Появление железных дорог в России в конце 30-х гг. XIX в. имело огромное значение для развития многонациональной и многоконфессиональной империи. Обширная сеть железных дорог уже в конце XIX в. связала большинство окраин с центром государства. Железные дороги явились не только важным экономическим фактором развития России, но и способствовали большему культурному обмену между регионами.
Особенно значимую роль железные дороги призваны играть во время военных действий, обеспечивая перевозку вооружения, техники, материалов, продовольствия. Первая мировая война, к которой железнодорожный транспорт оказался не подготовлен, со всей очевидностью показала важность сооружения новых железных дорог. Хотя железнодорожная сеть России была больше, чем в любой другой европейской стране, но по сравнению с территорией и потребностями государства была недостаточна.
Строительство линии Петрозаводск - Романов-на-Мурмане связано со стремлением правительства усилить внешние пути сообщения, так как в начале войны Чёрное и Балтийское моря оказались заблокированы. Решение проблемы виделось правительству, в частности, в сооружении Мурманской железной дороги, соединяющей железнодорожную сеть России через Петрозаводск - Кемь - Кандалакшу с незамерзающим портом на побережье Северного Атлантического океана.
В ноябре 2006 г. исполняется 90 лет со времени открытия железнодорожной линии Петрозаводск - Романов-на-Мурмане. Сам ход строительства представляет особый интерес, так как дорога создавалась в уникальных условиях Севера, с его суровой природно-климатической средой и сложным рельефом местности. Принимавшие участие в строительстве дороги выходцы из Китая, Канады, военнопленные Австро-Венгерской и Германской армий не были приспособлены к местным условиям. Кроме того, плохая организация бытового обслуживания приводила к болезням и большой смертности среди строителей. Всё это отражено в документах (в основном, фотографиях), представляемых на выставке Национальным архивом Республики Карелия и Карельским государственным краеведческим музеем.
Многие документы впервые вводятся в научный оборот, в частности, фотографии из уникальной коллекции изыскателя и военного инженера А.М. Азанчеева, находящиеся на хранении в Карельском государственном краеведческом музее.
Начать просмотр »
|