Министерство культуры Республики Карелия
Национальный архив Республики Карелия
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Национальный музей Республики Карелия
Выставка к 100-летию со дня рождения К.Л. Буторова основана на документальном и художественном наследии художника из личного архива дочери художника Шустовой (Буторовой) Нины Константиновны, из фондов Национального архива Республики Карелия, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Национального музея Республики Карелия.
Константин Леонидович Буторов, живописец, график, родился 30 апреля 1922 г. в селе Свирская Слобода Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии (ныне село Свирское Лодейнопольского района Ленинградской области) в семье преподавателя сельскохозяйственного техникума г. Петрозаводска (бывшего гидротехника Олонецкого управления земледелия и государственных имуществ) Леонида Дмитриевича Буторова. Отец происходил из крестьян Владимирской губернии; мать, Мария Стефановна, - из мещан города Петрозаводска. В 1940 г. Константин Леонидович закончил общеобразовательную школу в Петрозаводске. Одновременно с обучением в школе осваивал художественное ремесло в изостудии Дома народного творчества в г. Петрозаводске, где руководителем был В.Н. Попов, ученик Ильи Репина. В изостудию к Вениамину Попову попал вслед за двумя старшими братьями, закончил обучение перед самой войной в 1941 г. С началом войны Буторов стал штатным сотрудником Карело-Финского телеграфного агентства (КарелфинТАГа), а затем и главным художником «Окон КарелфинТАГа». Работа в КарелфинТАГе оказалась плодотворной, карикатуры художника на военную тему получили широкую известность, а его заслуги были оценены Телеграфным агентством Советского Союза.
В 1944 г. (в 22 года) Константин Леонидович стал членом Союза художников СССР. С этого времени началась его активная выставочная деятельность. Художник работал в разных жанрах. Ежегодно его работы выставлялись на местных республиканских выставках, а также участвовали во всесоюзных и декадных выставках в Москве. Константин Леонидович являлся не только талантливым художником, но и известным общественным деятелем. Его заслуги перед Карелией несколько раз отмечались грамотами Президиума Верховного Совета КАССР. В 1970 г. за вклад в развитие изобразительного искусства республики К.Л. Буторову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры КАССР».
Константин Леонидович Буторов умер в 1997 г., оставив после себя богатейшее наследие, запечатлев в своих работах ушедший век.
В первом разделе выставки представлены фотографии и документы биографического характера, датируемые 1944 - концом 1980-х гг., хранящиеся в личном архиве Н.К. Шустовой (Буторовой), Национальном архиве Республики Карелия, Национальном музее Республики Карелия.
Одним из самых ярких периодов в жизни К.Л. Буторова стала работа в Карело-Финском телеграфном агентстве (КарелфинТАГе) в годы Великой Отечественной войны, где он был главным художником «Окон КарелфинТАГа». По воспоминаниям самого Константина Леонидовича идею издания «Окон» он заимствовал из газет, в которых уже начали публиковать «Окна ТАСС» - информационные листы с положением на фронте, которые сопровождали сатирические плакаты.
«Окна ТАСС» были самым значимым проектом Телеграфного агентства Советского Союза военных лет. Первые «Окна ТАСС» появились на улицах Москвы 27 июня 1941 года. Они были призваны поднять боевой дух солдат, в ярких и простых образах укрепить веру людей в неизбежность победы над врагом. «Окна ТАСС» рисовались вручную и размножались с помощью трафаретов. Только в первый месяц войны выпустили 119 названий плакатов общим тиражом 7200 штук. В московской редакции над «Окнами ТАСС» работали 125 художников и 83 писателя. Тексты писали Демьян Бедный, Самуил Маршак, Павел Антокольский, Василий Лебедев-Кумач, Ольга Берггольц, Сергей Михалков и многие другие знаменитые литераторы. Лучшие художники-карикатуристы — Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы и другие — вкладывали свой талант в создание «Окон ТАСС». По примеру московских «Окон ТАСС» подобные информационные листки стали выпускаться почти во всех крупных городах Советского Союза, где были объединения художников: в Ленинграде, Киеве, Харькове, Куйбышеве, Ташкенте, Туле, Пензе, Чите, Бийске, Фрунзе, Саратове, Свердловске, Казани, Горьком и многих других.
Летом 1941 г. в Петрозаводске был создан иллюстративный отдел «КарелфинТАГа», выпускавший сатирические плакаты в 2-3-х экземплярах, которые развешивались на зданиях и заборах Петрозаводска. Карельские «Окна» пользовались большой популярностью. Вскоре стало ясно, что необходимо увеличить количество экземпляров информационных листков и частоту их выпуска. Одному К.Л. Буторову было бы с этим не справиться. К нему присоединились художники Анатолий Шубин и Ольга Граф (они вместе обучались в изостудии Дома народного творчества у В.Н. Попова), а также поэт Виктор Гудков (основатель Национального ансамбля песни и танца «Кантеле»). С 21 сентября 1941 г. с приближением фронта «Окна КарелфинТАГа» стали выпускаться в Медвежьегорске, затем редколлегия перебралась в Беломорск. Тираж «Окон» колебался от 5 до 10 экземпляров. В Беломорске была организована целая витрина со стеклом, в ней плакаты менялись каждый день. Благодаря этой витрине часть плакатов сохранилась. Позднее к художественному коллективу «Окон КарелфинТАГа» присоединились художники Ксения Николаевна Осипова, Суло Хейккиевич Юнтунен, Георгий Адамович Стронк. За весь военный период было выпущено более 500 плакатов.
Творчество Константина Леонидовича Буторова не осталось незамеченным. В 1943 г. его пригласили принять участие во Всесоюзной выставке искусства агитационного плаката в Москве. В 1944 г. К.Л. Буторов за работу в КарелфинТАГе был награжден Почетной грамотой ТАСС.
После освобождения Карелии и возвращения в Петрозаводск К.Л. Буторовым были созданы первые плакаты, призывающие к послевоенному восстановлению республики. В то же время появились зарисовки разрушенных городов и поселков Карелии, их жителей после оккупации. Сейчас его рисунки военного времени воспринимаются как уникальные документы, фиксирующие события тех лет.
В период войны началась выставочная деятельность К.Л. Буторова. В 1944 году он принял участие в выставке произведений художников Карело-Финской ССР на тему «Фронт и тыл» в г. Беломорске.
В данном разделе представлены «Окна КарелфинТАГа», отдельные плакаты с политической карикатурой, политические и агитационные плакаты. «Окна КарелфинТАГа» хранятся в Национальном архиве Республики Карелия в фонде «Коллекция наглядной агитации Великой Отечественной войны», датируются июлем-августом 1941 г. Политические и агитационные плакаты, плакаты с политической карикатурой находятся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, Национальном музее Республики Карелия, Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Некоторые плакаты сохранились в двух экземплярах. Рисунки заключительного периода войны хранятся в Национальном музее Республики Карелия, Музее изобразительных искусств Республики Карелия.
В 1944 г. К.Л. Буторов был принят в члены Союза художников СССР. В послевоенные годы он был одним из ведущих живописцев в Карелии и единственным на тот момент художником – жанристом.
Константин Леонидович работал в разных жанрах. Он писал и портреты, и бытовые сцены, и натюрморты, но предпочтение все-таки отдавал пейзажу. Особенно удавались К.Л. Буторову натурные пейзажные этюды, посвященные северной природе и карельской деревне. Очень часто в пейзажах Константина Леонидовича присутствовал человек, хотя роль его не везде одинакова: иногда пейзаж служил подтекстом в передаче образа человека. Историю карельской живописи тех лет невозможно представить без его картин «Будущие капитаны», «Маруся-полевод», «Избач», «Сельский киномеханик», «На переправе» и других работ. Портреты создавались не только в контексте пейзажа. Константином Леонидовичем была создана целая серия выразительных портретных образов, которые выделены в выставке в отдельный раздел. Сюжеты многих картин стали отражением советской эпохи.
Круг интересов К.Л. Буторова был достаточно широк. В начале 1950-х гг. Константин Леонидович участвовал в оформлении печатного издания карельской сказки «Матти-весельчак». Детская книжка с его иллюстрациями вышла в 1954 г. в Государственном издательстве КФССР. Художником были созданы и монументальные произведения на исторические темы, примером служит картина «Восстание в Кижах». Истории Карелии посвящена также серия картин под общим заголовком «Старый и новый Петрозаводск».
Работы художника были очень популярны, практически каждый год экспонировались на различных республиканских, всероссийских, всесоюзных выставках. С 1976 г. его картины выставлялись за рубежом (в Финляндии, Франции, Германии).
Художественные произведения, представленные в данном разделе выставки, находятся на хранении в Музее изобразительных искусств Республики Карелия и Национальном музее Республики Карелия