Русский Север единственный в своем роде заповедник деревянного зодчества. Здесь сохранились до наших дней замечательные памятники народного творчества, воссоздающих картину древнерусской архитектуры. Русская деревянная архитектура - неотъемлемая часть составная часть отечественной художественной культуры. Как и каменная архитектура, она подчинялась основным историческим закономерностям развития, отзывалась на все крупные и значительные события в жизни государства. Между деревянной и каменной архитектурой всегда существовала тесная взаимосвязь и взаимовлияние, но к каменной архитектуре время оказалось более щадящим, чем к деревянной. Тем более ценно наследие деревянной архитектуры, сохранившееся на северных территориях России.
На протяжении столетий Север был форпостом обороны России против иноземцев. Сторожевые башни и крепостные стены стали неотъемлемой частью северного пейзажа. Образы суровых и неприступных крепостных сооружений глубоко укоренились в деревянном северном зодчестве, став одной из его типичных и ярких особенностей. Экономическое и культурно-политическое отставание севера привело к тому, что древнерусская архитектура, почти исчезнувшая на остальной территории России, сравнительно хорошо сохранилась в маленьких северных городах, деревнях, островах Онежского озера. Отличающиеся глубоким своеобразием и выразительностью художественного образа, гениальными по простоте и целесообразности композиционными и конструктивными приемами, многие из этих архитектурных памятников относятся к числу лучших произведений мировой архитектуры.
Сохранив многие черты языческой культуры, архитектура древней Руси отличается жизнерадостностью и совершенно лишена сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоявшего из венцов, постройки зодчих-плотников, достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы "восьмериков" и "четвериков" (восьмигранных и четырехсторонних объемов), шатровые верхи колоколен, многоглавие церквей, разнообразные орнаментальные формы крылец, окон, наличников, резных украшений свидетельствуют о виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. Строгая простота и ясность композиции сочетаются с выразительным силуэтом зданий и узорной декоративностью деталей, одновременно проявляя глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем. Простота, которая обращает на себя внимание в памятниках северного деревянного зодчества, с течением времени стала одной из главных эстетических категорий русского народного искусства.
Архитектуре Карелии также свойственны природные аналоги - шатры-ели, главки-шишки, "красный тес" - еловые ветви. Древние пережитки язычества, поднятые посредством искусства до уровня символического обобщения - не слепое подражание природе. Здесь отражается художественная сущность деревянной архитектуры, особенности миропонимания и художественная интуиция народа, населяющего территорию Карелии.
Древнейшим из сохранившихся на территории Карелии памятников русского деревянного зодчества является Лазаревская церковь Муромского монастыря, построенная, по преданию в XIV в., хотя наиболее вероятной датой постройки церкви можно признать XVII в.
К XVIII в. деревянное культовое строительство в Карелии развивая декоративные тенденции предшествующего периода, подошло к многоглавию, которое в сочетании с ярусным построением высотных объемов создавало многообразные композиции с богатой пластикой и причудливым силуэтом. Стремление к внешней регулярности определило равномерное размещение окон на фасадах, не учитывающее соотношение высот помещений и световую композицию интерьера в целом. В свою очередь, то и другое способствовало упрощению художественного образа культовых сооружений, что, символизировало победу духовного начала над мирским.
К началу XVIII в. в русском зодчестве накопился богатый опыт создания ступенчатых многоглавых церквей, который с блистательным успехом был использован при строительстве Преображенской церкви Кижского погоста (1714 г.).
Ансамбль Кижского погоста - явление выдающееся и исключительное во всей истории русской и мировой архитектуры, создавался на протяжении более чем ста пятидесяти лет. Сегодня ансамбль состоит из четырех составных - Преображенской и Покровской церквей, колокольни и ограды. Его характеризует органичное сочетание различных по своим формам построек, силой выразительных контрастов, замечательным художественным единством.
Стилистические изменения в середине XVIII в. коснулись и художественной трактовки взаимосвязи интерьера с окружающим пространством. Если в XVII - первой половине XVIII вв. крыльца и галереи придавали этой связи художественную убедительность, создавали промежуточное звено между открытым и закрытым пространствами, подчеркивали общедоступный и демократичный характер сооружений, то во второй половине XVIII в. получила распространение тенденция к превращению открытых галерей и крылец в тесовые сени, художественно отразившая идею обособления культовых построек от "мира".
Преемственность обеспечила народному зодчеству в XVIII в. иммунитет против космополитических влияний, а в XIX в. позволила стать хранителем национальных тенденций культуры.
Народное деревянное зодчество развивалось под постоянным воздействием профессиональной архитектуры, влияния которой не были однозначны и служили внешним стимулом для развития деревянного зодчества до тех пор, пока традиции гарантировали выборочность заимствований по принципу их совместимости со вкусами и привычками народа. Лишь к концу XIX в., в связи с ослаблением регулирующей роли традиций, влияние городской профессиональной архитектуры нарушили структурную целостность народного деревянного зодчества и, в конечном счете, ускорили его деградацию.
XIX в. - время заката деревянного культового зодчества. Планомерное обновление древнерусских храмов - расширение оконных и дверных проемов, обшивка стен, замена тесовых крыш и лемеховых покрытий на железные, уничтожение резных деталей привело к тому, что многие ценнейшие памятники древнерусской архитектуры были уничтожены, а территории русского Севера были наводнены малохудожественными по исполнению церквами.
Памятники архитектуры - важнейшие вехи истории материальной культуры, именно они придают индивидуальный облик городам и селам, воспитывают в человеке художественный вкус и чувство патриотизма. В этом заключается активная роль памятников архитектуры в культурной жизни современности.
|