метрические книги. Они находятся в обширном фонде Архангельской духовной консистории номер фонда 29. Все духовные росписи сосредоточены в описи № 29. Самая ранняя духовная роспись по Кемскому уезду относится к 1793 г., последняя к 1915 г. Отсутствуют росписи за 1821, 1856, 1862–1874, (за 1863 г. есть только Кемский собор и Сумский приход), 1885, 1887 (есть только Кемский единоверческий приход), 1891, 1893, 1895, 1897, 1899, 1901, 1903, 1905, 1907, 1909, 1911, 1913, 1916–1918 гг. В духовных росписях за 1793–1796 г. имеются приходы Повенецкого уезда, которые с 1797 г. после упразднения Повенецкого уезда вошли в состав Кемского уезда.

В ходе подготовки к данному выступлению мне удалось выявить три самых ранних исповедных ведомости по Кемскому уезду. Находятся они в фонде «Канцелярия епископа Архангельского и Холмогорского» номер фонда № 1025. Самая ранняя из них датирована 1737 г., в ней перечислены жители Кемского городка с присутственными деревнями. Начало дела утрачено, а некогда в нём было переписано 949 лиц мужского пола и 928 лиц женского пола. Сейчас мужской пол начинается с 760 номера, женский с 780. Фамилии встречаются не у всех крестьян. Здесь есть и дальние деревни: Вычетайбольская, Тунгозеро, Кондозеро. (Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1049). Второе дело: «Список исповедной ведомости церкви Колежемской волости вотчины Соловецкого монастыря» 1742 г. (Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1108) и третье дело: «Список исповедной ведомости церкви Надвоецкой волости вотчины Соловецкого монастыря» 1758 г. (Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1204). В этих двух делах все крестьяне указаны с фамилиями. На примере Надвоецкой волости видно, что Соловецкий монастырь в своих вотчинах строил церкви для местных крестьян, открывал приходы. После секуляризации монастырских земель в середине XVIII в. у епархиальной власти не нашлось денег на содержание большинства приходов, и церкви приписали к более крупным приходам. Церкви стояли, а священников при них не было. Надвоицкий приход был открыт только в 1819 г.

Метрические книги церквей Кемского уезда поступили на хранение в архив с 1779 по 1872 гг. Они сосредоточены в том же фонде Архангельской духовной консистории (Ф. 29) в описях № 17 (метрические книги Кемского и Кольского уездов за 1779–1912 гг.) и № 28 т.1 (метрические книги приходов Архангельской епархии за 1774–1851). Опись № 17 вся оцифрована. Метрические книги Кемского и Кольского уездов в ней подшиты в одних делах. Будьте внимательны, в некоторых делах кемские приходы подшиты среди кольских приходов, и во внутренних описях они проходят как по Кольскому уезду, хотя это Кемский уезд. Метрические книги Кемского Успенского собора начинаются с 1779 г., за небольшим исключением до 1872 г. имеются за все годы.

Метрические книги Сумского и Нюхотского приходов начинаются с 1780 г., Шуерецкого и Колежемского с 1782 г., Шижем(н)ского с 1783 г., Панозерского, Вокнаволоцкого и Шуезерского с 1788 г.

Эти девять приходов были старинными в уезде. В 1819 г. из Сумского прихода выделился Надвоицкий приход. С середины XIX в. начали открываться новые приходы: Кестенгский (1844), Юшкозерский (1846), Ухтинский (1846), Маслозерский (1848), Летнерецкий (1848, в 1861 г. он разделился на Поньгамский и Калгалакшский), Тунгудский (1849), Сорокский (1857), Подужемский (Кемский) единоверческий (1866), Топозерский (1872, с 1889 г. Лаговарацкий), Олангский (1881), Кондокский (1893 г., некоторое время назывался Бабьегубским), Виремский (1893), Войницкий (1894), Тихтозерский (1895). Здесь надо отметить, что три прихода Кемского уезда: Керетский, Кандалакшский (оба старинные) и Ковдский (в ранние годы находился в ведении Кемского соборного причта, затем до 1845 г. в составе Кандалакшского прихода, с 1845 г. самостоятельный) относились к Кольскому уезду. В метрических книгах, духовных росписях, ревизских сказках их надо искать среди приходов Кольского уезда. Так было до 1884 г.

На 1896 г. Кемский уезд состоял из двух благочиний и 28 приходов. После 1896 г. были образованы ещё четыре прихода (Лапинский, Пильдозерский, Ювалакшский, Лавдозерский). На 1915 г. Кемский уезд состоял из 4-х благочиний и 32-х приходов.

Крайне важно правильно определить, из какого прихода выделился необходимый Вам приход для просмотра документов по обоим приходам. Помочь в этом могут справочники, списки населённых мест и, прежде всего, «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Если Вы определи, например, что Юшкозерский приход выделился в 1846 г. из Панозерского и Вокнаволоцкого приходов, то до этого года надо смотреть и Панозерский, и Вокнаволоцкий приходы, да и после тоже, т.к. может быть Вашим предкам, за дальностью расстояния, удобнее было посещать Панозерскую или Вокнаволоцкую церковь. Ещё один пример, Виремский приход на 1896 г. состоял из одного Виремского селения, расположенного на берегу Белого моря. После отобрания у Соловецкого монастыря всех владений, селение это приписали к Сумскому посаду, затем вместе с Надвоицким селением они составили самостоятельный Надвоицкий приход, но в 1838 г. Виремское селение приписано было вновь к Сумскому приходу. Поэтому сначала надо смотреть Сумский приход, с 1819 г. по 1838 г. Надвоицкий приход, затем снова Сумский до 1893 г., до выделения из Сумского прихода самостоятельного Виремского прихода.

Осторожно надо быть с Кестенгским, Топозерским, Тихтозерским приходами. Располагались они в северо-восточной части уезда и, несмотря на близость Панозерского и Вокнаволоцкого приходов, находились в ведении причта Кемского собора. Олангский, Ковдский, Поньгамский и Калгалакшский приходы (север и северо-запад) также находились в ведении Кемского соборного прихода.

Если Вы определили приход, а найти семью в духовных росписях и метрических книгах не можете (это относится в первую очередь к концу XVIII–середине XIX вв.), смотрите метрические книги и духовные росписи Кемского Успенского собора. Вообще, при любой сложной ситуации всегда просматривайте Кемский собор. Так, начиная с 1793 г., в духовных росписях собора переписаны «живущие в городе Кеми Кемского прихода крестьяне разных уездных деревень и их домашние». Отдельно идут раскольники, живущие в г. Кеми и в деревнях уезда.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание при работе с духовными росписями: в конце некоторых приходов перечислены крестьяне, проживавшие в данном приходе, но не приписанные к нему, например, в Колежемском приходе перечислены «мещане и крестьяне иноприходние оседло проживающие в селе Колежме», указано из каких они волостей. В Нюхченском приходе указаны «чужеприходные оседло проживающие при церкви». В Сумском приходе указаны «лица оседло проживающие в Суме с давних времён, но не числящиеся по духовной росписи прихожанами», а это на 1915 г. 200 человек из 1423.

Хотелось бы рассказать о некоторых особенностях составлениях родословных по Кемскому уезду. Во-первых, за ранние годы, да и не совсем за ранние, в духовных росписях и метрических книгах очень часто не указывались фамилии, писали имя и отчество (например, в Панозерском приходе до середины XIX в. фамилии не писались вообще, в то время как по ревизским сказкам все крестьяне проходят с фамилиями). Или, например, у кого-то указаны фамилии, а у кого-то нет, даже в одном приходе; во-вторых, одни и те же населённые пункты писались по-разному, поэтому открыть приход в духовной росписи, найти деревню и не найти нужную семью – распространенная практика, поэтому открываем приход и ищем по фамилии, а не по деревни, часто в приходе вообще не указано ни одной деревни. Часто и сами приходы писали по-разному: Нюхоц(тс)кий и Нюхченский, Маслозерский и Масломуезерский; в-третьих, это частая смена фамилии. Например, по духовным росписям и метрическим книгам Шиженского прихода с 1793 по 1830 гг. идёт фамилия Кимин, а в ревизиях населения за 1795, 1811, 1816, 1834 гг. эта же семья значится под фамилией Червовы. Ныне семья носит фамилию Червовы. Семья раскольничья. Составлять такие родословные со сменой фамилии надо очень и очень внимательно.

Ну и самая главная особенность – это большое количество в уезде раскольников. Раскольники проживали и в других уездах Архангельской губернии, но такого количества, как в Кемском уезде, не было нигде. Это было «особенно печальным явлением в жизни большинства приходов Кемского уезда вообще и Карельского края в частности»3. Составление родословных по раскольникам представляет собой большую трудность. В конце 70-х годов XIX в. почти половина карел являлись раскольницами филипповского и даниловского толка. Кроме раскола жители некоторых карельских приходов придерживались секты Ушковайзет (правоверные), занесенную сюда из соседней Финляндии и имевшую много общего с лютеранством. Население западных и центральных волостей (приходы Ухтинский, Кестенгский, Панозерский, Кондокский, Вокнаволоцкий и др.) не говорило на русском языке вообще, для них священник был чужд, что говорить о проведении им религиозных и миссионерских бесед, церковных обрядов. Священники в свою очередь не знали карельского языка, «служение почти во всех приходах Кемского уезда, и особенно в карельских, нужно считать тяжелым подвигом со стороны духовенства, если принимать во внимание все неблагоприятные топографические, климатические, экономические и другие условия жизни в этих местностях»4.

Развитию раскола в Карелии способствовало и то обстоятельство, что до 40-х гг. XIX в. там было всего три самостоятельных прихода: Шуезерский, Панозерский, Вокнаволоцкий. Главными рассадниками раскола в уезде были Даниловский монастырь (Выгорецкий скит Олонецкой губернии) и Топозерский скит. Скитов в уезде было много: в Топозерском приходе два – Топозерский и Головинский, в Сумском приходе один, в Нюхченском два, в Колежемском один, в самом Колежемском селении были две молельни, «куда на соблазн православных собираются по праздникам местные раскольники»5, и это в конце XIX в. Многие скиты на конец XIX в. были закрыты правительством, но продолжали оказывать большое влияние на местное население.
Многие жители, даже не будучи раскольниками, придерживались раскола и не посещали приходских церквей. Действительно, Кемский уезд, Онежский уезд были такими территориями, где сохранялись старинные обычаи, обряды, была жива старина, русская самобытность. Не зря в этот край в конце XIX–начале XX вв. отправлялось большое количество этнографических, фольклорных экспедиций. Местное население чтило традиции, а вот в церковь не ходили!!! Не заботились о благолепии храмов, не жертвовали деньги на ремонт и строительство церквей, на содержание священнослужителей. По этой причине приходы Кемского уезда, особенно в западной его части, были крайне бедны. Бедным было и само население. А каменных церквей практически не было, на 1896 г. в уезде был только один каменный храм. В то же время деревянные храмы, стоявшие по побережью Белого моря, являлись жемчужинами деревянного зодчества. Многие из них были построены Соловецким монастырём.
В духовных росписях редко, но встречается у 30-40-летних и совсем маленьких детей отметки «в приходской церкви не крещены». Искать записи о их рождении в метрических книгах нет никакого смысла. Напротив раскольников в духовных росписях указано «по склонности к расколу», «к расколу», «за расколом», было много тех, кто «только исповедовался, но не причащался», у таких стоит отметка «за нерачением», к раскольникам их не причисляли. Много пометок «в отлучке», «по опущению». Вероятно, по причине раскола причащали детей до 7 лет, их считали отдельно, и цифру записывали в примечании. В описи № 29 с духовными росписями имеется два дела: Д. 558 о не бывшие на исповеди в 1889–1890 гг. и Д. 576 о не бывших на исповеди на 1892 г. двадцать и более лет. Если ваши предки придерживались раскола, то эти дела надо обязательно просматривать. Иногда списки не бывших у исповеди встречаются в приходах.
В духовных росписях начала XX в. все жители записаны по алфавиту, что значительно облегчает поиск (исключение Нюхченский и Надвоицкий приходы). Раскольники не выделены отдельно, а идут в составе своих семей. Обычно это вдовы, жены, девицы от 50 и старше лет. Редко когда «раскольник» указано у мужчины – главы семейства.
Работая с метрическими книгами, Вы, вероятно, не найдете ни одной нужной вам записи, или найдёте очень мало. Не надо удивляться: с уверенностью можно сказать, что Ваш род принадлежал к раскольникам. Если в духовных росписях их ещё можно найти, то в метрических книгах записей о крещении, соответственно рождений, бракосочетании найти практически невозможно: не крестились и не венчались. Отсюда такой большой процент незаконнорожденных детей в ревизских сказках. Например, в 1824 г. в огромном Шуерецком приходе родилось всего 10 детей и венчан один брак, в Панозерском приходе, из которого в середине XIX в. образовался Юшкозерский приход и часть отошла к Ухтинскому, крещено всего 35 детей и венчано 4 брака. Многие крестьяне похоронены без исповеди и без священника. Так же как и в духовных росписях, в метрических книгах проходят очень много безфамильных крестьян. У крестьянина Ивана Борисова родился сын Иван. Здесь надо разобраться Ваш ли это Иван Борисов, не было ли такого второго в приходе. В метриках встречаются иногда совсем забавные записи: 4 августа 1824 г. у крестьянина Шуерецкого прихода Ильи Муромца Богданова родилась дочь Евдокия. Крещена 6 сентября. (Ф. 29. Оп. 29. Д. 356. Л. 184). Так и написано: «Ильи Муромца Богданова». Если мы посмотрим ревизскую сказку, то Илья Богданов окажется незаконнорожденным. Ну почему он в метрике Илья Муромец, это его прозвище? И такого в метриках много. Ещё один пример, имеется запись о крещении Анны. Ничего больше не указано, ни деревни, ни фамилии. Архивный опыт подсказывает, что эта Анна либо сразу после крещения вступила в брак, либо вскоре умерла, она не родилась в этом году, а просто приняла крещение, и сколько ей лет от роду неизвестно. Действительно, мы находим брак некой Анны, но она ли эта? А если в брак вступают две Анны, да ещё одна умирает? Замкнутый круг.
Не только раскол и склонность к нему являлись причинами не посещения церкви крестьянами, но и дальность расстояния деревень от приходских церквей и отсутствие дорог по причине многочисленных речек, ручьёв, болот и топей. Например, Шуезерский приход состоял из 24-х мелких деревень от 1 до 35 дворов, разбросанных по берегам нескольких озёр. Кондокский приход состоял из 10 деревень, расположенных по берегам озёр и среди болот, значительно затрудняющих сообщение между ними. Расстояние от деревень до церквей в некоторых приходах достигало 115 вёрст, часто было, что в соседний приход было ближе сходить, чем в свой. Кто пойдёт такое расстояние по бездорожью крестить ребенка? Никто. В некоторых приходах даже в зимнее время путь до церкви был затруднителен.
В заключении хочу отметить, что составление своей родословной увлекательное дело, и настоящих, пытливых, внимательных, жаждущих знать своё начало исследователей не напугают и не остановят никакие трудности. Конечно, составить родословную по Кемскому уезду намного сложнее, чем, к примеру, по Холмогорскому или Шенкурскому уездам. Но как говориться «дорогу осилит идущий». Я желаю всем успеха в этом деле.

________________________________________________________________________________
1. Вероятно, только западная часть уезда (Вокнаволоцкий приход) не относилась к монастырской вотчине.
2. До 1780 г. территория, на которой сложился позднее Кемский уезд, входила в состав огромнейшего Двинского уезда Архангелогородской губернии. В 1780 г. был создан Онежский уезд, и эта территория вошла в его состав. В 1784 г. Екатерина II образовала Олонецкое наместничество в составе пяти уездов, в том числе и Повенецкого. В него среди прочих вошли северные волости Онежского уезда (Кемский городок, Сумский острог, волости – Шуерецкая, Колежемская, Надвоицкая, Нюхоцкая, Сорокская, Сумостровская и Шижемская). В мае 1785 г. указом Екатерины II Кемь получила статус города, был образован Кемский уезд в составе города Кеми, Сумского острога, Шуерецкой волости с погостами. В 1796 г. Архангельское наместничество было переименовано в Архангельскую губернию, а Олонецкое наместничество упразднено. В 1797 г. большая часть Повенецкого уезда (волости Колежемская, Надвоицкая, Нюхоцкая, Сорокская, Сумостровская и Шижемская) вошла в Кемский уезд, а сам уезд вошёл в составе Архангельской губернии.
3. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Сост. Т.А. Санакина. Архангельск, 2015. С. 373.
4. Указ. соч. С. 372.
5. Указ. соч. С. 387.

Печать

Top.Mail.Ru