Колотушкин Валерий Геннадьевич,
заведующий отделом по научно-информационной работе и
переводу документов на открытое хранение
государственного областного казенного учреждения
«Государственный архив новейшей истории
Новгородской области» (г. Великий Новгород)
Анкеты участников войн ХХ века в фондах Государственного архива новейшей истории Новгородской области
Анкеты относятся к источникам личного происхождения. В фондах Государственного архива новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО) находятся как собственно анкеты, так и наградные листы, персональные карточки. Формой анкетирования, необходимого при ведении партийного и комсомольского делопроизводства, являются личные листки по учету кадров1. Важная особенность анкет состоит в том, что, в отличие от учетных и статистических карточек членов КПСС, их заполнял непосредственно анкетируемый.
Часто встречающийся в партийных и комсомольских фондах архива вид источника – анкеты делегатов партийных и комсомольских конференций. Анкеты делегатов отличаются краткостью. Факт участия делегата в войнах и военных конфликтах можно установить по имеющимся у делегата наградам. К сожалению, многие делегаты указывали только количество наград, не упоминая их наименований.
Анкетирование коммунистов проводилось при Всероссийской (1926 г.) и Всесоюзной (1927 г.) переписях членов РКП(б)2. В фондах губернского и уездных комитетов ВКП(б) также встречаются анкеты членов коммунистической партии, состоявших в отрядах при ЧК, железнодорожной охраны, милиции – анкетирование предпринималось при перерегистрации членов РКП(б) в Новгородской губернии. В анкетах такой формы, помимо основных данных, требовалось ответить на пункты: в какой организации РКП находился до сего времени, в какой организации находится в данное время, нес ли активную партийную работу, нес ли Советскую работу, учился ли в партшколе и др. В губернском Истпарте нашли применение анкеты (конспекты-минимумы) для записи воспоминаний по истории Октябрьской революции (1921–1922 гг.). Примеры заполненных анкет такой формы находятся в фонде этой организации, который хранится в ГАНИНО3.
Большая работа по сбору персональной информации об активных участниках Октябрьской революции и гражданской войны была проведена в преддверии 50-летнего юбилея Октября в 1967 г. В ГАНИНО отложились дела, озаглавленные «Анкеты участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны»4. Анкета участника Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны помещена на 5 листах и содержит 23 пункта, в т. ч. касающиеся военной службы: пункт 10 – участие в Красной гвардии, пункт 11 – участие в гражданской войне. Отдельно оговаривалось участие в деятельности частей особого назначения (ЧОН), в органах Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК), в работе продотрядов и отрядов по продразверстке (два отдельных пункта), подавлении контрреволюционных мятежей. Пункт 20 содержал информацию о ранениях и контузиях, пункт 21 – всех имеющихся правительственных наградах.
Примером заполнения пунктов анкеты может служить анкета Феодосия Арестовича Арестова от 28 апреля 1967 г. В пункте 10 (участие в Красной гвардии) он писал: «Служил в кавалерийском полку т. Буденного с 19 марта 1919 года по июнь месяц 1922 года от Воронежа до Северного Кавказа и потом дошли до г. Баку, где заболел малярией и был на 2 м-ца по болезни отпущен домой. После болезни служил в Петрограде откуда и был демобилизован»5. В следующем пункте (участие в Гражданской войне) Ф.А. Арестов записал: «Служил в рядах Красной армии с 19 марта 1919 года по июнь м-ц 1922 года»6.
Сведения, занесенные в анкету, в основном содержат только краткую информацию, что было задано самой формой документа. Фёдор Андреевич Андреев, заполняя анкету, так писал о пребывании в Красной гвардии: «Был в красной гвардии на Украине. Было это в 1919–1920 годах. Был рядовым солдатом. Нападали на шайки бандитов»7. В пункте об участии в гражданской войне он отметил, что «не участвовал»8. Т. е. в данном случае анкетируемый, скорее всего, перепутал Красную гвардию и Красную армию. Кроме того, отвечая на вопрос об участии в гражданской войне, анкетируемые могли отнести к этому периоду службу в царской армии. Так, Василий Гаврилович Гаврилов указал, что служил в армии с 1915 по 1922 год, причем привел не соответствующее эпохе звание «младшего сержанта»9. Павел Афонасьевич Афонасьев (так в документе) в этом же пункте писал: «Участвовал в гражданской войне 15 мая 1915 г. по 17 октября 1921 г. в 17ом Сибирском полку и в 56ом Ленинградском рядовым против Колчака»10, таким образом объединив в своей анкете Первую мировую и гражданскую войны.
Следует отметить, что в анкетах такой формы нет раздела, посвященного участию в Великой Отечественной войне, но пункт 21, в котором перечислялись награды, позволяет установить факт участия анкетируемого и в этой войне.
25 июля 1967 г. бюро обкома КПСС утвердило постановление от 18 июля «О представлении к награждению орденами и медалями СССР активных участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны (1918–1922 гг.)» (протокол № 39, пункт № 2-с)11. В материалах к протоколу заседания бюро находятся анкеты и наградные листы представляемых12.
Обращает на себя внимание анкета Ипполита Михайловича Баранова, уроженца Люблинской губернии, члена партии с декабря 1918 г. В анкете он сообщал, что с 1914 по 1917 г. служил в царской армии, «в декабре 1917 года вступил добровольцем в Красную Армию»13 (формирование Красной армии началось только в феврале 1918 г.). В годы гражданской войны И.М. Баранов сражался в Мурманской области и Карелии. После окончания войны он работал в Карелии, был секретарем железнодорожного комитета РКП(б) на станции Медвежья Гора, председателем местного Союза деревообделочников. В 1925 г. И.М. Баранов был выдвинут на хозяйственную работу, работал помощником директора лесопильных заводов, с 1927 по 1938 г. – директором лесозавода в системе Древтреста. Перед Великой Отечественной войной он был переведен в город Старая Русса – так его судьба оказалась связана с новгородской землей. В 1967 г. И.М. Баранов был представлен к ордену Красной Звезды.
Также к ордену Красной Звезды был представлен Пётр Васильевич Михайлов, уроженец Ленинграда, член партии с ноября 1924 г. В 1967 г. он проживал в деревне Захонье Солецкого района Новгородской области. П.В. Михайлов, как он отмечает в анкете, еще в 1914 г., в возрасте 14 лет, принимал «участие в маевках и забастовках»14. В июне 1917 г. он вступил в Московско-Заставский отряд Красной гвардии. Заполняя пункт 8 (с кем из видных деятелей партии и правительства встречался в годы революции), ветеран писал: «В 1917 году в г. Ленинграде с В.И. Лениным у Финляндского вокзала, у дворца Кшесинской, в Смольном в период охраны Смольного. Участвовал в охране кабинета В.И. Ленина»15. С июня 1919 по ноябрь 1920 г. П.В. Михайлов участвовал в Гражданской войне, воевал на фронте Советско-польской войны.
Интересно, что после работы в Ленинграде, с 1933 по 1941 г. П.В. Михайлов трудился в Карелии, где занимал должности председателя обкома финансово-банковских работников, комиссара Центрального совета Осоавиахима, заведующего военным отделом Петрозаводского горкома партии, секретаря Куркиёкского райкома КП(б) Карело-Финской ССР. На Петрозаводской городской партконференции в 1940 г. Пётр Васильевич избирался делегатом I съезда КП(б) КФ ССР. В послевоенные годы П.В. Михайлов вернулся в Карелию из эвакуации, работал инструктором военного отдела ЦК КП(б) КФ ССР, начальником управления гособеспечения министерства социального обеспечения КФ ССР, начальником отдела кадров республиканского конторы Госбанка. В 1950 г. он переехал в Новгородскую область.
Еще одна форма анкет, сохранившихся в ГАНИНО – «Анкета старейшего коммуниста, активного участника борьбы за установление Советской власти в Новгородской губернии». Такие анкеты заполнялись членами «землячеств», возникших в Москве и Ленинграде в 1960-е гг. Анкета содержит 17 пунктов, в том числе пункт 13 – «Участие в гражданской войне (где, краткое описание)», пункт 15 – «Участие в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (в рядах Советской Армии, в партизанах)», сведения о наградах и др. В фонде № 1667 (так называемый «архив архива»), помимо анкет участников гражданской войны и «землячеств», можно также обнаружить анкеты, заполненные при становлении советов ветеранов в городах и районах Новгородской области. «Анкета ветерана партии, члена совета ветеранов при гор. райкомах» включает 20 пунктов. Эту анкету характеризует краткость информации об участии в войнах: здесь этим вопросам также посвящены только два пункта16.
На 1960-е гг. приходилось не только празднование 50-летия Октябрьской революции, но и 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим партийные органы проводили учет участников партизанского движения, ранее не отмеченных наградами. В 1965 г. было принято несколько постановлений бюро обкома КПСС о представлении к награждению орденами и медалями СССР бывших партизан Новгородской области (№ 1-с от 11 мая, № 3-с от 29 июля, № 7-с от 17 августа, № 1 от 8 сентября 1965 г.)17. К заседаниям бюро готовились материалы, в которых отложились наградные листы бывших партизан.
В фонде Солецкого райкома партии сохранились персональные карточки бывших партизан – участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В отличие от рассмотренных выше анкет, персональные карточки содержат подробные сведения именно об участии в партизанской борьбе: «Краткое описание трудового или боевого подвига», «Где вступил в партизанское соединение. В каком отряде, бригаде находился, с какого и по какое время и на какой территории действовал отряд, полк, бригада и в качестве кого участвовал», «Фамилия командира и комиссара отряда, бригады». Такой вид источника, при всей ценности включенной в него информации, также нуждается в критике. Так, в карточке А.М. Михайловой она ошибочно указала, что командиром бригады был И.И. Сергунин – на самом деле он являлся комиссаром 5-й Ленинградской партизанской бригады18.
Тем, кто обратится к исследованию сведений об участниках войн, важно понимать, что списки участников партизанского движения могут быть обнаружены и в делах со списками участников Октябрьской революции и гражданской войны. Так, в одном деле отложились и список лиц, участвовавших в партизанском движении, составленный Мошенским райвоенкоматом 7 июня 1965 г.19, и список коммунистов, участников Октябрьской революции и гражданской войны по Мошенскому району за сентябрь 1977 г.20
Анкеты участников Великой Отечественной войны, осужденных в годы войны и впоследствии реабилитированных, можно выявить в фонде Новгородской региональной общественной организации «Общество реабилитированных Новгородской области»21. Анкеты заполнялись самими репрессированными и их родственниками в 1992 г. с целью получения помощи от областных властей, к некоторым анкетам были приложены фотографии.
Помимо анкет участников гражданской и Великой Отечественной войн, в фондах архива находятся анкеты участников войны в Афганистане и первой Чеченской войны. Такие документы можно выявить в фонде общественного движения ветеранов войны в Афганистане и других военных конфликтов «Легион»22. Анкеты содержат очень краткие упоминания: только факт участия и, иногда, даты и место службы.
При обращении в государственный архив следует помнить, что такой источник как анкета может относиться к категории документов, содержащих конфиденциальную информацию. В таком случае архив имеет право ограничить доступ к архивным документам и попросить пользователя предоставить информацию (в виде подлинников или нотариально заверенных копий документов), подтверждающую родство с человеком, заполнившим анкету.
________________________________________________________________________________
1. Источниковедение: учеб. пособие / И. Н. Данилевский [и др.]; отв. ред. М. Ф. Румянцева. М.: ИД ВШЭ, 2015. С. 405–406.
2. Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3208–3216, 3643–3644.
3. ГАНИНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 91.
4. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403–407.
5. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 44.
6. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 44а.
7. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 46.
8. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 46а.
9. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 196.
10. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 40.
11. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 25. Д. 20. Л. 118–129.
12. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 25. Д. 42–44.
13. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 25. Д. 44. Л. 22.
14. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 25. Д. 44. Л. 223.
15. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 25. Д. 44. Л. 224.
16. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 112. Л. 198–200.
17. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 23. Д. 27, 28, 29.
18. ГАНИНО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 23. Л. 105.
19. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 15.
20. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 403. Л. 1–2.
21. ГАНИНО. Ф. 8110. Оп. 1. Д. 7. Л. 33, 34, 62.
22. ГАНИНО. Ф. 8116. Оп. 1. Д. 7.