• Главная
  • 2023
  • Башнин Н.В., Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома последней четверти XVII в. как источник по генеалогии детей боярских: предварительные наблюдения

21092023

Башнин Никита Викторович,
старший научный сотрудник
Научно-исторического архива
Санкт-Петербургского института истории РАН,
кандидат исторических наук (г. Санкт-Петербург)

 

Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома последней четверти XVII в. как источник по генеалогии детей боярских: предварительные наблюдения

Полнота сохранности архивов средневековых монастырей и архиерейских кафедр неравномерна. Фонд Вологодского архиерейского дома Св. Софии за XVII в. насчитывает десятки тысяч делопроизводственных документов и сотни хозяйственных книг, сред них приходо-расходные, которые сейчас рассредоточены по различным архивохранилищам. Н.И. Суворов обратили внимание на эти источники во второй половине XIX в., исследовал их и опубликовал фрагменты из приходо-расходных книг XVII в.1 В 1927 г. Н.В. Фалин обратился к записям о сборе венечных пошлин в этих источниках и проанализировал брачность среди вологжан в дометрический период ее учета.2 М.С. Черкасова и Д.А. Пшеницын, привлекая приходо-расходные книги и акты Вологодского архиерейского дома, рассмотрела вопросы брачных отношений городского и сельского населения в XVII в.3

Д.Е. Гневашев привлек приходо-расходные книги Вологодского дома Св. Софии 1615, 1620, 1621, 1624, 1626, 1627, 1632, 1641, 1648, 1651, 1660, 1662, 1671, 1676, 1682 и 1690 гг. для исследования структуры святительского двора в XVII в.4 По его мнению, «ярким пятном в истории двора Вологодского архиерея является семейственность службы, наличие, так сказать, «рабочих династий». Архиерею служили целыми фамилиями (Александровы (5 чел.), Бебеховы (6 чел.), Блиновы (8 чел.), Горяиновы (5 чел.), Ефремовы (12 чел.), Патрикеевы (5 чел.). Наследственность архиерейской службы была в семьях Беляевых, Болтиных, Быковых, Головковых, Домовских, Кудрявцевых, Немытого, Озеровых, Розвариных и др. К примеру, князья Дябринские служили Вологодскому архиерею с 1592 г. Предки Беляевых и Болтиных показаны детьми боярскими Вологодского владыки в 1558 г.».5 Эти лаконичные сведения об архиерейских детях боярских и структуре владычного двора во второй половине XVII в. уточнены и раскрыты благодаря анализу выявленных в ОР РНБ приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома 1677/786 и 1692/93 г.7 и других документов.

Итак, анализ источников, результаты которого сведены в таблицу 1 (Приложение), показывают генеалогические изменения в эволюции структуры и состава архиерейского двора в Вологде. Сведения о служащих в архиерейских селах в таблице не представлены. Итак, всего в структуре архиерейского двора было 26 должностей и еще одна категория лиц, получавших жалование – дети боярские. За 14 лет количество архиерейских людей возросло с 94 до 109 человек. Наиболее заметное изменение – дробление певчих на три станицы в 1692/93 г., а также появление новых должностей: верховой келейник, пономарь, скатертной старец, чашник (их занимали старцы); верховой истопник, серебряник, кузнец, повар, приспешник, хлебник, пивовар, плотник, конюх (их занимали светские лица). Очевидно, что и ранее были люди, выполнявшие обязанности по этим должностям (топка печей, выпечка хлеба, варка пива) совместно с другими работами, но отдельно в «жалованной книге» они не были выделены. В 1692/93 г. исчезло упоминание подключников, которых в 1677/78 г. было двое. В целом эти сведения указывают на своеобразное генеалогическое разрастание структуры архиерейского двора, ее усложнение. Очевидно, что это также связано со сменой фигуры архиепископа – после Симона в 1684 г. владыкой стал Гавриил (Кичигин).

Отметим, что за 14 лет полностью сменился личный состав на должностях, которые могли занимать только духовные лица, а также в своем большинстве поменялись люди светских чинов. Так, из 15 певчих, названных в 1677/78 г. в 1692/93 упоминаются только двое – Иван Протопопов (первой станицы) и Иван Андреев (третьей станицы). Из 15 подьячих преемственность видна только в одном случае – Андрей Григорьев. Бессменным стряпчим оказался Иван Суровцев, служившим архиереям в Москве.

Из 45 детей боярских (которые упоминаются только в этом чине) только 14 упомянуты через 14 лет и в двух случаях это родственники: 1) Федор Быков и Пателей Быков в 1677/78 и Иван Быков в 1692/93 г.; 2) Федор Блинов, Максим Блинов в 1677/78 г. и Никита Блинов в 1692/93 г. Их родственные отношения установить пока не удалось, однако про Никиту Блинова становится известно больше из переписной книги Вологодского уезда 1677/78 г.: «Деревня Степаново на реке на Леже, а в ней во дворе архиепископль сын боярской Микита Матвеев сын Блинов».8 Также из государственной переписи конца 1670-х гг. становится известно про других детей боярских из фамилии Блиновых, которые в приходо-расходной книге 1677/78 г. не упомянуты: в деревне Якшиловица (Шилово) проживали братья Кирилл и Андрей Григорьевы дети Блиновы, в соседнем дворе самостоятельно жил третий брат Гаврило Григорьев сын Блинов.9 На реке Леже в деревне Власово проживал еще один представитель этого разветвленного рода – Ларко Прокофьев сын Блинов с сыном Иваном трех лет. Соседом у него был Яков Никифоров сын Блинов с детьми Василием «двунатцати» лет и восмилетним Семеном.10 Наконец, нельзя не упомянуть о существовании на Лежском Волоке деревни Блиново, которая раньше была сельцом, и, предположу, могла быть родовой для архиерейских детей боярских Блиновых.11

Приведенные факты наводят на мысль о том, что разные ветви Блиновых жили в сельской местности и в городе. Так, вдова Федора Блинова упоминается в переписной книге Вологды 1711–1712 гг.: «Двор вдовы Ирины Артемьевы дочери архиерейского сына боярского Васильевской жены Александрова в длину 12 сажен, поперег 4 сажени пол-3 аршина. Хором – изба да сенник. Подле двора огород в длину 12 сажен, поперег 10 сажен. По скаске ея, тем двором владеет по купчей вдовы Ирины Григорьевы дочери Федоровской жены Блинова со 198 году».12 Сделка была совершена между двумя вдовами, при этом сын боярский Василий Александров упомянут в 1677/78 и 1692/93 гг., а его поместье находилось в другой части Вологодского уезда – село Берцево названо в переписной книге 1677/78 г.: «Селцо Берцево, а в нем двор архиепископлих детей боярских Петра да Василья Григорьевых детей Александровых».13

Сын боярский Федор Быков с денежным окладом в 1677/78 г. в восемь рублей стал в 1692/93 г. дьяком с годовым окладом в 25 рублей. Его родственник Пантелей Быков также сделал карьеру архиерейского служащего, но потерял в окладе: из сына боярского с денежным окладом в 1677/78 г. в восемь рублей он стал в 1692/93 г. дворецким с годовым окладом в шесть рублей. Из переписной книги архиерейских вотчин 1702 г. узнаем, что Федор Быков в 1697/98 г. передал свои владения Вологодскому архиерейскому дому: «В прошлом 206-м году вновь по зделке прибыла от Федора Семенова сына Быкова полселца Чернеева на реке на Леже, а в нем крестьян…»; «В прошлом 206-м году вновь по зделке прибыла от Федора Семенова сына Быкова полселца Чернышева, полдеревни Мелехина, полпустоши Зарубина».14

Отметим, что в 1677/78 г. первым среди певчих назван Матвей Акишев, он был сыном Ивана Павловича Акишева и имел в 1678 г. годовалого сына Спирку (это была семья с вологодского посада, которая вела свое родословие от Павлика Окишева, впервые упомянутого в 1617 г.). Различные ветви купеческого рода Окишевых/Акишевых подробно исследованы А.Л. Грязновым.15

Итак, анализ записей о выдаче жалования в двух приходо-расходных книгах Вологодского архиерейского дома 1677/78 и 1692/93 гг. показал, что за 14 лет состав архиерейского двора значительно изменился, при этом видно генеалогическое развитие его структуры двора. Сопоставление имен людей в таблице 1 отображает как семейную преемственность на службе Вологодскому владыке, так и уход с нее по неизвестным из этих источников причинам. Учитывая, что сохранилось большое число приходо-расходных книг Вологодской кафедры, констатируем что для детального анализа семейных связей и карьерных траекторий необходимо сравнение источников за более близкие хронологические периоды. В этом случае будет возможно вычислить время поступления на службу или первое упоминание какого-либо лица и уход со службы или его смерть. Анализ совокупности государственных переписей, приходо-расходных книг и других архиерейских документов дает возможность выявить родственные связи и места проживания архиерейских детей боярских и людей других чинов, служивших Вологодскому архиерейскому дому Св. Софии.

 

см. ПРИЛОЖЕНИЕ

________________________________________________________________________________
1. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 20-78-10060-П. Суворов Н.И. Описание вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863.
2. Черкасова М.С. Краевед Н.В. Фалин как историк народонаселения. Публ. статьи: Фалин Н.В. Краткий обзор движения населения города Вологды // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007. С. 342–366.
3. Черкасова М.С. Брачность городского и сельского населения Вологды и Вологодского уезда в первой трети ХVII в. (по приходо-расходным книгам архиерейской кафедры) // Материалы XIII Всеросс. научно-практического совещания по вопросам изучения и издания писцовых книг и других историко-географических источников по истории России ХVI–ХIХ вв. Вологда, 2003. С. 93–105; Черкасова М.С. Вопросы демографии и расселения на севере России по источникам церковного учета ХVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2016 год. Аграрное освоение и демографические процессы в России Х–ХХ1 вв. Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 98–106; Пшеницын Д.А., Черкасова М.С. О предыстории метрического учета в России (XVII – первая половины XVIII в. // Российская история. 2019. № 1. С. 86–102.
4. Гневашев Д.Е. Двор Вологодского архиепископа в XVII в. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: Материалы межрег. науч. конф. Вологда, 20–21 июня 2000 г. Историческое краеведение и архивы. Вып. 7. Вологда, 2001. С. 139–149.
5. Гневашев Д.Е. Двор Вологодского архиепископа… С. 146.
6. Приходо-расходные денежные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии. XVII – начало XVIII в. / Сост. Н.В. Башнин. М.; СПб., 2016. С. 285–467.
7. ОР РНБ. Ф. 775 (Собрание А.А. Титова). Ед. хр. 2763.
8. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 14733. Л. 177 об.
9. Там же. Л. 173 об.–174.
10. Там же. Л. 178.
11. Там же. Л. 207 об.
12. Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века. В 2-х т. Т. 2. Переписная книга Вологды 1711–1712 годов / Подгот. к изд. И.В. Пугач, М.С. Черкасова. М., 2008. С. 146.
13. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 14733. Л. 200–200 об.
14. Башнин Н.В. Переписные книги вотчин Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1701–1702 гг.: Исследование и тексты. М.; СПб., 2019. С. 242.
15. Грязнов А.Л. Торговая компания Акишевых в конце XV–XVIII в. // Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии XVII — начала XVIII в. / Сост. Н.В. Башнин. М.; СПб., 2018. С. 794–795.

Печать

Top.Mail.Ru