• Главная
  • 2023
  • Александрова Н.А., Экспонирование генеалогической коллекции: проблемы и решения на примере выставочного проекта «Последний гусар. История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова»

21092023 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Александрова Наталья Алексеевна,
хранитель музейных предметов I категории
Отдела фондов (Собрание Ю.Б. Шмарова) ГБУК «Государственный музей А.С. Пушкина»
(г. Москва)

Экспонирование генеалогической коллекции:
проблемы и решения на примере выставочного проекта
«Последний гусар. История императорской армии и флота
в собрании Ю.Б. Шмарова»

В 2023 году исполнилось 125 лет со дня рождения коллекционера, генеалога, библиофила Юрия Борисовича Шмарова (1898-1989). Собранная им генеалогическая коллекция по истории российского дворянства уже более 30 лет хранится в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва). В 1991 году на основе коллекции был создан первый в России Отдел генеалогии.1


01

Юрий Борисович Шмаров.
Неизвестный фотограф
1960-е гг.
Фотобумага, серебряно-желатиновый отпечаток, серый картон, синяя шариковая ручка, автограф Ю.Б. Шмарова.
Государственный музей А.С. Пушкина

Юрий Борисович Шмаров – потомственный дворянин, родившийся в Москве в семье старшего кандидата на судебные должности при Московской судебной палате Бориса Михайловича Шмарова (1872-1943) и Ольги Петровны, урожденной Яковлевой (1876-1964). Детство свое провел в родовом имении Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, принадлежавшем бабушке по материнской линии. После окончания юридического факультета Московского университета служил юристом в различных организациях, был активным членом Общества «Старая Москва» и Общества изучения русской усадьбы. В 1933 году, после ареста и обвинительного заключения, попал в Ухтпечлаг2, где отбывал срок до 1937 года. После лагеря, понимая невозможность возвращения в Москву без реабилитации, остался на поселении в г. Печоре. Только в 1958 году Юрий Борисович смог вернуться в столицу, где вел историко-краеведческий кружок, занимался научным консультированием сотрудников музеев, библиотек, архивов, киностудий.3

Генеалогическую коллекцию Юрий Борисович Шмаров начал собирать в 1917 году. В это время стало очевидным, что начинается уничтожение всего, что связано с дворянским сословием. Коллекция формировалась на протяжении всей жизни, несмотря на многочисленные трагедии ХХ века. Изначально собрание состояло четырех взаимодополняемых частей: архивная часть (родословные досье по фамилиям), иконографическая часть (портреты, наклеенные на паспарту), библиотека и оригинальные произведения живописи и графики. Незадолго до смерти Юрий Борисович принял решение передать архивную и иконографическую части коллекции в Государственный музей А.С. Пушкина (Москва). Впоследствии у потомков Юрия Борисовича также были получены материалы, дополняющие архивную часть и иконографический раздел, документы из рабочего архива и уникальные документы и фотографии, связанные с деятельностью Общества изучения русской усадьбы 1920-х годов4. Библиотека и произведения живописи и графики по сей день хранятся у потомков Юрия Борисовича.

Выставочный проект к юбилею Ю.Б. Шмарова создавался несколько лет. К этому времени в Государственном музее А.С. Пушкина проходили временные экспозиции на основе генеалогического собрания: «100 дворянских портретов на выставке коллекции Ю.Б. Шмарова» к 100-летию со дня рождения Юрия Борисовича (1998), «Башня Згуры. Из истории Общества изучения русской усадьбы. 1922-1930-х гг.» (2016), «Венок усадьбам: К 100-летию основания и 30-летию возрождения Общества изучения русской усадьбы» (2022). Данные выставочные проекты демонстрировали только отдельные фрагменты собрания, но не показывали генеалогическую коллекцию в полном объеме со всем разнообразием материалов, где связующим звеном служит история семьи.

При разработке концепции выставочного проекта хотелось отобразить деятельность Юрия Борисовича Шмарова как собирателя, генеалога, исследователя, библиофила, показать его окружение и продемонстрировать предметы коллекции, хранящиеся не только в Государственном музее А.С. Пушкина, но и в других музейных собраниях.

В настоящее время только два музея в Москве обладают большим комплексом предметов из коллекции Ю.Б. Шмарова: уже упомянутый Государственный музей А.С. Пушкина и Музей-панорама «Бородинская битва». С Музеем-панорамой «Бородинская битва» Юрия Борисовича связывали долгие годы сотрудничества. Он был не только научным консультантом музея, но и членом фондово-закупочной комиссии, участвовал в воссоздании Общества потомков Отечественной войны 1812 года. Хранитель и научный сотрудник музея Надежда Юрьевна Шведова в своей статье, посвященной этой части коллекции, пишет: «В 1965-1968 годах практически на каждой фондово-закупочной комиссии рассматривались предложения Шмарова. От Юрия Борисовича в Музей-панораму «Бородинская битва» поступило 122 книги и 49 документов, связанных с темой 1812 года, два живописных портрета участников войны Дмитрия Сергеевича Дохтурова и Матвея Ивановича Платова, барельеф Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова работы Федора Толстого (воск), монеты достоинством 2 коп. 1812, 1813, 1817 и 1822 гг. Он гордился тем, что эта часть его собрания будет хранится именно в нашем музее, храниться как коллекция. И еще для него было важно, чтобы предметы не просто хранились, а были востребованы. И музей широко использует коллекцию Шмарова в экспозиционной, выставочной научной работе».5 Необходимо сказать, что предметы, поступившие в Музей-панораму «Бородинская битва», во многом определили направление комплектования музея.

Понимание того, что два крупных раздела коллекции находятся в Государственном музее А.С. Пушкина и Музее-панораме «Бородинская битва», привело к плодотворному сотрудничеству двух музеев и полноправному партнерству на стадии подготовки и реализации выставочного проекта. Концепция выставочного проекта была разработана куратором выставки и хранителем собрания Ю.Б. Шмарова Натальей Алексеевной Александровой (Государственный музей А.С. Пушкина) при участии сотрудников Музея-панорамы «Бородинская битва»: заведующего научно-фондового отдела Виктории Анатольевны Тарасовой, старшего научного сотрудника научно-фондового отдела Надежды Юрьевны Шведовой и заведующего экспозиционно-выставочного отдела Артёма Юрьевича Савинова.

При создании концепции выставки основной проблемой стало определение тематических и хронологических рамок и отбор музейных предметов с учетом их экспозиционных возможностей. В первую очередь, это касалось архивных документов, так как генеалогическая коллекция - вещь особая. Собирая подобную информацию, мы не подразумеваем, что впоследствии документы могут быть выставлены на обозрение, а, следовательно, исследователи пишут и рисуют родословные схемы на некачественной бумаге, не задумываясь о почерке, часто используя бланки или обороты других документов. Архивные документы зачастую имеют многочисленные следы бытования: пятна, надрывы, заломы.

Главная тема выставки основывалась на важном факте биографии Юрия Борисовича Шмарова. Известно, что предки его служили в лейб-гвардии Семеновском полку, участвовали в сражениях под Нарвой и Итальянском походе Суворова. Прадед в 1813 году дошел до Парижа, дед был ранен во время обороны Севастополя. Отец выбрал гражданскую службу по судебному ведомству, но братья отца продолжали военную династию. Ю.Б. Шмаров в 1917 году служил вольноопределяющимся 13-го Нарвского гусарского полка, чем гордился на протяжении всей жизни. Впоследствии, создавая коллекцию, он особо выделял материалы по истории русской армии, а это не только Отечественная война 1812 года, но и Крымская, Русско-японская, Перовая Мировая войны. Именно интерес к военной истории подтолкнул Юрия Борисовича к изучению генеалогии и геральдики. В собрании сохранились уникальные архивные документы, в том числе подлинные послужные списки офицеров, свидетельства на получение военных чинов, а также оригинальные фотопортреты офицеров русской армии с 1860 годов до середины ХХ века (более 200).6 Не менее важными являются и документы о судьбе русского офицерства после революции. В завершении единственного телеинтервью Ю.Б. Шмарова журналист Алексей Денисов7 сказал: «Мы можем и должны поклониться этому русскому духу, может быть, последнему гусару, Юрию Борисовичу Шмарову». Так появилось название «Последний гусар. История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова».

Важным решением при показе истории императорской армии и флота на основе генеалогической коллекции, где главным является человек, его родственные связи, окружение, стал отказ от использования различных военных атрибутов: элементов обмундирования, снаряжения, оружия и т.д.

Для реализации выставочного проекта было предоставлено три анфиладных зала в основном здании Государственного музея А.С. Пушкина на улице Пречистенка. Открытие выставки состоялось 24 марта в день 125-летия Юрия Борисовича Шмарова, здесь присутствовали не только сотрудники музеев, архивов и библиотек, но и родственники Юрия Борисовича, люди, знавшие его лично.
Залы временной экспозиции были разделены тематически: «биография», «история собрания», «портреты офицеров императорской армии и флота».

Первый зал был посвящен жизни и деятельности Юрия Борисовича Шмарова в разные годы, круге его общения. Особенно выделялись материалы 1960-1980-е годов, когда он был одним из немногих московских знатоков дворянской генеалогии и в его дом за советом приходили историки, писатели, музейные работники и другие специалисты для получения справок по родословным, атрибуции портретов, определения военной униформы, истории усадеб.

На центральной стене были размещены портреты Юрия Борисовича в разном возрасте. В центре располагался небольшой пастельный портрет в форме гусара 13-го Нарвского полка, выполненный А.Ф. Ведениным8. Поблизости в витрине можно было увидеть мемориальные предметы: автобиографию, конверт письма из лагеря, генеалогическую схему рода Шмаровых, а также именной памятный нагрудный знак к 35-летней годовщине обороны Севастополя, принадлежавший деду Юрия Борисовича – Михаилу Владимировичу Шмарову.

При отборе экспонатов для этого зала основная сложность заключалась в необходимости показать взаимодействие людей, окружавших Юрия Борисовича, их пересечения в исследовательской работе и жизни. При оформлении зала был выбран экспозиционный прием «портрет и документ», когда в одной раме помещался портрет человека и документ, связанный с его именем, - письма, записки, дарственные надписи. В зале были представлены материалы, связанные с именами друга детства и автора первого экслибриса Ю.Б. Шмарова В.Н. Ненарокова9, «однодельцев» С.В. Свентицкого10 и Е.Е. Сатина11, собирателей Феликса Вишневского12 и Александра Неелова13, генеалогов А.А. Григорова14, А.Л. Сапожникова15 и Д.М. Шаховского16, писателей А.И. Солженицына17 и С.М. Голицына18, художника В.В. Перцова19, членов историко-краеведческого кружка. Впервые в экспозиции была отображена деятельность Юрия Борисовича как научного консультанта не только музеев и архивов, но и киностудии «Мосфильм».

При экспонировании рукописных архивных документов, которые сложны для современного зрителя, в пояснительных текстах давалась полная расшифровка. Таким образом, посетители выставки могли не только увидеть человека на портрете, узнать его биографию, но и «услышать его голос».

В зале, посвященном истории собрания, хотелось показать многообразие предметов и документов генеалогической коллекции и их взаимодополняемость. Посетителю были представлены оригинальные произведения живописи и графики, книги из библиотеки, подлинные документы XVIII-XIX вв., дополненные портретами упомянутых лиц.

Интересен факт, что первое упоминание собрание Юрия Борисовича Шмарова было в 1928 году в статье А.Н. Греча20 «Рисунки Тома де Томона»21. В ней указывалось, что в его собрании имеются рисунки известного архитектора Тома де Томона22 из альбома семьи Воронцовых, а один рисунок даже был воспроизведен в публикации. Долгие годы считалось, что упомянутые рисунки утеряны. Они были обнаружены на стадии подготовки выставки в фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. Выяснилось, что в 1937 году, когда Юрий Борисович находился в лагере, в семье позаботились о сохранности самой ценной части коллекции и Борис Михайлович Шмаров передал уникальные графические листы в Музей Академии архитектуры СССР. Некоторые из них были представлены на выставке, а это рисунки не только Тома де Томона, но и И.И. Шарлеманя23, А.Н. Воронихина24. Так в выставочном проекте появился еще один партнер в лице Музея архитектуры.

История про происхождение рисунков Тома де Томона из семейного альбома М.С. Воронцова25 позволила на противоположной стене показать не только портрет прославленного генерала, но и уникальные документы из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва»: паспорт-подорожную, выданную графу М.С. Воронцову для следования до Парижа и обратно 18 февраля - 2 марта 1819 года, письма графу М.С. Воронцову за подписью князя П.И. Багратиона26 от 15 апреля 1812 года и из канцелярии Военного министерства за подписью военного министра П.П. Коновницына27 от 27 марта 1818 года. Все архивные документы были представлены в подлинниках.

Часть выставочного пространства занимали витрины с книгами из библиотеки Ю.Б. Шмарова. Он на протяжении всей жизни собирал необходимые ему для работы книги, и данные издания со временем составили уникальную библиотеку. Для атрибуции военного портрета нужны были сведения не только по генеалогии и геральдике, но и по военному костюму, наградам, чинам. Так в библиотеке появились разделы по военному мундиру, истории российской армии и флота. Ю.Б. Шмаров собрал коллекцию полковых историй и военных справочников: истории почти всех гвардейских полков, книги по всем родам войск, по истории военно-учебных учреждений, учреждений для управления армией. Открывала список первая полковая история «Краткий очерк Лейб-гвардии Финляндского полка», составленная участником Отечественной войны 1812 года А. Мариным. На каждой книге присутствует или владельческая надпись, или штамп, или какой-либо из экслибрисов, но чаще всего и то, и другое, и третье по мере появления нового книжного знака. Наличие различных элементов книжного оформления и присутствие владельческих и дарственных надписей, экслибрисов, рассказывающих историю бытования книг, затрудняло их экспонирование. По возможности были показаны все элементы книжного оформления и обозначения собрания Ю.Б. Шмарова. Как уже говорилось выше, книги эти ныне хранятся в Музее-панораме «Бородинская битва».

В зале также экспонировались оригинальные произведения живописи и графики из фондов Государственного музея А.С. Пушкина и Музея-панорамы «Бородинская битва», а это мужские и женские портреты, архитектурные пейзажи, виды усадеб.

В следующем зале были представлены портреты офицеров императорской армии и флота. Надо сказать, что в иконографической части генеалогической коллекции Ю.Б. Шмарова можно встретить различные по технике изображения: фотографии XIX – начала XX в., вырезки из дореволюционных и советских изданий, среди которых есть и серийные периодические издания и редкие дореволюционные, а также огромное количество пересъемок с фотографий и изданий. Каждое изображение наклеено на паспарту из картона. На лицевой части паспарту указаны имя, отчество и фамилия изображенного лица и даты его жизни. На обороте – основные генеалогические и биографические сведения. Интересен факт, что, чем известнее личность, тем меньше сведений о ней приводится на паспарту, а чем менее известна – тем сведения подробнее. Паспарту с портретами хранятся в алфавитном порядке в папках. Среди портретов выделяется большой комплекс подлинных фотографий офицеров Российской императорской армии и флота и членов их семей. Это более 200 оригинальных фотографий: профессиональных и любительских, индивидуальных и групповых, парадных и семейных, в военном мундире и в светском платье, детских портретов и портретов в зрелом возрасте, в городских квартирах и в имениях, на службе и на отдыхе, с друзьями и родственниками. Их объединяет то, что на каждой из них изображены представители дворянского сословия, выбравшие военную службу. Портреты представлены практически во всех фотографических техниках. Многие фотографии поступили в составе больших семейных комплексов от потомков военных династий. В зале можно было увидеть портреты и документы как знаменитых, так и малоизвестных военных династий. Как говорил Ю.Б. Шмаров, его собрание «не раз служило подспорьем для тех, кто изучает жизнь и деятельность людей, вошедших в историю отечественной культуры».

В зале были представлены портреты офицеров, где основным принципом стал генеалогический, когда портреты размещаются семейными группами. Здесь можно было увидеть не только представителей военных династий, но и портреты их жен и дочерей, а также тех лиц, благодаря которым они оказались в собрании Ю.Б. Шмарова. Многие семейные фотографии были дополнены архивными документами и родословными схемами. Около портретов – подробные пояснительные надписи с указанием генеалогической и биографической информации об изображенном лице и истории бытования портретов.

Завершением экспозиции стал большой портрет Юрия Борисовича Шмарова в условно воссозданном интерьере за рабочим столом. На столе были расположены материалы по истории семей Бакуниных и Полторацких: архивное досье «Бакунины», портреты Полторацких из иконографической части коллекции, живописный портрет Александра Павловича Бакунина28, работы его сестры Екатерины Павловны Бакуниной, в замужестве Полторацкой29 (1828), подлинные письма Е.П. Полторацкой к дочери Екатерине Левашовой30 (1858), печатка из топаза А.А. Полторацкого31 (1820-1830-е).

Выставка «Последний гусар. История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова» проходила с марта по август 2023 года и все время в залах находились посетители, которые с интересом рассматривали экспонаты, читали сопроводительные тексты и отставляли свои отзывы. В одном из них говорится: «Прекрасная выставка, напоминает давно ушедшие времена и людей, когда-то значительных для России. Поражает взгляд Ю.Б. Шмарова на необходимость собирать материалы о «давно» ушедшем времени, о людях, защищавших Россию, великолепно изданные и сохраненные книги в полках свидетельствуют о той значимости военных полков, которые были в царской России. Выставка свидетельствует о бережном отношении сотрудников музеев к историческому прошлому…». Итогом проекта стало издание каталога выставки32.

________________________________________________________________________________
1. О собрании и истории отдела см.: Рыкова О.В. Собрание Ю.Б. Шмарова и научно-справочный генеалогический центр в Государственном музее А.С. Пушкина // Летописи Историко-родословного общества. Вып.3(17). С.101-102; Она же. Собрание Ю.Б. Шмарова и научно-справочный генеалогический центр в Государственном музее А.С. Пушкина // Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации. М., 1994. С.132-133; Крейн А.З. Жизнь в музее. М., 2002. С.505-512; Рыкова О.В., Иванников Д.А. Собрание Ю.Б. Шмарова в фондах Государственного музея А.С. Пушкина // Научно-исследовательская работа в музее: доклады науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей 29 ноября 2002 г., 28 ноября 2003 г. М., 2005. С.39-43; Александрова Н.А. Собрание Ю.Б. Шмарова: справочный аппарат по истории российских дворянских родов // Рубежи памяти: груз прошлого на весах современности: Труды междунар. науч. конф. СПб., 2015. С.11-16; Она же. Собрание Ю.Б. Шмарова: методические основы генеалогической коллекции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. №4(29). С.60-63; Она же. Коллекция Юрия Борисовича Шмарова: генеалогия российского дворянства в Советском Союзе // Книжные и документальные коллекции ХХ века: идеология и обстоятельства: Материалы науч. конф. «Вторые Рязановские чтения»18-19 марта 2015 г. М., 2016. С 136-144; Она же. Информационные возможности генеалогической коллекции на примере собрания Ю.Б. Шмарова // Документ. Архив. Информационное общество: Материалы III междунар. научн.-практ. конф. 28-29 сентября 2017. М., 2018. С.432-438 и т.д.
2. Ухтпечлаг – Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь – подразделение, входившее в структуру ГУЛАГа ОГПУ.
3. О Ю.Б. Шмарове см.: Киселева Е.Г. Ю.Б. Шмаров // Киселева Е.Г. Московские друзья книги. М., 1978. С.135-141; Она же. Хранитель памяти // Альманах библиофила. Вып.Х. М., 1981. С.90-97; Иванова Л.В. Шмаров Юрий Борисович // Историки и краеведы Москвы: Некрополь: Библиографический указатель. М., 1996. С.189-190; Рыкова О.В. Юрий Борисович Шмаров // Русская генеалогия / Под ред. Б.А. Николаева. М., 1999. С.221-224; Она же. Московский генеалог Ю.Б. Шмаров: Очерк-воспоминание // Русский родословец. 2001. №1. С.93-105; Она же. Дворянские портреты: собрание московского генеалога Ю.Б. Шмарова // Наше наследие. 2002. №62. С.67-75; Александрова Н.А. Новые материалы к родословию Ю.Б. Шмарова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2017. Т.27. Вып.4. С.635-641 и т.д.
4. Об этой части коллекции см. Александрова Н.А. «Материалы по истории русской дворянской усадьбы» в собрании Ю.Б. Шмарова // Русская усадьба XVIII – начала XXI вв.: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы научной конференции. Ярославль, 3-4 июля 2014 года. Ярославль, 2014. С.5-16; Она же. Фотографическая коллекция Общества изучения русской усадьбы (1922-1930-е) в собрании Ю.Б. Шмарова // Фотография в музее: Сб. докладов конференции. 16-18 мая 2017 г. СПб, 2017. С.87-91; Она же. Фотографическая коллекция и рукописное наследие Общества изучения русской усадьбы в собрании Ю.Б. Шмарова // Русская усадьба: сборник ОИРУ. Вып.28(44). СПб., 2022. С.567-592; Она же. Фотографическая коллекция Общества изучения русской усадьбы // Интерьер XIX-XX веков из Собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Живопись, графика, фотография: Каталог выставки / Авт.-сост. Н.А. Александрова, Л.А. Карнаухова. Москва, 2022. С.103-139.
5. Шведова Н.Ю. Книжная коллекция Юрия Борисовича Шмарова в собрании Музея-панорамы «Бородинская битва» // Материалы научно-практической конференции «Личные коллекции в музейных фондах»: сборник статей / Сост. В.А. Тарасова. М., 2021. С.16. Об этой части собрания см. также: Шведова Н.Ю. Книги из собрания Ю.Б. Шмарова в коллекции «редкая книга» Музея-панорамы «Бородинская битва» // «… И календарь осьмого года…»: Материалы научно-практических чтений «Библиотека в усадьбе» (24-28 апреля 2013 года) и научной конференции «Музей. Реставратор. Реставрация» (17-19 июня 2013 года): сб. статей. Сельцо Михайловское, 2013. (Серия «Михайловская пушкиниана». Вып.61). С.195-202; «История полка - это памятник...». Онлайн выставка Музея-панорамы «Бородинская битва» (https://museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/iss3_borodino_3786769).
6. Подробнее см.: Александрова Н.А. Материалы Первой мировой войны в собрании Ю.Б. Шмарова // «Мелихово»: Альманах. Вып.11 / Отв. ред. А.А. Журавлева. Мелихово, 2019. С.168-177; Она же. Портреты офицеров Российской императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова (из коллекции Государственного музея А.С. Пушкина) // Фотография в музее: Сб. докладов конференции. СПб, 2020. С.87-91.
7. Алексей Григорьевич Денисов (р.1964) - российский журналист, главный редактор познавательного телеканала ВГТРК «История», режиссер документального кино.
8. Александр Федорович Веденин (1911-2001) - архитектор, художник, знакомый Ю. Б. Шмарова, выполнивший графический портрет на основе фотографии, сохранившейся в семейном архиве.
9. Василий Николаевич Ненароков (1900-1980) - архитектор-строитель, занимавшейся промышленной архитектурой, близкий друг Ю. Б. Шмарова с гимназических лет, общение с которым продолжалось на протяжении всей жизни.
10. Сергей Владимирович Свентицкий (1906 - после 1989) - инженер-строитель, проживал в поселке Новогиреево под Москвой, где арестован в 1933 году, «одноделец Ю. Б. Шмарова». В 1970-1980-е годы, после возращения из ссылки, помогал Ю. Б. Шмарову в обработке иконографической части коллекции: наклеивал фотографии на паспарту и делал подписи.
11. Евгений Евгеньевич Сатин (1873-1942) – воспитывался в Михайловском кадетском корпусе в Воронеже и Николаевском кавалерийском училище, служил в 39-м драгунском Нарвском полку. Выйдя в отставку, жил в своем имении Хилково Кирсановского уезда Тамбовской губернии. После революции поселился в поселке Новогиреево под Москвой, где в 1933 году был арестован, «одноделец Ю. Б. Шмарова».
12. Феликс Евгеньевич Вишневский (1903-1978) – собиратель произведений искусства, музейный деятель, Заслуженный работник культуры РСФСР. Окончил Московский университет. Участвовал в организации Первого пролетарского музея в Москве. Сотрудник Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В 1920-е годы научный сотрудник Государственного исторического музея. В 1928 году выслан из Москвы с полной конфискацией коллекции. По возвращении в столицу продолжил работу в сфере музейного дела. Сотрудничал со многими музеями в качестве консультанта, исполнял должности научных сотрудников, предоставлял предметы из коллекции для экспонирования на выставках, создал «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».
13. Александр Александрович Неелов – тамбовский коллекционер, библиофил, музейный работник. До Великой Отечественной войны служил экскурсоводом в Павловске, научным сотрудником музея в Петергофе. После войны поселился в Тамбове, где сблизился с внучкой Екатерины Павловны Полторацкой, ур. Бакуниной. Собирая коллекцию, стал хранителем реликвий семейств Бакуниных и Полторацких, Арсеньевых и др. Собирал книги, иконы, мебель, портреты и предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв. Некоторые вещи из его собрания сейчас можно встретить в музеях Москвы, Торжка и Тамбова.
14. Александр Александрович Григоров (1904-1989) – получив домашнее образование, поступил в Московский кадетский корпус, окончить который не пришлось из-за революционных событий. Владел разнообразными специальностями. После окончания лесного техникума Наркомата земледелия служил в лесничестве. Несколько раз был арестован, провел более 10 лет в лагерях и ссылках. В 1959 году, после реабилитации поселился в Костроме. Выйдя на пенсию, начал заниматься историей и генеалогией и более 20 лет работал с архивными документами, изучая историю костромского дворянства. Автор многочисленных публикаций. За заслуги по возрождению костромского краеведения и вклад в генеалогию получил звание Почетного гражданина г. Костромы.
15. Алексей Львович Сапожников (1906-1989) – по образованию инженер, ставший одним из лучших знатоков военной истории России. Репрессирован, был в ссылке. Автор исторических трудов и воспоминаний. Собрал большой архив и коллекцию биографических, генеалогических и иконографических сведений о деятелях России.
16. Дмитрий Михайлович Шаховской (р.1934) – историк, генеалог, общественный деятель, доктор историко-филологических наук, профессор истории Русской Церкви и русской философии Свято-Сергиевского богословского института в Париже, профессор университета Верхней Бретани (г. Ренн), председатель Родословной Комиссии и Вице-председатель Союза Русских Дворян. Автор-составитель многотомного издания «Российское общество и дворянство».
17. Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) – писатель, драматург, публицист, общественный и политический деятель. С 1974 года после принудительной высылки из СССР живший и работавший в Швейцарии и США. В мае 1994 вернулся в Россию. В 1960-е обращался к Ю.Б. Шмарову за консультациями по истории русской армии.
18. Сергей Михайлович Голицын (1900-1989) – писатель, мемуарист, инженер-топограф, военный строитель, участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей. Автор многочисленных книг, среди которых особое место занимает биографическая повесть «Записки уцелевшего».
19. Владимир Валерьевич Перцов (1933-2017) – окончил Московский полиграфический институт по специальности художник-график. Иллюстратор многочисленных книг, в том числе и по русской истории, Почетный член Российской академии художеств, Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ.
20. Алексей Николаевич Греч (наст. фам. Залеман, Залиман) (1899-1938) – член-учредитель, член правления, и второй председатель Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Искусствовед, музейный работник, педагог, автор многочисленных публикаций. Защитил диссертацию на тему «Русская живопись первой половины XVIII в. А.П. Антропов». Занимался изучением усадеб Кусково, Остафьево, Дубровицы, Отрада, Ясенево, Белкино и др. В 1929 году обвинен в контрреволюционной деятельности, срок отбывал в Соловецком лагере, где по памяти написал работу «Венок усадеб» - 47 очерков о подмосковных имениях. После освобождения жил в Туле. В 1937 году арестован и расстрелян.
21. Греч А.Н. Рисунки Тома де Томона. Сборник Публичной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Вып.2. М., 1928. С.135-152.
22. Жан-Франсуа Тома де Томон (1760-1813) - французский рисовальщик и архитектор, работавший в России, представитель классицизма начала XIX века, академик и профессор Императорской Академии художеств. Самыми известными проектами в Петербурге стали Биржа, Ростральные колонны, Большой (Каменный) театр и другие.
23. Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) - русский архитектор, почетный вольный общник Императорской Академии художеств, отец академика живописи Адольфа Шарлеманя и академика архитектуры Иосифа Шарлеманя. Будучи пенсионером в Академии художеств, не раз отмечался высшими наградами, в том числе за проекты Медико-хирургической академии и карантинного лазарета. После выпуска из Академии занятия в ней не прекратил и по личной своей просьбе остался работать при ней. Впоследствии поступил на государственную службу и по должности занимался составлением проектов и осуществлением строительства казённых зданий.
24. Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) - архитектор и художник декоративно-прикладного искусства периода классицизма, с его именем связаны многие выдающиеся сооружения в Санкт-Петербурге и Павловске.
25. Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) - граф, князь (1845), светлейший князь (1852), генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, герой Отечественной войны 1812 года. В 1815-1818 годах командир русского оккупационного корпуса во Франции, а впоследствии Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, способствовавший развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца.
26. Петр Иванович Багратион (1765-1812) - ученик А.В. Суворова, генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года, раненый во время Бородинского сражения, отчего и скончался.
27. Петр Петрович Коновницын (1764-1822) - граф, военный деятель, генерал от инфантерии. Военную службу начал в 1785 году. При императоре Павле I попал в опалу и в 1798 году подал в отставку, уехав в деревню на Псковщину. В Отечественную войну 1812 года командовал дивизией. В критический момент Бородинского сражения организовал оборону восточного Семеновского оврага. С сентября 1812 года служил дежурным генерального штаба генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. Участник Заграничных походов. В 1815 году назначен на должность военного министра.
28. Александр Павлович Бакунин (1799-1862) – лицейский товарищ А.С. Пушкина, с 1817 года в службе в лейб-гвардии Семеновского полка, адъютант Н.Н. Раевского-старшего, впоследствии служил в лейб-гвардии Финляндского полка и чиновником при московском военном генерал-губернаторе Д.В. Голицыне.
29. Екатерина Павловна Бакунина, в замужестве Полторацкая (1795-1869) – родная сестра А.П. Бакунина, фрейлина, художница, предмет юношеской любви А.С. Пушкина в Лицее.
30. Екатерина Александровна Полторацкая (1838-1917) – дочь А.А. Полторацкого и Е.П. Бакуниной, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Ивановича Левашова.
31. Александр Александрович Полторацкий (1792-1855) – двоюродный брат А.П. Керн, участник Отечественной войны 1812 года.
32. Последний гусар. История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова: По материалам выставки Государственного музея А.С. Пушкина / Автор-составитель Н.А. Александрова. М., ГМП, 2023.

Печать

Top.Mail.Ru